Шарифуллина Гузель Ильясовна
воспитатель
МБДОУ «ЦРР- детский сад №57 «Соловушка», Республика Татарстан г.Альметьевск
Содержание:
I. Актуальность ……………………………………………………
II. Обоснование авторской темы
III. Технологическое описание опыта …………………………………
IV. Новизна и результативность …………………………….
V. Список литературы ………………………………………………
«Первый воспитатель – это народ,
а народные сказки – первые и блестящие попытки
создания народной педагогики»
К.Д. Ушинский
Актуальность.
Мы живём в неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность». Влияние иностранных слов, песен, мультфильмов, фильмов, игр способствует спаду интереса к традициям, обычаям, национальной культуре. А средства массовой информации, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на его формирующуюся сферу нравственности…
На что провоцируют наших детей современные игры и игрушки? Такие понятия как миролюбие, доброжелательность, великодушие, устремленность не на удовлетворение своих желаний, а на служение другим в условиях современной культуры могут оказаться незнакомым нашим детям.
Как показали исследования психолога А.Н. Леонтьева, дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят.
В этой связи остро ощущается необходимость специальной педагогической работы по формированию гуманного отношения ребенка к природной и социальной окружающей действительности.
В формировании нового человека исключительно велико значение духовно-нравственного воспитания. И большая роль принадлежит дошкольным учреждениям, педагогам. Вся воспитательная работа дошкольного учреждения должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действий.
В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, в Федеральном государственном образовательном стандарте в качестве особой задачи дошкольного воспитания выделяется необходимость нравственного развития и создание условий для присвоения детьми моральной позиции.
В п.5 параграфа 1.6 Стандарта утверждается задача объединения обучения и воспитания в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества.
Тем самым, нравственные ориентиры воспитания определяются в качестве основы всей системы дошкольного образования и пронизывают все сферы развития и виды деятельности ребенка раннего и дошкольного возраста.
И это закономерно, так как система дошкольного образования как базовый институт социализации детей несет на себе ответственность и за нравственное становление личности.
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно больше добра».
Теоретические основы социально-нравственного воспитания дошкольников заложили Р.С. Буре, Е.Ю. Демурова, А.В. Запорожец, В.В. Белорусова, Т. А. Ильина, А. П. Кондратюк, И.И. Подласый, И.К. Решетень и др.
Так что же такое духовно-нравственное воспитание?
Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, дошкольного образовательного учреждения и государства.
Поэтому работа по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств личности очень важна.
Обоснование авторской идеи.
Детство – счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить духовно-нравственного человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания.
Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. И в связи с этим от воспитателя требуется поиск, наиболее эффективных форм и методов воспитания или переосмысления уже известных.
Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Если народ теряет связи с прошлым, он теряет силы, теряет своё будущее.
Использование сказки помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции народа. Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Ведь цель сказки – не только развлечение, но и извлечение урока.
Сказка, в народном творчестве, вероятно, самое большое чудо. Читая или слушая сказку, мы замечаем, как вдруг оказываемся во власти удивительного вымысла. В сказках добро и зло ведут постоянную борьбу, в которой всегда побеждает добро. Утверждение нравственного закона жизни – это и есть правда сказки. Своим чудесным содержанием сказка всегда зовёт на борьбу со злом, с врагами Родины, призывает отстаивать справедливость, добро, гуманизм.
Очень красив язык сказок; он певуч и поэтичен, содержит много метафор и сравнений. Сказки воспитывают в детях доброту, отзывчивость, стремление помочь обиженному, нетерпимость к проявлению жестокости, злобности.
«Сказка, писал В.А. Сухомлинский, – развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать.
Но сказка также предупреждает детей о вреде излишней доверчивости.
После встречи колобка с волком, медведем, оказалось, что опасен не тот, кто прямо говорит: «Я тебя съем!», а тот, кто расхваливает тебя самого и твою песенку. Учат сказки и вслушиваться, сравнивать, думать. Смелость, находчивость, выдержка помогает Машеньке вернуться домой.
Сказка – это один из способов объединить взрослого и ребенка, дать возможность понять друг друга.
Но надо признать, что в наше время взрослые редко читают, рассказывают их детям, еще реже рассматривают иллюстрации к ним и беседуют о прочитанном.
Таким образом, всё выше сказанное побудило меня возродить интерес детей и родителей к сказке народной и авторской.
Технологическое описание опыта:
Определившись с формой работы, я поставила цель и сформулировала задачи.
Цель: Развивать и воспитывать в детях моральные и духовно-нравственные качества посредством восприятия сказки.
Задачи:
– Развивать у детей интерес к сказкам.
– Помочь детям усвоить нормы и ценности, принятые в обществе, через восприятие сказки.
– Воспитывать чувство долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия и другие духовно-нравственных качества.
– Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
– Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, давать оценку поведению своему и других.
– Помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
Начала с подбора литературы, как художественной (соответствующей возрасту детей), так и методической, поиск и изготовление дидактического материала. Сформировав методический банк и наметив план, приступила к работе.
Работа осуществлялась в следующих направлениях: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами.
В каждом направлении мною были подобраны формы, методы и приёмы реализации задач.
Работа с детьми:
Работа с детьми предполагает использование, как традиционных методов, так и инновационных.
Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, рассказываю детям наизусть, при этом достигается наилучший эмоциональный контакт с детьми. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаю сокращение текста, перестановку слов, включение пояснений. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.
Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины. В группе имеются такие игры, как “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев), «Расскажи по картинке», «Кто за кем», «Раскрась по описанию», «Где мой домик?», «Что за сказка», «Собери из частей», «Мамы и их детеныши», «Из какой это сказки», «Волшебные рукавички», «Найди пару», «Кто я?» и т.д.
Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, использую различные дидактические игры, например, «Встреча героев», «Звукорежиссеры», «Новая сказка», «Пропущенный кадр», «Сказочная цепочка».
Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечение детей к участию в драматизации способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.
Беседы по моральному воспитанию играют очень важную роль, так как они помогают освоить нормы и правила нравственного поведения. В процессе беседы воспитатель задает вопросы для обсуждения, ищет то главное, что стимулирует стремление детей думать, высказывать свою точку зрения. Например, такие как «Заболел друг», «Заболела бабушка», «Жадный кармашек», «Правда-неправда», «Вежливость», «Доброта» и др. Тем самым побуждают детей проявлять заботу о людях, быть внимательными, чуткими.
Наряду с традиционными, годами сложившимися методами и приёмами ознакомления детей со сказками, продумываю новые приёмы. Это помогает развитию интереса детей к народной и авторской сказке.
Так, отправляясь в путешествие по стране сказок, на пути детям встречаются сказочные домики, в которых живут герои разных сказок: одни – добрые и весёлые, другие грустные, третьи – злые, четвёртые – трусливые. На домах не номера, а пиктограммы с выражением настроения, используются слайды. И вот дети «учат» злую бабу Ягу улыбаться, быть доброй, а трусливому зайцу дети показывают выразительные движения, выражающих смелость и уверенность.
Использую разные приёмы вхождения в сказку (благодаря волшебному зеркалу дети попадают в сказку, или выбирают одну из трёх волшебных дорог, а иногда детям помогает путешествовать «сердце», объясняю детям, что сердце обладает невероятной силой, если оно доброе, любящее, доверчивое.)
Для развития познавательных процессов (мышления, внимания, памяти) использую в развивающих играх сказочный сюжет, одновременно решая вопросы нравственно воспитания.
Мнемотаблицы для пересказа произведений, схемы героев сказки, составленные из элементов игры. Домики для персонажей сказок дети «строят» используя счётные палочки и палочки Кьюзинера, геометрический конструктор, магнитную мозаику, блоки Дьениша.
Творческие задания использую как в индивидуальной, так и коллективной работе. Дети учатся делать фантастические преобразования реальных моделей с помощью приёмов фантазирования («Сказки наизнанку» – Красная шапочка- злая, волк – добрый)
В ходе изучения каждой сказки последующие занятия посвящены рисованию и придумыванию своих собственных историй. Это необходимая часть: дети учатся у сказки творчеству.
Проектная деятельность. Краткосрочный проект «По сказкам К.И Чуковского» проведённый в средней группе направлен на развитие интереса детей к книгам, обогащение познавательного опыта, развитие творческих способностей детей, развитие коммуникативных навыков. Итоговым продуктом проекта стало оформление альбома рисунков «Любимый герой сказок К.И Чуковского».
В использовании инновационных методов ознакомления детей со сказкой просматривается новизна опыта.
Решение задач по нравственному воспитанию осуществляется в следующих видах деятельности:
– в ходе образовательной деятельности;
– в ходе режимных моментов;
– в процессе совместной деятельности педагога с детьми;
– при организации самостоятельной детской деятельности.
Разработанный перспективный план по нравственному воспитанию по месяцам, который включает как организованную деятельность, так и режимные моменты выстроен так, чтобы не мешать в решении других задач.
Работа по развитию и воспитанию духовно-нравственных качеств ведётся не только через сказку, она проходит красной линией через все виды деятельности, прописанные в циклограмме:
– Хороводные игры облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их; учат детей действовать вместе, сотрудничать, знакомят детей с древними традициями и обычаями.
– Подвижные игры использую не только для решения прямых задач физического воспитания, но и для нравственного развития. Воспитатель наблюдает, как ведут себя дети, как проявляется то или иное качество, а затем проводит игру для упражнения детей в правильных поступках. Активные действия в игре помогают устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, робость. Ребёнок должен чувствовать себя в обществе своих товарищей как равный среди равных. Чёткое выполнение движений, смелость, ловкость, находчивость усиливают чувство уверенности и помогают занять должное место в коллективе («У медведя во бору», «Гуси- лебеди», «Бабка-Ежка», «Два мороза» и др.)
– Сюжетно-ролевые игры. Ценность их как средства и действенного метода нравственного воспитания состоит в том, что эта деятельность даёт ребёнку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать связи и отношения с другими детьми, выбирать цели. В ролевой игре отчётливо проявляются достижения и недостатки нравственного воспитания, уровень овладения детьми нормами и правилами поведения. Копируя жизнь взрослых, ребёнок проникается их заботами и делами, усваивает моральные нормы нашего общества («Семья», «День рождения», «Больница», «Зоопарк», и т. д.)
Для организации самостоятельной деятельности детей создана специальная развивающая предметно-пространственная среда: имеется «Центр книги» с красочными сказками, иллюстрированными известными художниками, альбомы для рассматривания; «Уголок уединения» для возможности побыть одному, подумать и отдохнуть; «В гостях у сказки» с пальчиковым, теневым, настольным, конусным, плоскостным на фланелеграфе, театром Би-ба-бо, уголком ряженья с элементами костюмов и масками. Всё это находится в доступном для детей месте.
Работа с родителями:
Без тесного сотрудничества с родителями не было бы успешной работы по нравственному воспитанию. Я использовала как традиционные, так и инновационные формы работы.
– Анкетирование нужно чтобы узнать уровень знаний родителей по данной теме, а также, чтобы скоординировать свою работу и спланировать дальнейшие действия (анкета «Все мы любим сказки»)
– Клуб «В гостях у сказки» действует со средней группы. Работа клуба способствует объединению детско-взрослого коллектива, обеспечению эффективного взаимодействия между ДОУ и родителями воспитанников в решении задач по нравственному воспитанию. Разработан план работы на год .
– Наглядная информация, в виде стендов и уголков, универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителей, и поэтому форма и способ ее передачи имеет не меньшее значение, чем ее содержание. Такие консультации как «Роль сказки в развитии и воспитании детей», «Нравственное воспитание ребенка в семье», «Как и для чего читать детям сказки» помогают просветить родителей в вопросах нравственного воспитания и привлечь к сотрудничеству по этому вопросу
– Успешной формой работы стало использование игротеки. Предлагая родителям поиграть вместе с детьми в условиях детского сада, показываю и рассказываю, как можно в домашних условиях изготовить игровые пособия, как можно из подручного материала создать новую игрушку. Игротека помогает родителям научиться контактировать со своим ребёнком, разучить разнообразные игры и игровые упражнения и перенести их в домашние условия.
– Выставки рисунков по изученным сказкам. Например: «Мой любимый сказочный герой» по сказкам К.И Чуковского
С педагогами:
Опыт был представлен на мастер-классе по теме «Сказка – как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников».
Для педагогов были подготовлены:
– консультации «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников»
Приняла участие:
– в семинаре-практикуме «Нравственное воспитание дошкольников»
Результативность.
Анализ проведённой работы показал, что систематическая и планомерная работа по развитию духовно-нравственных качеств дала положительные результаты:
– дети знают определённые сказочные сюжеты;
– научились понимать сюжетную линию сказки, выделять проблему, актуализированную в сказке, выражать свои мысли и чувства.
В ходе целенаправленного и системного использования произведений художественной литературы (сказок) у детей заметно возросли положительные эмоции, желание быть в чем-то похожими на полюбившего героя, повысился интерес к слушанию книг, обсуждению прочитанного. Дети стали различать «что такое хорошо и что такое плохо» во взаимоотношениях и поступках людей. Все это является решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.
В дальнейшем планирую продолжить работу, с детьми старшего дошкольного возраста использовать более сложные инновационные приёмы при ознакомлении и работе со сказкой.
Список литературы:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования”.
2. Йерк С., Марквардт П. Театрализованные игры с детьми от 2 лет, 2016г
3. Ромах, О. В. Нравственная культура в национальных аспектах [Электронный ресурс] / О. В. Ромах, Я. Ю. Скоморохова //Аналитика культурологии. – 2012. – № 23. – Режим доступа: http://cyberleninka. ru/article/n/nravstvennaya-kultura-v-natsionalnyh-aspektah.– Загл. с экрана.
4. Виноградова Н. «Воспитание нравственных качеств дошкольника»
5. Петерина В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»
6. Шарыгина Т.А. «Вежливые сказки»
7. Божова Л.И. «О нравственном развитии и воспитании детей» 1995г.
8. Пахомова О.Н. «Добрые сказки» (Этика для малышей) 2003г.
9. Журнал «Дошкольное воспитание» №4, 2005г. Стр. 14-16
10. Кондрашова, Н. В. Нравственно–духовное воспитание дошкольников посредством народных сказок/ Н. В. Кондрашова, М. О. Шорчева // Концепт. – 2014. – №04.