Халиуллина Рамзиля Нурисламовна
воспитатель
МАДОУ «Детский сад №292 комбинированного вида», Г.Казань
Цель занятия: закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-квеста.
Программное содержание:
Обучающие задачи: Учить считать по предложенной мерке физически не объединенные объекты. Закрепить понимание независимости числа от формы расположения и цвета пересчитываемых предметов. Учить самостоятельно придумывать условие задачи в соответствии с записанным на доске выражением. Развивать у детей произвольное запоминание.
Развивающие задачи:
• Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания, развивать смекалку, зрительную память, воображение.
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
• Продолжать учить работать в коллективе.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
• Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности.
• Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Оборудование и раздаточный материал: графин с водой; четыре одинаковых стакана; узкая полоска бумаги (или шнурок), по длине совпадающая с высотой стакана; кружки и половинки кружков (диаметром 6—8 см); цифры, сундучок, числовые домики и цифры , ноутбук.
Ход ОД:
Организационный момент:
Дети, давайте с вами встретим сегодняшний день, поприветствуем друг друга.Встаньте, пожалуйста, в круг.
Собрались все дети в круг
Я – твой друг и ты – мой друг!
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу.
Здорово! Теперь, благодаря вашим улыбкам, наш день обязательно будет хорошим, принесёт нам много нового и интересного.
А теперь покажите мне свои пальчики. Давайте их подружим.
Дружат в нашей группе девочки и мальчики
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
1,2,3,4,5 начинаем счёт опять
5,4,3,2,1 дружно мы в кругу стоим!
Встали ровненько ребята,
Слушайте внимательно
Вы к занятию готовы? ( Дети: «Да!»)
Здравствуй, математика!
– А как вы считаете Математика предмет – интересный или нет?
– Почему вы считаете, что интересно?
– А кто думает, что математика не интересный предмет?
– А давайте мы сегодня это проверим!
ЗВУК ВХОДЩЕГО СООБЩЕНИЯ
Воспитатель: – Ребята, на мою электронную почту пришло письмо. Но
оно адресовано: “Подготовишкам группы «Капельки”.
Я не понимаю, кому письмо и от кого оно?
Дети: – Нам письмо. Ведь наша группа подготовительная и называется “Капельки”.
Воспитатель: – Вы правы. Если письмо адресовано нам, тогда мы его прочитаем:
«Здравствуйте, дорогие друзья. Я королева Математики. Вы уже выросли и готовы идти в школу. Я решила сделать вам сюрприз, потому что вы любите математику! Если вы выполните все мои задания и соберёте слово отгадку, то получите ключ от сундука и сможете его открыть. Удачи вам!!!»
Ребята, во время занятия вам предстоит преодолеть немало трудностей и вы должны быть дружными как настоящая команда.
Дети вспоминают командную речёвку: Капелек много, а вместе река
В группе детишки, а вместе –семья
Вместе играем, вместе читаем
Вместе счастливую жизнь проживаем.
(С помощью подсказки находим карту.(под ковром) и букву М)
Задание 2 «Необычная мерка»
Воспитатель: «Сегодня у нас будет необычная мерка. Мы сегодня будем измерять количество воды, а меркой у нас будет полстакана воды». На столе у воспитателя стоит графин с водой и четыре одинаковых стакана. Дает возможность детям убедиться, что все стаканы одинаковые. Берет один из них и спрашивает у детей: «Как вы думаете, где половина стакана?» Один из детей показывает круговым жестом ту часть стакана, которая кажется ему половиной. Воспитатель предлагает другому ребенку тоже показать половину второго стакана. Ребенок выполняет.
После этого воспитатель говорит: «У _________ половина стакана была чуть выше, чем у _____». На столе у воспитателя узкая полоска бумаги (или шнурок), по длине совпадающая с высотой стакана. Воспитатель кладет ее перед стаканами, чтобы детям было видно, спрашивает: «Как можно точно узнать, где половина стакана?». Если дети не обратят внимание на лежащую полоску, воспитатель берет ее в руку, молча держит так, чтобы детям было видно. Дети молчат. Воспитатель кладет полоску на стол и спрашивает: «Как же можно узнать, где середина стакана?» Снова поднимает полоску: «С помощью этого предмета можно найти середину стакана?» Дети соглашаются. Воспитатель просит кого-либо из детей приложить полоску к стакану так, чтобы было видно, что длина полоски
совпадает с высотой стакана. Все дети наблюдают и убеждаются в этом. Воспитатель: «А теперь вы знаете, как найти середину стакана?» Дети: «Да, знаем». Воспитатель складывает полоску пополам и прикладывает ее от основания стакана к его середине, затем по отмеченному на стакане месту фломастером рисует круг, обозначая тем самым половину стакана. Воспитатель: «Я правильно сделала?» — «Да», — отвечают дети.
Итак, половины у всех стаканов отмечены.
Воспитатель на глазах у детей наливает в стаканы по полстакана воды.
Спрашивает детей: «Сколько у нас по полстакана воды на столе?» Дети: «Четыре». Воспитатель: «Наша мерка — полстакана. Сколько раз наша мерка уложится в одном стакане, чтобы получился полный стакан воды?» Дети: «Два раза».
ВОПРОС:
Воспитатель: «Представьте себе, что мы перелили воду из одного стакана в другой, — показывает рукой. Воспитатель: «Сколько полных стаканов воды?» За правильной ответ конверт с буквой О.
Задание 3. ВОЛШЕБНЫЕ КРУЖКИ
На столах у детей по четыре кружка размером по 6—8 см в диаметре и мерка — половина такого же кружка. Воспитатель предлагает детям посчитать, сколько в их кружках половинок. Дети прикладывают половину кружка к каждому из четырех лежащих в ряд кружков и в конце ряда кладут цифру 8.
Теперь перед каждым ребенком шесть половинок кругов и один целый круг, он — мерка. Воспитатель просит положить половинки кружков в ряд близко одна к другой.
ВОПРОС: Сколько здесь по нашей мерке ?
(ЗА ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ КОНВЕРТ С буквой Л)
Задание 4
«Заполни числовые домики».
Состав числа (работа у мольберта). Воспитатель: – Нам необходимо заселить домики. Посмотрите на этот домик, какое число здесь живет? Нам нужно заселить жильцов так, чтобы два числа вместе составили число, указанное на крыше. Давайте начнем с первого домика. Здесь живет число, а какие числа должно жить рядом?
Молодцы, домики жильцами заселили.
(Получают конверт с буквой О)
Задание 4. Физкультминутка.
Физкультминутка: Скачет шустрая синица
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(Получают конверт с буквой Д)
Задание 5.
Воспитатель: Королева Математики на доске выложила по кругу (нарисованному на листке) десять кружков красного цвета и по треугольнику (нарисованному на листке) — десять кружков синего цвета. Дети определяют форму расположения кружков — по кругу, по треугольнику. Воспитатель просит их подумать: где кружков больше, где меньше, а может быть, их поровну. Спрашивает, как узнать точно, сколько кружков. Дети: «Надо пересчитать». Воспитатель предлагает выйти к доске двум детям. Договаривается со всеми остальными детьми, с какого кружка начнем пересчет, где поставить «точку отсчета». Рядом с выбранным кружком ставится точка отсчета, ею может быть маленький кружок. Дети начинают пересчет хором вслед за парой стоящей у доски. А пара сложив руки, «общим» указательным пальцем пересчитывает красные кружки, лежащие по кругу. «Сколько кружков», — спрашивает воспитатель. Дети хором: «Десять». В середину круга ставится число десять — 10. Следующая пара детей (представители другой компании) пересчитывает синие кружки, лежащие треугольником. В центр треугольника также ставится число десять — 10.
Воспитатель предлагает детям положить голову на руки и закрыть глаза. А сама рисует рядом с треугольником квадрат и выкладывает по его сторонам десять оранжевых кружков. Дети открывают глаза, воспитатель спрашивает: «А если кружки лежат по квадрату, их больше или меньше, чем по треугольнику или по кругу?» Дети снова определяют точку отсчета, и пара детей у доски пересчитывает оранжевые кружки. Остальные считают вместе с ними. В середину квадрата также кладут число десять — 10.
ВОПРОС: Как лежат кружки? лежат ли они по-разному? сколько их было в каждом случае?
итог: «Значит, форма расположения не влияет на количество кружков»
(Конверт с буквой Ц)
Задание 6. «ЗАДАЧИ».
А теперь мы с вами будем составлять и решать задачи. Для этого нам надо вспомнить, из каких частей состоит задача?
Дети: Части задачи-это условие, вопрос, решение, ответ
Воспитатель: Сколько чисел должно быть в условии задачи?
Дети: В условии задачи должно быть два числа.
Воспитатель: С какого слова начинается вопрос задачи?
Дети: Со слова «Сколько».
Воспитатель: Правильно. А что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?
Дети: Задачу нужно решить.
Воспитатель делает на доске запись: 3+2=?. Просит детей придумать задачи, соответствующие данной записи. Затем делает новую запись: 7-2=? Выслушивает придуманные детьми задачи по этой записи.
(Конверт с буквой Ы)
Задание 7 «Геометрический диктант».
После выполнения последнего задания получают ключ от сундучка.
Итог.
– Вот и подошло к концу наше занятие.
– Кто ответит мне на главный вопрос нашего занятия : Математика предмет – интересно или нет?
– Ребята, какое задание больше всего вам понравилось?
– Какое было самым легким?
– Какое трудное?
– Кто считает, что он занимался хорошо?
– Вы мне тоже очень понравились, были настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому вам удалось показать нашим гостям, что математика интересный предмет.
Молодцы, ребята! Теперь мы можем открыть сундучок и посмотреть, что там лежит. Угощение от королевы Математики.