Хакимова Лейсан Фаилевна
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Новокинерский Дом детского творчества», Арский район, село Новый Кинер
/для преподавателей детских школ искусств/
Составитель:
Танцевальная педагогика: русский народный танец для преподавателей детских школ искусств / Текст / изд. 1-е / сост., Хакимова Лейсан Фаилевна – Республика Татарстан, Арский район, с. Новый Кинер МБУ ДО «Новокинерский Дом детского творчества»
Русский народный танец – это одна из наиболее ярких и значимых составляющих русской культуры. В отличие от формального искусства, народный танец передает в себе дух и традиции народа, его историю и образ жизни. Данное методическое пособие направлено на использование русского народного танца как средства гармонизации личности детей, развития их двигательных навыков, формирования творческого мышления и чувства патриотизма.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………………………………….4
История развития русского народного танца………………………………………………………………….5
Теоретические основы формирования двигательных навыков и умений………………………….5
Упражнения для рук………………………………………………………………………………………………………6
Основные элементы русского танца……………………………………………………………………………….8
Основные жанры русского народного танца………………………………………………………………….13
Музыкальное сопровождение в русских народных танцах……………………………………………..14
Подбор костюмов для русских народных танцев……………………………………………………………15
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………..16
Список литературы……………………………………………………………………………………………………….17
Введение
В современном обществе вопрос сохранения и передачи культурного наследия становится все более актуальным. Одним из важных аспектов этой задачи является сохранение и развитие народного танца как неотъемлемой части культурного богатства нашей страны. В контексте быстрого развития и изменений в социально-экономической среде, именно русский народный танец представляет собой неповторимый образец духовного наследия, способный вдохновлять и олицетворять многовековые традиции и ценности.
В данной работе мы углубимся в изучение русского народного танца с точки зрения его воспитательного и культурного потенциала. Русский народный танец не просто является художественным выражением, но и служит мощным инструментом воспитания и развития личности детей. Цели и задачи уроков русского народного танца не ограничиваются только формированием танцевальных навыков, но также направлены на воспитание патриотизма, укрепление культурной идентичности, и формирование гармоничной личности.
В данном методическом пособии мы будем рассматривать русский народный танец как мощное средство воспитания, которое помогает детям погрузиться в богатое наследие нашей страны через движение и музыку. Пособие предназначено для педагогов детских хореографических коллективов, которые стремятся не только научить детей хорошо танцевать, но и помочь им в постижении национальной культуры и становлении гармоничной личности, гордящейся своим наследием.
История развития русского народного танца
- Древние времена и первые обрядовые танцы:
Русский народный танец уходит своими корнями в древние времена. В эти времена танец был не просто средством развлечения, но и важной частью духовной жизни народа. Он тесно связан с языческими обрядами, церемониями и празднествами, в которых выражались поклонение природным божествам, обращение к богам за благополучием, а также отражалась радость жизни и общение с сородичами.
Танцы древних славян имели обрядовый характер и служили средством общения с миром духов и богов. Они сопровождали различные ритуалы и обычаи: от празднования времен года и сбора урожая до свадебных обрядов и похоронных церемоний. Эти древние танцы, такие как “круговые” и “линейные”, сохраняли в себе символическое значение, передавая через движение и ритм традиции и мудрость предков.
- Средневековье и раннее средневековье:
Средневековье стало периодом, когда русский народный танец продолжал развиваться и приобретать новые формы под влиянием различных культурных традиций и социальных изменений. В этот период танцы стали активно использоваться как средство общения, развлечения и сотрудничества в сельской местности и городских поселениях.
Средневековые танцы отражали богатство и разнообразие русской культуры, ее многообразие этнических групп и регионов. В каждом уголке России существовали свои танцевальные традиции, отражавшие особенности местной жизни, религиозные верования и обычаи.
- Влияние Западной Европы и эпоха Петра Великого:
Эпоха Петра Великого стала периодом, когда русский народный танец впервые встретился с европейскими танцевальными традициями и начал активно взаимодействовать с ними. В это время русский народный танец обогащался новыми элементами и стилями под влиянием западноевропейской культуры и мод.
Петр I ввел ряд реформ, которые привнесли в Россию множество новых европейских культурных практик, включая танцы. Появились новые формы танцев, такие как контрданс и мазурка, которые были адаптированы к русским традициям и стали популярными в высших слоях общества.
- XIX век: Романтизация и национальное пробуждение:
XIX век ознаменовался периодом романтизма и национального пробуждения, когда интерес к национальным традициям и культуре стал особенно сильным. В этот период русский народный танец вновь стал активно изучаться и популяризироваться как часть культурного наследия народа
В XIX веке началась активная сборка и систематизация народных танцев и песен, их запись и изучение. Были созданы множество коллективов и ансамблей, занимающихся изучением и исполнением народных танцев, что способствовало их сохранению и передаче через поколения.
Теоретические основы формирования двигательных навыков и умений
В процессе организации и проведения уроков хореографии ставится одна из важнейших образовательных задач: формирование двигательных навыков и умений.
Двигательное умение – неавтоматизированный способ управления своими движениями. В результате многократных повторений двигательное умение переходит в двигательный навык. – автоматизированный способ управления своими движениями.
Движение при повторении в одних и тех же условиях становится привычным: все меньше приходится думать, как выполнить тот или иной элемент движения. Со временем движение автоматизируется.
Контроль сознания на стадии навыка не исчезает, меняет свою роль: контролирует выполнение не каждого элемента движения, а анализирует те условия, в которых это движение выполняется. Автоматизация движения придает навыку высокую устойчивость и стабильность, возможность многократного повторения движения, не снижает качества исполнения даже при утомлении, недомогании, неблагоприятных факторах психологического характера (сильные эмоции, необычайная обстановка и др.).
В процессе становления навыка появляется легкость, ритмичность движений, возникают специализированные восприятия (чувство сцены, музыкальный и двигательный образ, свобода импровизации и др.).
Понятие «навык» не всегда означает владение техникой движения в совершенстве. Может быть сформирован навык неправильного выполнения движения. Это происходит тогда, когда несовершенное движение повторяется многократно. Поэтому важно сначала научить детей правильной технике, а только после этого переходить к закреплению навыка.
Процесс обучения движениям состоит из трех этапов:
- Первоначальное разучивание.
Задачи:
- создать целостное представление о движении;
- сформировать умение выполнять его в общих чертах (освоить основу техники), при этом наблюдается излишнее мышечное напряжение, неточность в выполнении движения, отсутствие слитности между его элементами.
- Углубленное разучивание.
Задачи:
- создать правильное представление о каждом элементе техники движения;
- выработать умение четко и слитно выполнять их.
- Закрепление навыка и совершенствование техники.
Задачи:
- закрепление приобретенного умения и навыка;
- выработка умения применять его в различных условиях, изменяющихся ситуациях (различные виды танца), на данном этапе продолжается совершенствование техники движения.
Методы обучения двигательным навыкам:
- Наглядные: образец движения, использование наглядных пособий (рисунки, фотографии и др.), имитация (подражание), зрительные ориентиры, звуковые сигналы, помощь.
- Словесные: названия движений, описание, объяснение, указание, распоряжения, команды, вопросы к детям, беседа и др.
- Практические: повторение движения без изменений и с изменениями, выполнение движений в разном темпе, в различном сочетании, отражая различный характер и образ.
Упражнения для рук.
Русский народный танец отличается богатством и разнообразием технических элементов, которые придавали каждому танцу его уникальный характер и выразительность. В данном разделе мы рассмотрим основные элементы техники русского народного танца и их практическое применение.
В русском народном танце, руки играют важную роль, придавая выразительность и национальный колорит исполнению. Позиции рук в народном танце отличаются от классического балета и имеют свою специфику, которая передается через точные движения и позы.
Прежде чем начать изучение позиций рук в народном танце, важно овладеть основами позиций рук в классическом танце. В ходе упражнений необходимо контролировать правильное положение корпуса. Многочисленные повторения упражнений с музыкальным сопровождением позволят исправить ошибки и приобрести навыки.
Когда основы усвоены, рассмотрим компоновку кисти в позициях русского народного танца:
- Позиция “варежка”: Пальцы собраны, создавая образ “варежки”.
- Большой палец расположен рядом с указательным, не уходя к центру ладони.
- Остальные пальцы расслаблены, без напряжения, при этом безымянный палец и мизинец слегка приподняты вверх.
- Позиция “руки на талии”:
- 4 пальца прикасаются друг к другу, а большой палец находится сзади.
- Кисти плотно прижаты к бедрам и находятся сбоку, следим за тем, чтобы руки не соскальзывали на живот.
- Локти и плечи опущены вниз.
Упражнения позволят научиться точным движениям рук из одной позиции в другую:
Упражнение №1:
- 1-2 такта: Из подготовительного положения (позиция 6 или 1 позиция ног) поднимаем руки вверх, согнув их в локтях, чтобы они оказались на уровне талии.
- 3-4 такта: Руки остаются в позиции “руки на талии”, стоя корпусом подтянутым и плечи опущены.
- 5 такт: Руки медленно опускаются вниз вдоль корпуса.
- 6 такт: Руки возвращаются в подготовительное положение.
- 7-8 такт: Расслабляем мышцы корпуса и рук, давая ощутить контраст между собранными и расслабленными мышцами.
Упражнение №2:
- 1-4 такты: Из подготовительного положения руки поднимаются вверх через стороны тела в положение “руки на талии”, одновременно корпус подтягивается.
- 5-8 тактов: Удлиняем руки в положении “allonge” (вытянутые) и медленно опускаем обратно в подготовительное положение.
Упражнение №3:
- 1-2 такта: Руки открываются в стороны в положении “руки на талии”.
- 3-4 такта: Руки удлиняются вперед и приоткрываются, создавая “открытие воротец”.
- 5-6 такт: Руки возвращаются в положение “руки на талии”.
- 7-8 такт: Руки опускаются вниз вдоль корпуса.
Упражнение №4:
- 1-2 такта: Руки открываются в положении “руки на талии”.
- 3-4 такта: Руки удлиняются вперед и открываются в стороны в положении “allonge”.
- 5-6 такт: Руки закрываются в положении “руки на талии”.
- 7-8 такт: Руки возвращаются на талию и фиксируются.
Это подробное описание по тактам поможет исполнителям понять и запомнить каждое движение, обеспечивая точность и гармонию в исполнении упражнений.
Основные элементы русского танца
Припадание
Советы педагогу и методические рекомендации:
- припадание изучается после того, как разучено положение sur-le-cou- de-pied.
- исполняя припадание с продвижением в сторону – необходимо следить чтобы падение исполнялось вдаль за ногой в сторону;
- demi-plie должно исполняться сдержанно (на мышцах);
- свободная нога берется на cou-de-pied четко, сохраняя выворотное положение ног;
- Припадание с продвижением в сторону
Исходное положение 5 позиция ног, лицом к станку (вступление):
- 1 такт – полупальцы;
- 1 такт – правую ногу открыть в сторону на 25 градусов (движение проучивается на 2 такта, лицом к станку, позже на середине зала);
- 1 такт – томбе на правую ногу в сторону, левая нога берется на cou- de- pied (положение фиксируется);
- 1 такт – встать на полупальцы левой ноги, правую ногу открыть в сторону на 25 градусов (2 такта – движение повторяется сначала).
Затем движение исполняется на 1 такт и на 1/2 такта.
- Припадание вперед без продвижения
Исходное положение 5 позиция ног (на вступление):
- 1 такт – полупальцы;
- 2 такт – правую ногу открыть вперед на 25 градусов;
- «раз –и» – томбе на правую ногу под опорную, левую ногу четко взять на cou- de- pied.
- «два –и» – встать на полупальцы левой ноги, правую ногу открыть вперед на 25 градусов, движение повторяется сначала.
Припадание может исполняться в повороте на 1/4, 1/2 круга.
Исполняя припадание без продвижения, необходимо следить чтобы падение исполнялось точно под опорную ногу. После того, как движение разучено в чистом виде, добавляются движения головы, рук, корпуса.
Дробные движения русского танца.
Советы педагогу и методические рекомендации:
- прежде чем приступить к изучению основных дробей (верхней «из-за» такта и «ключевой» в такт), необходимо проучить ударные подготовительные упражнения;
- полезно, для развития чувства ритма и лучшего запоминания ритмического рисунка, повторять его хлопками в ладоши;
- на протяжении всего движения высота demi-plie на опорной ноге сохраняется;
- работающая нога согнута в колене на высоте – выше щиколотки, подъем сокращен, ступня параллельно полу;
- отскок на опорной ноге должен быть коротким, со звуком в пол, что далее даст четкий звук при исполнении дробей;
- удары должны быть отскакивающими (не «лепить» в пол), а для этого икроножная мышца должна быть напряжена;
- удары пробиваются всей стопой.
- Подготовительное упражнение
Музыкальный размер 2/4 движение исполняется на 1такт. Исходное положение 6 позиция ног, колени «смягчены».
- « раз» – удар всей стопой об пол правой ногой;
- «и-два-и» – пауза.
Повторить 4 раза. Затем исполнить левой ногой
- Подготовительное упражнение
Исходное положение 6 позиция ног, колени «смягчены».
- «раз» – удар всей стопой об пол правой ногой;
- «и-два-и» – пауза;
- «раз» – удар всей стопой об пол левой ногой;
- «и-два-и» – пауза. Повторить 8 раз.
- Тройной притоп
Музыкальный размер 2/4 движение исполняется на 1такт. Исходное положение 6 позиция ног, колени «смягчены».
- «раз» – удар всей стопой об пол правой ногой;
- «и» – удар всей стопой об пол левой ногой;
- «два» – удар всей стопой об пол правой ногой;
- «и» – пауза.
Повторить 4 раза с правой ноги, затем 4 раза с левой ноги.
Эти движения можно исполнять в различных ритмических рисунках (в такт, «из-за» такта, с паузами и т.д.)
- Подготовительное упражнение к верхней дроби
Музыкальный размер 2/4 движение исполняется на 1 такт. Лицом к станку 6 позиция ног. На вступление demi-plie на левой ноге, правую согнуть и поднять выше щиколотки.
- «и» – отскок на левой ноге;
- «раз-и-два» – пауза;
- «и» – движение повторяется и так 4 – 6 раз. Затем исполняется на середине зала. (Следить чтобы при исполнении отскока положение сохранялось).
- Верхняя дробь (основная)
Исходное положение 6 позиция ног. На 1 такт движение.
- «и-и-раз» – отскок на левой ноге, а правой пробить 2 удара (всей стопой), закончить движение – тяжесть корпуса на правой ноге;
- «и-два» – пауза;
- 1 такт – повторить левой ногой.
- Верхняя дробь (законченный вид)
- «и- и- раз» – отскок на левой ноге, правой пробить 2 удара (всей стопой);
- «и-и-два» – отскок на правой ноге, левой пробить 2 удара (всей стопой).
- Верхняя дробь с переступанием
Исходное положение 6 позиция ног, demi-plie.
- «и-и-раз» – отскок на левой ноге, правой пробить 2 удара (всей стопой), закончить движение – тяжесть корпуса на правой ноге;
- «и-два» – 2 переступания на левую и правую ногу;
- 1 такт – повторить с левой ноги.
- Русский ключ
Когда разучено движение № 7 с двух ног, разучивается русский ключ простой, затем сложный:
- «раз» – удар правой ногой;
- «и» – отскок на левой ноге;
- «два» – наступить на правую ногу;
- «и» – удар левой ногой;
- «раз» – отскок на правой ноге;
- «и-два» – притоп левой ногой, притоп правой ногой.
«Веревочка»
В этом движении поочередный перевод ног спереди назад производит впечатление, как будто заплетается веревочка.
Советы педагогу и методические рекомендации:
- высота деми- плие и низких полупальцев сохраняется на протяжении всего упражнения;
- колени опорной и работающей ноги направлены в сторону;
- при сгибании, работающая нога не отводится от опорной («зацепиться» пальцами сзади)
- следить, чтобы работающая нога опускалась на подушечку точно под пятку опорной, не заводилась глубоко накрест, иначе, это приведет к развороту бедер, что не допустимо при исполнении этого движения.
- следить чтобы движение исполнялось на одном месте (за счет проскальзывания вперед на опорной ноге) продвижения назад недопустимо,
- перед тем, как приступить к изучению веревочки на середине зала необходимо проучить у станка элемент – пассе, подготовку к веревочке и его разновидности.
- Подготовительное упражнение
Музыкальный размер 2/4. Движение исполняется «из-за» такта.
Исходное положение 5 позиция ног, боком к станку:
- на «и» – правой ногой пассе, с фиксацией ноги сзади, в положении «под коленом»;
- «раз – опустить по опорной ноге в 5 позицию;
- «и-два» – пауза;
- «и» – можно исполнить движение в обратном порядке, правой ногой вперед или повторить движение левой ногой.
- «Веревочка»
Исходное положение 5 позиция ног, боком к станку. На вступление- деми- плие, пятки оторвать от пола (низкие полу пальцы),
колени направлены в сторону. Движение исполняется на 1 такт.
- «и» – проскользнуть на опорной ноге, одновременно работающую ногу перевести назад в положение «под коленом»;
- «раз» – опустить по опорной ноге в позицию;
- «и-два» – пауза. Повторить движение с левой ноги.
- Движение «Веревочка» (законченный вид)
Исходное положение 5 позиция ног, исполняется на 1/2 такта.
На вступление- demi-plie, пятки оторвать от пола (низкие полу пальцы):
- «и-раз» – веревочка правой ногой;
- «и-два» – веревочка левой ногой.
Этот вид также можно исполнять вперед (обратная веревочка), в повороте на 1/4, в сочетании с «ковырялочкой», «косыночкой» и другими движениями.
Разновидности «веревочек»: двойная, с переступанием на каблук и на подушечку, со скачком на опорной ноге.
«Моталочка»
Советы педагогу и методические рекомендации:
- движение исполняется на едином demi-plie;
- скачки на опорной ноге, на начале обучения, делать утрированными, чтобы дети почувствовали ритм движения. Этот ритм присутствует во всех видах «моталочек»;
- мазки от себя к себе (флик- фляк), исполняются от колена, бедро стараться удерживать на месте;
- в конечной точки флика, стопа натянута (для успешного освоения движения следует разучить подготовительные упражнения).
- Подготовительное упражнение
Исходное положение 6 позиция ног, боком к станку.
На вступление – demi-plie. , пятки оторвать от пола (низкие полу пальцы), тяжесть корпуса на левой ноге, правая нога в положении cou-de-pied.по 6 позиции. Высота деми-плие и полу пальцев сохраняется на протяжении всего упражнения.
- «раз» – скачок на левой ноге;
- «и» – пауза;
- «два» – повторить скачок на левой ноге;
- «и» – пауза.
- «Моталочка» одной ногой
Исходное положение 6 позиция ног.
На вступление – demi-plie. , пятки оторвать от пола (низкие полу пальцы). Высота demi-plie. и полу пальцев сохраняется на протяжении всего упражнения.
- «раз» – скачок на левой ноге, правую ногу согнуть в колене;
- «и» – флик подушечкой правой ноги вперед, подъем натянуть;
- «два» – повторить скачок на левой ноге;
- «и» – фляк к себе, сгибая в колене правую ногу;
Движение повторяется этой же ногой.
- «Моталочка» с переменой ног
Исходное положение 6 позиция ног.
На вступление- demi-plie, пятки оторвать от пола (низкие полу пальцы). Высота demi-plie. и полу пальцев сохраняется на протяжении всего упражнения.
- «раз» – скачок на левой ноге, правую ногу согнуть в колене;
- «и» -флик подушечкой правой ноги вперед, подъем натянуть;
- «два» – повторить скачок на левой ноге;
- «и – раз» – фляк к себе,с перескоком на правую ногу, левую согнуть назад. Движение повторяется с левой ноги.
Моталочка с переменой ног может исполняться по 5 позиции из стороны в сторону.
«Подбивка» в русском танце
Советы педагогу и методические рекомендации:
- чтобы добиться четкого звука, при исполнении этого движения, нужны сильные, жесткие удары подушечками в пол, добиться этого помогут подготовительные упражнения;
- высота demi-plie. и низких полупальцев сохраняется на протяжении всего упражнения.
- Подготовительное упражнение
«Сбивка» по 6 позиции. Исходное положение 6 позиция ног. На вступление – demi-plie, пятку левой ноги оторвать от пола (низкие полу пальцы), правая нога в положении cou-de-pied по 6 позиции. Высота demi-plie и полупальцев сохраняется на протяжении всего упражнения.
- «и-раз» – 2 жестких переступания( с акцентом в пол) по 6 позиции правой, левой ногой («сбивка»);
- «и» – переступание на правую ногу;
- «два» – переступание на левую ногу;
- 2 такт – движение повторяется.
- «Подбивка» с переступанием
Исходное положение 6 позиция ног. На вступление- demi-plie, пятку левой ноги оторвать от пола (низкие полу пальцы), правую ногу открыть в сторону на 25 градусов. Высота demi-plie и полупальцев сохраняется на протяжении всего упражнения.
- «и-раз» – подбить правой ногой левую ногу в воздухе, приземлиться на правую ногу и сразу переступить на левую;
- «и» – переступить на правую ногу;
- «два» – переступить на левую, а правую ногу открыть в сторону на 25 градусов.
Далее движение повторяется.
«Молоточек»
Советы педагогу и методические рекомендации:
- при разучивании данного движения встречаются определенные сложности восприятия учащимися ритмического рисунка, я применяю разучивание движения со словами, (упасть – ударить – отскочить) дети быстрее его запоминают.
- «Молоточек» с переменой ног
Исходное положение 6 позиция ног, колени «смягчены».
Музыкальный размер 2/4.
- «раз» – упасть на левую ногу, правую ногу максимально согнуть в колене назад;
- «и» – удар подушечкой правой ноги сзади;
- «два» – отскок на левой ноге, правую ногу максимально согнуть в колене назад;
- «и» – пауза;
- «раз» – упасть на правую ногу и движение повторяется с другой ноги.
Этот вид так же можно исполнять с продвижением вперед, назад и из стороны в сторону.
- «Молоточек» с одной ноги подряд
Исходное положение 1 позиция ног, колени «смягчены»:
- «раз» – упасть на левую ногу, правую ногу согнуть в колене назад;
- «и» – удар подушечкой правой ноги сзади;
- «два» – отскок на левой ноге, правую ногу согнуть в колене;
- «и» – удар подушечкой правой ноги сзади;
- «раз-и-два-и» – упасть на правую ногу и движение повторяется.
Этот вид так же можно исполнять с продвижением вперед, назад, в повороте на 360 градусов, из стороны в сторону, в координации с руками, корпусом и головой.
«Гармошка» – основной вид
Советы педагогу и методические рекомендации:
- изучать движение следует с объяснения и освоения главного приема- переката с подушечки на пятку и обратно;
- основной вид движения исполняется на «смягченных» коленях;
- Подготовительное упражнение
Исходное положение 1 позиция ног, колени «смягчены». Музыкальный размер 2/4.
- «раз-и» – сгибая в колене правую ногу, приподнимаем пятку и разворачиваем на подушечке стопу в не выворотное положение, опускаем на пол;
- «два – и» – «перекатывам» стопу на пятку и разворачиваем ее в выворотное положение. Движение в обратном порядке:
- «раз – и» – на пятке заворачиваем стопу в не выворотное положении;
- «два – и» – через перекат переводим стопу на подушечку и разворачиваем в выворотное положение.
То же исполнить левой ногой.
- «Гармошка»
- «затакт» – 1 позиция – правая нога на подушечке, левая на пятке;
- раз-и» – правую ногу, разворачиваем на подушечке,а левую на пятке в не выворотное положение (носок к носку), опускаем на пол;
- «два-и» – правую ногу на пятке, а левую на подушечке разворачиваем в выворотное положение (пятка к пятке).
Движение исполняется в правую сторону 4-8 раз, затем в левую сторону.
Затем движение исполняется на ½ такта в координации с руками, головой, корпусом, в повороте.
Разновидности: основной прием движения «перекат» – остается, но может исполняться, не вставая из demi-plie (применяется в мужских, образных танцах), с углублением demi-plie в момент заворота стоп в не выворотное положение (в игровых женских танцах).
«Ковырялочка»
Исходное положение 1 позиция ног. Музыкальный размер 2/4.
- «раз» – небольшой подскок на левой ноге, правая сгибается в колене (колено к колену);
- «и» – пр. нога, согнутая в колене ставится невыворотно на носок, на расстоянии стопы правее от левой ноги;
- «два» – небольшой подскок на левой ноге, правая нога, вытягиваясь в колене, выворотно поднимается вперед – вправо;
- «и» – пр. нога, вытянутая в колене, ставится на каблук вперед и чуть вправо.
Этот вид можно исполняться: в сочетании с притом, поочередно правой затем левой ногой, в повороте на 180 и 360 градусов.
«Трилистник»
- «Трилистник» с переступанием
Исходное положение 6 позиция ног, колени «смягченные»
Музыкальный размер 2/4.
- «и» – перекат по стопе правой ноги с пятки на подушечку;
- «раз» – наступить на левую ногу, правую поднять в положение cou-de-pied по 6 позиции;
- «и» – переступание на правую ногу;
- «два» – переступание на левую ногу.
Далее движение повторяется.
- «Трилистник» с одной ноги подряд
- «и» – перекат по стопе правой ноги с пятки на подушечку;
- «раз» – наступить на левую ногу, правую поднять в положение cou-de-pied по 6 позиции;
- «и-два» – движение повторить.
Основные жанры русского народного танца.
Русский народный танец делится на два основных жанра — хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов.
Первым русским танцем считается хоровод – танец по кругу. Круг в хороводе символизировал в древности Солнце – бога Ярила. Считалось, что движения по кругу с пением песен задобрят бога Солнца и принесут хорошие урожаи. Хоровод – это массовое народное действо, где пляска, или просто ходьба, или игра непрерывно связаны с песней.
Хороводной мелодии характерны: плавность, широта, певучесть, отсутствие скачков на большие интервалы. Основой любого хоровода является совместное исполнение хороводной песни всеми его участниками. Танец, песня и игра в хороводе непрерывно связаны между собой. Хоровод объединяет и собирает большое количество участников. Пели и водили хоровод вокруг любимого дерева на Руси – берёзы. Выходили покрасоваться (других посмотреть и себя показать). Надевали лучшие одежды, показывали «свое рукоделие».
На Руси говорили: «Русская песня — народа душа, русская пляска всегда хороша». Пляска — это наиболее распространенный и любимый жанр русского народного танца. Древнегреческий писатель Лукиан говорил: «Пляска не только услаждает, но также приносит пользу зрителям, хорошо их воспитывает, многому научает. Пляска вносит лад и меру в душу смотрящего, изощряя взоры красивейшими зрелищами, увлекая слух прекраснейшими звуками и являя прекрасное единство душевной и телесной красоты». Пляска родилась в хороводе и вышла из него, разорвав хороводную цепь, создав свои формы и рисунки, другое музыкальное сопровождение. Плясовые мелодии народных танцев отличаются быстрым темпом, веселым характером, динамикой, жизнерадостностью и удалью, конкретностью и яркостью художественных образов. Русский танец требует энергичности и мужественности от мужчин и мудрой величавости от женщин. Обычно они объединяют в себе большое количество людей, которые держатся за руки, венки или платки. Однако танец в зависимости от местности исполняется по-своему. На Севере — степенно, величаво. В Центральной части — то спокойно и лирично, то живо и весело. На Юге — задорно, с удалью.
С древних времен народные танцы сопровождались инструментами, которые возникли еще у древних славян – гуслями, баянами, рожками, свирелями, бубнами, нехитрыми трещотками и свистульками, игрой на ложках и балалайках. Они являются одним из ярких подтверждений мелодичного характера русской музыки, ее многоголосия
Музыкальное сопровождение в русских народных танцах.
- Традиционная народная музыка:
Этот жанр включает в себя мелодии, которые были переданы из поколения в поколение и отражают дух и настроение русского народа. Часто такая музыка исполняется на традиционных инструментах, таких как балалайка, гармонь, гусля и другие.
Примеры:
- “Калинка” – одна из самых известных и популярных русских народных мелодий, часто использованная в народных танцах.
- “Катюша” – еще одна известная песня, которая стала символом русской души и часто сопровождает народные танцы.
- “Коробейники” – зажигательная мелодия, которая отлично подходит для энергичных танцев.
- “Калинка-малинка” – еще один пример традиционной русской музыки, которая вдохновляет на танец и веселье.
- Классическая музыка:
Многие классические композиции русских композиторов идеально подходят для исполнения народных танцев в более элегантных и торжественных стилях. Эти произведения часто написаны для балетов или оркестров и создают особую атмосферу на танцевальном мероприятии.
Примеры:
- “Вальс цветов” из балета “Щелкунчик” П.И. Чайковского – это изысканная мелодия, которая придает изящество и воздушность танцам.
- “Вальс из оперы ‘Спящая красавица'” также Чайковского – это еще один пример красивой и элегантной музыки для танцев.
- “Пляска козачка” из балета “Лебединое озеро” – эта энергичная мелодия воплощает дух русского танца и поднимает настроение участников.
- Фольклорные ансамбли:
Ансамбли, специализирующиеся на исполнении народной музыки, предлагают разнообразие традиционных мелодий и ритмов, которые прекрасно подходят для различных русских народных танцев.
Примеры:
- “Балалайка” ансамбля Российского народного оркестра “Калинка” – они исполняют множество традиционных русских мелодий на балалайках, гармонях и других инструментах.
- “Воскресенье” ансамбля “Березка” – этот ансамбль специализируется на танцах и музыке, которые представляют русскую культуру и традиции.
Это лишь небольшой обзор разнообразия музыкального сопровождения в русских народных танцах. Разумеется, существует еще множество других мелодий и композиций, которые могут вдохновлять танцоров и придавать особую атмосферу исполнению народных танцев. Каждая мелодия несет в себе частичку народной культуры и истории, делая исполнение танцев по-настоящему особенным и неповторимым.
Подбор костюмов для русских народных танцев:
При подготовке к выступлениям в русских народных танцах одним из ключевых аспектов является выбор подходящих костюмов. От костюмов зависит не только внешний облик исполнителей, но и атмосфера выступления, его эмоциональная окраска и восприятие зрителей. В этом контексте важно учитывать как традиционные аспекты русской культуры и стиля, так и возможности сценичного оформления для достижения определенных эффектов.
- Традиционные костюмы:
Традиционные русские костюмы отражают богатство и красоту национальной культуры. Они включают в себя сарафаны для девушек и рубашки-косоворотки для молодых людей. Платки, шапки-ушанки и сапоги-валенки также являются характерными элементами. Сарафаны могут быть изготовлены из ярких тканей и украшены вышивкой или народными узорами. Рубашки-косоворотки имеют особенный крой с разрезом воротника сбоку и также могут быть украшены вышивкой.
- Сценичные костюмы:
Для театрализованных выступлений можно использовать костюмы, выполненные в стилизованном варианте традиционной одежды. Они могут быть более яркими и выразительными, чтобы подчеркнуть характер выступления. Например, объемные юбки с яркими узорами или даже перьями могут придать выступлению драматичности и театральности. Аксессуары, такие как украшения на голову или пояса, также могут играть важную роль в создании образа.
- Костюмы для тематических выступлений:
Для выступлений с определенной тематикой или сюжетом костюмы могут быть адаптированы под конкретную тему. Например, для представления о весенних праздниках можно использовать костюмы с элементами природы. Это могут быть цветочные узоры на тканях, крылья или хвосты для создания образа птиц, а также использование аксессуаров, которые символизируют определенные образы или сюжеты.
Выбор костюмов играет ключевую роль в создании образа и атмосферы выступления. Они должны сочетаться с выбранной музыкой и танцевальным стилем, а также помогать подчеркнуть эмоциональную и художественную составляющую выступления. Поэтому при выборе костюмов необходимо учитывать тематику, настроение и характер выступления, чтобы создать максимально яркое и запоминающееся представление.
Заключение:
Изучение русского народного танца открывает перед нами богатство и многогранность национальной культуры России. История его развития, основные элементы и жанры, а также методы формирования двигательных навыков и умений, позволяют нам погрузиться в удивительный мир традиций и обычаев русского народа.
Важным аспектом в исполнении русских народных танцев является музыкальное сопровождение, которое дополняет и усиливает выразительность и эмоциональную подачу каждого номера. Кроме того, выбор подходящих костюмов играет значительную роль в создании образа и передаче атмосферы выступления.
Исследование русского народного танца не только способствует сохранению культурного наследия, но и позволяет нам погрузиться в уникальную атмосферу народных праздников и традиций. Этот искусственный мост, соединяющий прошлое с настоящим, обогащает наш опыт и помогает нам лучше понять и оценить богатство национальной идентичности.
Таким образом, русский народный танец продолжает оставаться неотъемлемой частью нашей культурной сокровищницы, вдохновляя нас своей красотой, энергией и величием.
Список литературы:
- Ткаченко Т. Народный танец. В. 1. –М., 1967 г.
- Гусев Т. Методика преподавания народного танца. Ч.1,2. – М., 2002 г.
- Климов А. Основы русского народного танца. – М., 1981 г.
- Надеждина Н. Русские танцы. – М., 1951 г.
- Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М., 1998