Руднева Анастасия Витальевна
преподаватель сольного пения
МБУДО «Детская музыкальная школа № 23» Советского района
г. Казани, Республика Татарстан
Актуальность: в нашем непростом современном мире все чаще нам приходится на многое смотреть по-иному, заново открывать и переоценивать. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем весьма поверхностно. Что заботило, радовало и интересовало русских людей, чем они занимались, как трудились, о чём мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответив на эти вопросы, мы сможем восстановить связь времён, вернем утерянные ценности. Обратиться к истокам нам поможет фольклор, именно в нем вся жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания. Незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего. Именно поэтому так актуально стало изучение русской культуры, его традиций. Несмотря на то, что понятие «традиции» известно всем, далеко не полностью осознается их роль в жизнедеятельности общества. Традиционность – это передача определенных ценностей и опыта из поколения в поколение. «Плох тот народ, кто не знает и не ценит своей истории», – говорил русский художник Васнецов. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: с молоком матери, ребёнок должен впитывать культуру своего народа через народные, колыбельные песни, малые формы устного народного творчества, произведения народно-декоративного искусства. Народное творчество не только неиссякаемый источник мудрости и красоты, но и неоценимое средство воспитания, приобщения современных детей к сокровищам устной художественной, прикладной народной культуры. На ее основе у ребят развивается понимание истинно прекрасного, появляется потребность приобщения к ценностям народной музыки, к истории родного края, к традициям и обычаям своего народа, к песенному наследию предков.
Основная часть
Большое место в приобщении обучающихся к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно поэтому мы решили познакомить подрастающее поколение с давно забытым весенним праздником «Красная горка». С давних пор на Руси слово «красный» означало «весенний, цветущий, красивый, радостный». Неудивительно присутствие этого цвета в названии русского праздника «Красная горка». Традиционно с этого дня в народе встречали настоящую весну и начинали весенние игры и хороводы. Красной горкой называют первое воскресенье от Пасхи, она завершает течение пасхальной недели и с давних пор имеет множество обрядов и обычаев. Красная горка — это во многом девичий праздник. В этот день играли свадьбы, парни сватались к девушкам, на игры и гулянья приходили все до единого. Считалось даже дурной приметой, если какой-нибудь парень или девушка просидят на Красную горку дома. Они не найдут себе пару до следующего праздника, или парню достанется самая незавидная невеста, а девушке — никудышный жених. На Красную горку было принято наряжаться в самые красивые наряды и одежды. Девушки и женщины разными способами пытались привлечь к себе внимание парней: вплетали в волосы цветные яркие ленты, накидывали на плечи расписные платки. А парни пытались поразить своих избранниц молодецкой удалью, участвуя в различных играх и состязаниях.
Цель разработки – приобщение учащихся к русскому народному творчеству, ознакомление с обрядом весеннего праздника «Красная горка».
Задачи:
- Воспитать посредством народного творчества любовь и уважение к русской народной культуре, к своей Родине, ее истории.
- Сформировать у учащихся практические навыки в народном вокале и хореографии, сформировать у них готовность и привычку к творческой деятельности.
- Развить эмоциональную сферу ребенка, его образное мышление с помощью доступных его пониманию примеров народного творчества.
Возрастная категория проведения данного праздника- 7-14лет. Самым младшим, из опыта проведения данного мероприятия, интересно играть в подвижные игры, а дети постарше проявляют больший интерес к вокальным произведениям. Данная методическая разработка может быть применена на уроках народного ансамблевого пения, фольклорного ансамбля, а также на уроках русского языка и литературы.
Ожидаемые результаты:
В результате проведения обряда «Красная горка» обучающиеся:
- Познакомятся с традициями празднования весеннего праздника.
- Овладеют навыками исполнения обрядовых и игровых вокальных произведений, ознакомятся с хороводами и играми русского народа.
- Смогут свободно, без зажимов взаимодействовать друг с другом на сцене, почувствуют эмоциональное раскрепощение.
Для проведения необходимы следующие атрибуты:
- зал, украшенный в русском народном стиле
- народные костюмы
- разноцветные яйца, сделанные из папье-маше (15штук)
- желобки, сделанные из картона или плотной бумаги (2-4 штуки)
- костюм Весны.
Этапы организации праздника:
- этап – предварительное планирование
- этап – работа над сценарием
- этап – предварительное знакомство обучающихся с праздником, определение целей и задач праздника
- этап – репетиции
- этап – проведение праздника
- этап – подведение итогов
Сценарий русского народного обряда
«КРАСНАЯ ГОРКА»
С разных сторон под песню выходят участники обряда и поют Волочебную песню (Раным – рано), под конец песни встают полукругом.
САНЬКА: Здравствуй, Манька!
МАНЬКА: Здравствуй, Санька!
- Как живешь?
- Да помаленьку!
- Что-то ты не весела!
- Как-то нынче стало скучно. Неуютно, нерадушно!
- В самом деле? Ну и ну!
- Позабыли старину!
Помнишь, как при всем народе, мы ходили в хороводе,
Как на игрищах рядились,
На вечерках веселились,
А теперя скукота,
Да и публика не та!
То ли ритмы надоели,
То ль проблемы одолели, – Не умеем отдыхать!
- Хватит охать-причитать!
Ты, Манюша, не права,
Старина – она жива!
Не вздыхай ты так слезливо,
Это дело поправимо!
- Может песню мы споем,
Да тепло к нам позовем?
Все вместе исполняют заклички, призывая весну и теплую погоду.
- А что за праздник здесь сегодня мы справляем?
ВСЕ: веселый праздник, «Красной горкой» величаем!
- Собрались мы позабавиться да потешиться
- Пошутить, поиграть, посмеяться
- Веселимся, не скучая, только радость в жизни зная
- Здесь весенний праздник ясный – это праздник ВСЕ: Горки красной
МАНЬКА: А! Я знаю праздник этот! На этом празднике Весну- красну закликают! Надоела нам зима, надоели нам морозы, да метели. Покличем гостью – Весну!
Все участники:
Ты приди, Весна – веснянка,
Выходи к нам на полянку!
Дружно, дружно, всем народом,
Мы пройдемся хороводом.
Песни , пляски заведем,
Игры разные начнем…
Не дадим Весне скучать,
Будем праздник отмечать!
Весна, Весна красная! (руки рупором)
Приди с радостью! (поклон)
С великой милостью! (поклон)
Со льном высоким! (руки вверх)
С корнем глубоким! (приседают)
С колосом сильным (встают-руки вверх, пальцы разжаты) Хлебом обильным (держат каравай)
«Здравствуй, здравствуй красавица весна!»
Выходит девушка в образе Весны.
ВСЕ: Весна — красна Где была?
ВЕСНА: В лесу зимовала,
Огород городила,
Капусту садила!
ВСЕ: Весна-красна!
На чем пришла?
ВЕСНА: На сохе, бороне,
На кривой кочерге,
На жердочке,
На бороздочке,
На ржаном колоске,
На пшеничном пироге.
ВСЕ: Весна — красна
Что нам принесла?
ВЕСНА: Соху, борону И кобылку ворону.
Солнца Клочок Соломки пучок.
Кому крошку, кому ложку,
Всем пшеничную лепешку!
Весна преподносит круглые хлебцы и угощает всех.
МАНЬКА: Мы на горочку пойдем,
Хоровод водить начнем.
А как песню заведем – Слушает вся улица – И петух и курица!!!
Игра 1 «Матушка весна»
Двое держат ворота подняв руки вверх, остальные ходят через ворота, держась за руки и поют пеню. На последние слова песни ворота опускают руки и ловят участника. Кого поймали- те тоже становятся воротами. Игра продолжается до тех пор, пока всех не поймают.
– Отворяйте ворота
Идет матушка Весна
Первым март прошел
Всех людей провел
А за ним апрель
Отворил нам дверь
А за ним и май, сколько хошь гуляй
Сколько хошь гуляй, только не зевай!
МАНЬКА: Красная горка – девичий праздник. Девушки наряжались, пели песни, танцевали, в игры играли, женихов завлекали.
САНЬКА: А парни обливали водой девушек, которые им нравились.
Народ говаривал: «Кто на Красную горку женится, тот вовек не разведется»!
МАНЬКА: А где же красны девицы да добры молодцы возлюбленных себе искали?
САНЬКА: Ну конечно же в играх да хороводах веселых! Становись честной народ в хоровод! Будем песни петь, да на других смотреть!
Игра 2 «Утушка-ключница»
Играющие встают в круг и берутся за руки. Внутрь круга встает девочка, а снаружи мальчик. Девочка ходит по часовой стрелке, а мальчик – против часовой стрелки. Как только песня закончилась, мальчик старается поймать девочку. Участники, стоящие в круге, могут как помогать, так и мешать. Традиционно девочки помогают девочке, а мальчики мальчику.
Утушка-ключница, – 2 раза Вылети за моря, – 2 раза Вынеси 2 ключа, – 2 раза 2 ключа золотых!
Зиму замыкать,
Весну отмыкать,
Теплое летечко!
Дети говорят по очереди:
– Горка Красная пришла Смех и радость принесла,
- Хороводы собираем,
Ведь сегодня мы гуляем!
- Честной народ! Выходи из ворот
Из ворот дубовых, каменных, тесовых,
- Надевай кафтаны, сапоги сафьяны,
Румянься, белись, веселись!
- Как на улице солнышко играет,
Хоровод красных девок прибывает,
- Ох вы, девушки, поиграйте,
А вы парни холостые, девиц выбирайте!
Игра 3 «И шел козел»
Игроки образуют круг, в центре которого находится водящий. Все водят хоровод по часовой стрелке, водящий идет против часовой. Звучит песня «И шел козел по лесу»
Шел козел по лесу, по лесу, по лесу,
Искал себе принцессу, принцессу, принцессу (все останавливаются, водящий выбирает одного участника)
Далее все начинают выполнять действия по словам песни:
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем,
Головкой покачаем, качаем, качаем,
И всё начнём сначала, сначала, сначала.
Пара в кругу обнимается и уже двое ходят по внутреннему кругу. Игра начинается сначала и продолжается до тех пор, пока все не распределятся по парам.
САНЬКА: Ну что ребята, отлично повеселились!
МАНЬКА: Как на Красную на горку,
Выходил народ гулять,
Показать свою сноровку,
С горки яйца покатать.
САНЬКА: Давай народ, становись в две команды, будем яйца в желобках катать/
Игра 4 «Катание яиц по желобу».
(встают в две шеренги, по очереди катят крашенные яйца вниз, у кого дальше покатилось, тот выиграл)
МАНЬКА: В народе всегда считалось, что катание яиц по весенней земле дарит ей зарождение новой жизни, плодородие.
САНЬКА: Настоящий народный праздник у нас получился. Соблюли обычаи и заветы предков.
МАНЬКА: А это непременно прибавит нам сил, здоровья и радости. САНЬКА: Вот так отмечался на Руси сразу после Пасхи почти забытый сейчас праздник «Красная горка».!!! (Уходят, напевая песню-закличку «Приди весна с радостью»).
Проведя мероприятие и проанализировав эмоции и поведение учащихся можно с уверенностью сказать, что детям было интересно принимать участие в подготовке и в самом проведении праздника «Красная горка». Исходя из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
- Через народные праздники учащиеся развиваются, проявляют свои умения, способности, фантазию. В народных праздниках есть материал для развития эстетических чувств, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня.
- Благодаря изучению народного творчества учащиеся все сильнее учатся любить и уважать свою Родину, ее историю.
- Проведение народных обрядов помогают совершенствовать у учащихся практические навыки в народном вокале и хореографии, готовность и привычку к творческой деятельности.
Современные дети с удовольствием окунаются в изучение народного вокала, а также искренне играют в старинные русские игры, нужно только помочь им узнать о существовании таковых. А еще большее удовольствие получают родители, которые приходят на наши открытые занятия, смотрят, а зачастую и принимают участие в них. Именно приобщение обучающихся к истокам народной культуры посредством народных песен и праздников является
методом воспитания у них патриотичности, нравственности, духовности и др. качеств, необходимых для личностной культуры человека.
Список использованной литературы:
- Адоньева С.П. Прагматика современного фольклора. -СПб: С- Петербургский государственный университет, 2000
- Ботякова О.А., Зяева Л.К., Прокофьева С.А. Российский этнографический музей- детям: пособие для педагогов. – СПб: «Детство-пресс», С-Петербург, 2001
- Науменко Г.В. «Народные праздники». – Москва, 1999
- Релли Н. «Русские обряды и традиции». – С-Петербург, 2002
- Терещенко А.В. «История культуры русского народа». – Москва, Эксмо 2007.
- culture.ru
- ienskiymir.com
- ped-kopilka.ru
- infourok.ru
Приложение
Волочебная песня «Раным-рано солнце вставало»
Раным-рано солнце вставало.
Христос Воскрёс на весь свет.
Раньше того пава летала.
Христос Воскрёс на весь свет.
Пава летала, перьё роняла.
Христос Воскрёс на весь свет.
Перьё роняла златистое.
Христос Воскрёс на весь свет.
Красная девушка перьё сбирала.
Христос Воскрёс на весь свет.
Перьё сбирала, в рукав клала.
Христос Воскрёс на весь свет.
С рукава брала – венок вила.
Христос Воскрёс на весь свет.
Венок свивши, на головку клала.
Христос Воскрёс на весь свет.
На головку клала, к обеденке шла.
Христос Воскрёс на весь свет. К обеденке шла Богу молиться. Христос Воскрёс на весь свет.
Заклички
Жаворонки, жавороночки, Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое, Унесите от нас зиму холодную. Нам зима холодная наскучила, Руки, ноги отморозила.
Солнышко-ведрышко Выгляни в окошко.
Твои детки плачут По камушкам скачут! Солнышко-ведрышко!
Взойди поскорей,
Освети, обогрей,
Телят да ягнят,
Еще маленьких ребят! Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Чтобы год от года Давала нам погода:
Тепло летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка!
Закличка «Приди весна с радостью»
Весна, Весна красная!
Приди, Весна с радостью,
С великой милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными.
Весна красна!
На чем пришла, на чем приехала?