Павлова Ольга Александровна
педагог дополнительного образования
по изобразительному творчеству, методист, МБУДО «ЦДТ п. Дербышки», г. Казань
Инновационная деятельность педагога – это нововведения в образовательный процесс: в содержание, применение новых технологий, методов, средств обучения и воспитания. Основная цель нововведений – повышение эффективности образовательного и воспитательного процесса.
Следует отметить, что инновации могут быть с разной степенью новизны: абсолютно новые, относительно новые и инновациями можно назвать давно забытое и применённое вновь с учётом современных требований и особенностей времени.
Инновации существенно обогащают, улучшают процесс обучения и воспитания. Повышают привлекательность занятий для детей и их родителей, повышают престиж детского объединения и образовательной организации в целом. В условиях постоянного обновления во всех сферах жизни – образование не может стоять на месте. Инновации в образовательном процессе постепенно отбрасывают всё устаревшее (неэффективное в наше время) и вносят свежие перемены, подсказанные реалиями нашего времени и самими детьми и их потребностями, интересами.
Внедрение инноваций приводит к улучшению организации учебно – воспитательного процесса, изменению его содержания и технологий обучения. Нововведения в большинстве направлены на личностно – ориентированный подход, на формирование конкурентоспособной личности.
В «Центре детского творчества п. Дербышки» Советского района г. Казани внедрению инноваций в образовательный процесс уделяется много внимания. Я приведу примеры, связанные с методическим отделом изобразительного и декоративно – прикладного творчества, к которому я отношусь и с работой Изостудии «Мир фантазий» под моим руководством.
1 . Широко применяется проектная деятельность.
В отделе декоративно – прикладного и изобразительного творчества уже несколько лет активно используется метод коллективного творческого проекта. У нас уже отлажен алгоритм работы. Если описать очень кратко: мозговой штурм (определение темы проекта), эскизы детей изостудий, разработка конечного эскиза на основе детских, продумывание технологии выполнения, подбор материалов, распределение работы по объединениям, сбор готовой композиции, презентация проекта на выставках и конкурсах. Следует отметить, что участвуют в дизайн – проекте очень много детей из разных коллективов и для создания хорошей творческой команды проводятся предварительные и заключительные встречи на базе одного клуба. На предварительной (вводной) встрече дети подробно знакомятся с темой, технологиями нового проекта и друг с другом. Проходит эмоциональный настрой на работу. Итоговая встреча – сбор композиции.
Проекты создаются и внутри отдельных объединений. В изостудии «Мир фантазий», под моим руководством, проектная деятельность заложена в программу обучения и внедряется от простых коллективных работ с младшими детьми к осознанной проектной деятельности.
Проектная работа имеет множество положительных аспектов для улучшения качества учебно – воспитательного процесса, помогает формировать у учащихся такие личностные качества как: коммуникабельность, организованность, умение работать в команде и в малых группах, пунктуальность, креативность, гибкость, дружелюбность, лидерские качества, умение решать сложные задачи, пробовать себя в новых социальных ролях. Темы проектов способствуют воспитанию морально-нравственных качеств учащихся. В работе над проектом применятся много интерактивных методов обучения.
2. В своей практике приоритетным для меня является личностно – ориентированный подход. В обучении детей изобразительному творчеству это совершенно естественный подход, так как дети имеют очень разный уровень творческих способностей, мотивации.
3. Широко применяются ИКТ технологии.
В изобразительном творчестве не обойтись без большого количества презентаций по учебным темам и для наглядного иллюстрирования учебного материала. Художникам очень важны визуальные представления: по изображению животных, природы, людей, истории материальной культуры (костюма, архитектуры, предметов быта) и многое – многое другое. Интернет даёт возможность показывать мастер – классы, виртуальные экскурсии. Дети имеют возможность быстро найти необходимую для занятия информацию в своём телефоне. Программа ориентирует детей на более глубокое самостоятельное обучение некоторых художественных техник исполнения.
Наконец, интернет позволяет участвовать в дистанционных конкурсах и виртуальных выставках, что тоже не так давно вошло в нашу педагогическую практику; позволил продолжать обучение детей в дистанционном режиме во время пандемии; помогает оперативно общаться с родителями через социальные сети.
Также у Изостудии есть собственный сайт.
4. Занятия в Изостудии носят интегрированный характер, имеют множество межпредметных связей. Занимаясь изобразительным творчеством, мы затрагиваем: биологию, географию, литературу, историю (в том числе историю изобразительного искусства, материальной культуры, костюма), этнографию, мифологию. При этом информация, полученная через сопричастность к творчеству, более усвояемая и яркая для детей. Такой подход к обучению способствует всестороннему развитию детей, что созвучно веяниям времени и требованиям к образованию.
Также занятия проходят не только в традиционной форме, но и в виде игры, викторины, конкурса, проекта. Каждое занятие завершается вернисажем.
5. Также можно отметить активное участие педагогов нашего центра в создании продуктов инновационной деятельности: разработки авторских программ, методических разработок и пособий, участие в конференциях, семинарах, мастер – классах, публикации.
Таким образом, в моей педагогической деятельности и работе нашего центра уже внедрено много инноваций и, уверена, в дальнейшем этот процесс будет дальше углубляться и расширяться для совершенствования и развития дополнительного образования детей, создания максимальных благоприятных условий всестороннего развития каждого ребёнка, обучающегося в стенах нашего Центра детского творчества.