Захарова Светлана Александровна
Сафина Гульнара Ривхатовна
педагог-психолог первой квалификационной категории,
социальный педагог первой квалификационной категории
ГБУ «Детский дом
Приволжского района г. Казани»
Трехсторонний договор на временное пребывание ребенка в детском доме – не совсем стандартное явление, но реальная возможность сохранить семью как де-юре, так и де-факто. Это, может быть, последний шанс сесть за стол переговоров. Если это не удавалось сделать в рамках семьи, то стоит попробовать при помощи посредников, а посредниками в этом случае будут выступать высококвалифицированные сотрудники органов опеки и детского дома. В некоторых случаях необходимость в них очевидна.
А.А. Портнова и Е.Н. Приступа неоднократно указывали, что во многих проблемных семьях фиксируется низкий уровень общей культуры и отсутствие психолого-педагогической культуры. Такие семьи характеризуются не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что-либо изменять и исправлять в содержании и методах воспитания; в устойчивом уклонении родителей от контактов со специалистами, игнорировании их рекомендаций, пренебрежении основными интересами и нуждами ребенка, повторяющимися или затяжными конфликтами в семье, нарушениями взаимоотношений между членами семьи.
После помещения ребенка в детский дом по трехстороннему договору такая закономерная процедура как адаптация (наблюдение, беседы, создание психологически комфортной атмосферы, выстраивание доверительных отношений) приобретает специфические черты, задачи и цели. Основной задачей становится выявление истинных причин и мотивов возникновения конфликтной ситуации в семье. Каждый член семьи будет высказывать свою точку зрения – «у каждого своя правда». Как правило, у всех позиция оправдания, не стоит ждать на данном этапе раскрытия самой сути. Человеку, как взрослому, так и ребенку, легче увидеть недостатки, промахи и ошибки других, нежели свои собственные. Чаще всего очевидные, лежащие на поверхности причины, по сути далеки от реальности. Они проходят преломление через призму собственного восприятия. Почти всегда можно наблюдать гипертрофическое восприятие и наличие демонстративности, как со стороны детей, так и со стороны родителей или лиц их заменяющих. Крайне необходимо разобраться в деформации корней семейных отношений. Объяснить ребенку/родителю не конструктивность данного способа поведения и выработать конструктивные методы.
Необходимо четко определить цель работы на период пребывания ребенка в детском доме – возврат в родную семью. Если это возможно.
Работая с родителями и лицами их замещающих, в первую очередь, необходимо помочь в осознании того, что делали неправильно и развитие желания изменить методы и формы детско-родительских отношений. Понимание, что проблемы детей – это промахи родителей побудит их провести самопроверку, более критично взглянуть на собственную позицию. К следующему этапу можно переходить только тогда, когда это родители это осознали. Если ребенок старше 15 лет, необходимо донести осознание того, что с 14 лет появляется самооценка, а, следовательно, уже от него самого зависит что и как будет проходить в его жизни. На заключительном этапе обязательно должно происходить выставление прогноза развития отношений.
Всех членов семьи необходимо вооружить не только знаниями, но положить начало формирования навыков и умений. Сделать все возможное, чтобы отношения в семье начали развиваться в новом русле, содействуя не собственному благу, а благу других.
Резюмируя все вышесказанное можно выявить четыре основных функциональных этапа:
- Диагностический – установление причин, проблем.
- Социализаторский – определение способов устранения и решение установленных проблем.
- Прогностический – предположение возможных проблем.
- Профилактический – предотвращение негативного развития событий.
Эти этапы – инструмент, подобно скальпелю, последствие от его использования полностью зависит от степени профессионализма того, кто его использует.