Смехова Светлана Михайловна
учитель
МБОУ «Мортовская основная школа» Елабужского муниципального района, с.Морты
Конспект урока.
Тема урока: «Хлеб той зимы»
Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний, умений и навыков
Вид урока: интегрированный урок литературы и математики
Методы и приемы обучения: метод программированных заданий, элементы ТРКМ (теория развития критического мышления), метод семантизации.
Класс: 5
Цели:
образовательные:
Познакомить учащихся творчеством Э.Фоняковой, на примере одной главы из автобиографической повести «Хлеб той зимы»;
Формировать читательские умения: совершенствовать умения «вдумчивого чтения», т.е. формировать читателя умного, чувствующего, готового совершать открытия; отвечать на вопросы, опираясь на текст, цитировать его, а потом раскрывать смысл; учиться работать с литературоведческими терминами (тема, идея, герой, его внутренний мир: мысли, чувства, переживания.
Развивать речевые умения: четко и логично высказывать свою мысль по обсуждаемой теме, формулировать и излагать свою точку зрения
Закрепить вычислительные навыки действий с десятичными дробями;
помочь учащимся представить грозные события войны, вместе с главной героиней мысленно пережить все каждодневные тяготы жизни блокадного города;
воспитательные: воспитывать чувства патриотизма, гордости и уважения к историческому прошлому своей страны;
развивающие: развивать интерес учащихся к чтению; совершенствовать навыки устной и письменной монологической речи; выявить понимание учащимися главной мысли произведения;
Оборудование: презентация, музыкальное сопровождение, выставка книг художественной литературы, посвященной детям войны, карточки с заданиями, карточки с номерами ответов, задания на печатной основе, читательские карты.
Ход урока:
1.Вступительное слово учителя.
Учитель литературы: Здравствуйте, ребята. Добрый день. Сегодня у нас необычный урок, комбинированный – урок математики и литературы, на котором мы порешаем задачи и познакомимся с главой из автобиографической книги Эллы Фоняковой «Хлеб той зимы». Итак, первое слово, которое относится к теме произведения – это слово «ДЕТСТВО».
№1. Прием «Ассоциативный ряд»
– Что такое детство в вашем представлении? Какие ассоциации возникают в вашей голове, когда вы слышите это слово?- ответы детей (запись на доске).
Учитель математики: Второе слово, которое имеет прямое отношение к теме урока, вы узнаете, если правильно выполните следующее задание №2: выясните, в каком столбике верно записано число. Запишите в тетради букву, ему соответствующую.
Задание 1. Пять целых две десятых
5, 02 |
5,2 |
5,002 |
Т |
Б |
П |
Ответ: 1 |
2 |
3 |
Задание 2. Ноль целых восемь тысячных
0,008 |
0,08 |
0,8 |
Л |
Н |
У |
Ответ: 1 |
2 |
3 |
Задание 3. Три целых двадцать пять тысячных
3,25 |
30,25 |
3,025 |
А |
В |
О |
Ответ: 1 |
2 |
3 |
Задание 4. Шестнадцать целых пять сотых
16, 005 |
16,5 |
16,05 |
А |
Е |
К |
Ответ: 1 |
2 |
3 |
Задание 5. Восемнадцать целых восемь десятых
18,8 |
18,08 |
18,008 |
А |
У |
В |
Ответ: 1 |
2 |
3 |
Задание 6. Пять целых пятнадцать десятитысячных
5, 0015 |
5,015 |
5,15 |
Д |
Л |
В |
Ответ: 1 |
2 |
3 |
Задание 7. Тридцать четыре целых сто пять тысячных
34,0105 |
34,105 |
34,15 |
О |
А |
Е |
Ответ: 1 |
2 |
3 |
Учитель математики: Какое слово у вас получилось?
Дети: Блокада.
Учитель литературы: Дайте толкование этого слова.
– Действия, направленные на изоляцию объекта путём пресечения всех его внешних связей.
– Военная блокада — изоляция блокируемого объекта (группировка войск, город, регион, государство и др. ) путём нарушения его внешних связей на суше, в воздухе и на море.
(Ученики объясняют значения слов).
Какие ассоциации вызывает у вас это слово? На доске два слова: ДЕТСТВО и БЛОКАДА. Образуйте словосочетания с ними. (Блокадное детство или детство во время блокады)
Наше произведение о девочке из блокадного Ленинграда.
Учитель математики: выполнив следующее задание, мы узнаем год рождения писательницы.
3. Формирование умений и навыков
Задание №3.
Решите примеры
7,4 – 0,02 =___; 4,2 + 2,06 =____; 4 – 0,6 = __; 1,53 – 0,3 = ___; 37,85 + 4,1 = ___.
Зачеркните в таблице ответы и цифры, им соответствующие. Оставшиеся цифры позволят вам прочитать год рождения писательницы.
7,38 |
7,48 |
6,26 |
14,8 |
34 |
3,4 |
41,95 |
1,33 |
1,23 |
1 |
1 |
8 |
9 |
3 |
6 |
5 |
4 |
2 |
Что у вас получилось? (1934 год)
Ребята, посчитайте, сколько лет было главной героине в начале войны, в 1941 году. (7 лет)
4. Чтение и работа с текстом.
Учитель литературы:
Рассказ называется «Одна»
Как вы думаете, о чем пойдёт в нем речь?
А вы оставались дома одни в 7-летнем возрасте?
Как вы себя чувствовали?
Чтение с остановками до слов: «Разве это можно есть?»
Беседа по отрывку.
– От чьего лица ведется повествование? ( Повествование ведется от лица семилетней девочки Лены, которая живет с родителями в коммунальной квартире.) Поясняю, слово «коммуналка»
– Что оставили девочке поесть?
– Вызывает ли у вас аппетит эта еда?
– Почему сказано «пластик хлеба?»
Мы сейчас так говорим? Как мы называем отрезанный хлеб? (кусок, ломоть, ломтик)
– Какой это хлеб? (черная, тяжелая, заскорузлая буханка)
Объясняю значение слова «Заскорузлый» (жесткий, грубый, засохший)
Почему он такой?
Учитель математики:
Ребята, давайте вернемся к тексту « … по 125 г на троих, это четверть буханки». Вычислите, сколько весила буханка хлеба.
- (г) хлеба на троих.
- (г) весила булка хлеба.
Почему он такой тяжелый? Из чего его пекли? (ответы детей).Существовало много рецептов этого хлеба, все они известны, вот один из них:
(9/20) ржаной обойной муки (Мука ржаная обойная получается путем грубого помола цельного зерна ржи. В итоге продукт имеет крупные частицы, отруби и клеточные оболочки), (3/20) пищевой целлюлозы (Не имела пищевой ценности,но она заменяла муку по массе и увеличивала припек, ее было много…), (1/10) жмых (чаще льняной или подсолнечника, это отходы от производства растительного масла), (1/20) обойная пыль (Это отходы мельничных комбинатов. В наше время используют для похудения, а также для кормления сельскохозяйственных животных), (1/10) солод (намоченные и пророщенные семена злаков: чаще всего ячменя), (1/10) отруби (отходы мельничных комбинатов), (1/50) выбойки из мешков, (3/100) соли.
Ребята, давайте вычислим, сколько граммов каждого ингредиента содержал блокадный хлеб. Булка хлеба весила 1500 г.
Мука обойная ржаная 1500 : 20 * 9 = 675 г
Целлюлоза 1500 : 20 * 3 = 225 г
Жмых, солод, отруби 1500 : 10 *1 = 150 г
Обойная пыль 1500 : 20 * 1 = 75 г
Выбойки из мешков 1500 : 50 * 1 = 30 г
Соль 1500 : 100 * 3 = 45 г.
Вот почему он был таким тяжелым и не питательным.
Учитель литературы: Продолжим чтение рассказа. Чтение следующей части (до слов Жутко!)
Работа с текстом.
– Какими словами описано состояние девочки? (терзаюсь самыми мучительными сомнениями; копаюсь в постылых игрушках, чашечка и хлеб – так и маячат перед глазами, книгу держит вверх ногами).
Невозможно отвлечься от голода.
Почему Лене кажется, что в комнате есть КТО-ТО?
Физкультминутка.
Попробуйте представить себе, что чувствует Лена одна, в тёмной комнате, и изобразите её эмоции. (Этюды – Страх. Сжимающиеся стены. Падающий потолок. Бомбежка. ). А теперь давайте вернемся в настоящее, посмотрите в окно, улыбнитесь. Как хорошо, что мы живем в мирное время!
А теперь садитесь и мы продолжим чтение.
Чтение рассказа до конца.
Работа в группах (заполнение читательского дневника).
1 группа. Найти в тексте слова и выражения, характеризующие соседку, подчеркнуть их, рассказать о героине по плану:
1. Внешность (какой я ее представляю)
2. Речь
3. Поступки
4. Авторское отношение
5. Мое отношение
(- Что вы можете сказать о соседке Лены Агнии Степановне? Какими словами описывает ее автор? Почему она ругает родителей Лены, разве она не понимает, что им нечего оставить дочери?)
2 группа. Проанализировать поведение девочки в эпизоде «На кухне».
1. Внешность. Какой вы ее представляете.
2. Поведение
3. Какие качества проявляет в этом эпизоде Лена? (Что вы можете сказать о характере Лены)
4. Мое отношение к героине
(Несмотря на то что ей всего 7 лет, она сохраняет чувство собственного достоинства, не унижается, не плачет, не выпрашивает еду, даже запевает песню. У девочки сильный характер.)
– Какое предложение в этом отрывке показалось вам необычным?
(Тарелка, соседка и моя закадычная подруга Ирочка уплывают в тоннель коридора)
– Почему тарелка в одном ряду с людьми?
(Потому что для голодной девочки, тарелка с блинами – это объект вожделения, она не может оторвать глаз от нее.)
– Какое это средство выразительности? (метафора)
Почему Лена называет подругу негодяйкой?
Что вы скажете об Ире?
– Как бы вы ответили на вопрос, которым заканчивается рассказ?
6. Подведение итогов урока
Рефлексия. Закончите предложения.
Сегодня на уроке я узнал ….
Для меня было новым то, что …
Я по- новому взглянул на …
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Учитель литературы и математики:
Как хорошо, что мы живем в мирное время. Над нами не летают вражеские самолеты, не свистят пули, не взрываются бомбы. Мы дарим вам яркие шары, как символ счастливого детства, радости, мира.
Я желаю, чтобы вы никогда не страдали от голода, чтобы вы никогда не считали хлеб в граммах, чтобы было тепло и уютно в ваших домах, чтобы вас окружали отзывчивые, добрые люди.
Есть такая традиция: запускать в небо шары с пожеланиями. Как вы думаете, какое желание загадала бы героиня рассказа Лена? А что бы вы загадали?
Домашнее задание (на выбор):
1. Напишите небольшое сочинение на тему: «О чем я задумался, прочитав рассказ Э.Фоняковой «Одна»
2. Нарисуйте иллюстрацию к рассказу
3. Прочитайте еще один рассказ из повести, подготовьте пересказ.