Самарцева Светлана Владимировна
воспитатель
МБДОУ «ЦРР- д/с №57 «Соловушка», г. Альметьевск
Творческая мастерская -Детское книгоиздание «Чудесный фонарик»
Использую в своей работе по развитию речи и обучению грамоте:
Примерная программа «Радуга речи. Речевое развитие в дошкольном детстве» Соболевой О.Л. – оригинальная, высокотехнологичная, практикоориентированная программа речевого развития детей от трёх до семи лет, разработанная в полном соответствии с ФГОС ДО.
Основная задача программы: научить детей правильно свободно говорить на русском языке, пользуясь различной манерой излагать свои мысли; сформировать необходимую речевую базу (Основу) для разнообразной самостоятельной и активной речевой деятельности.
Программное содержание включает в себя:
Линяя первая. Приобщение к детской литературе и фольклору. Слушание как вид речевой деятельности.
Линия вторая. Развитие речевого ресурса ребёнка. Пошаговое обучение формальной техники речи. Речевое творчество.
Линия третья. Развитие аналитико-синтетической активности как формирование предпосылок грамотности.
Линия четвёртая. Знакомство с книжной культурой. Рекомендации по проектной деятельности.
Пропедефтика чтения и письма ДОО.
В связи с рекомендациями программы, а также актуальностью данной темы. Я использовала в своей работе проектную деятельность:
- Пособия для словесного творчества О.Л. Соболевой «За волшебной дверью» и «Путешествие с волшебным фонариком»
- Творческую мастерскую – проект: Детское книгоиздание «Чудесный фонарик».
Цель: Развивать устойчивый интерес к книге как к самостоятельному наглядному объекту литературы. Создавать условия для активного использования литературного опыта детей в их творческой деятельности.
Задачи:
1. Поддерживать интерес к книгам, литературным и фольклорным произведениям различной тематики.
2. Закреплять представления о жанровых особенностях художественных произведений, развивать умение анализировать тексты.
3. Познакомить с историей создания книги, работой книжных издательств и библиотек. Закрепить правила культурного общения с книгой, коллективного чтения книг, поведения в библиотеке, книжном уголке.
4. Развивать продуктивную деятельность детей по мотивам прочитанных книг и сочиненных детьми.
5. Возродить традиции домашнего чтения.
Этапы работы
I этап: подготовительный.
Изучение методической литературы.
Разработка перспективного плана.
Подготовка материала для изготовления с детьми книг.
II этап: основной
Работа по перспективному плану с детьми и родителями.
III этап: итоговый.
Показ результата: выставка книг, отчёт-презентация для родителей и педагогов.
Перспективный план работы с детьми и родителями
Дата |
Мероприятия |
Сентябрь- Октябрь |
Экскурсия в библиотеку детского сада. Посвящение детей в читателей. |
Анкетирование родителей «Место книги в семье» |
|
Создание уголка для детского книгоиздания. |
|
Родительское собрание «На пороге в школу», ознакомление родителей планом творческой мастерской «Детское книгоиздание «Волшебный фонарик». Подбор материала для скрапбукинга с помощью родителей. |
|
Ноябрь -Декабрь |
Изготовление альбомов «С днем рождения», используя скрапбукинг. |
«Какие бывают книги» – исследовательская деятельность. |
|
Создание книжек «Пословицы и поговорки о книгах», – малышек для младших дошколят. Открытки-книжки ко Дню Матери. |
|
Мастер- класс для детей «Как сочинить и сделать книгу своими руками» – алгоритм изготовления книги. «Практическая работа над созданием собственной книги» – выбор темы, поиск информации, изготовление заготовки книги, оформление обложки и содержания книги.(Домашнее задание на каникулы) |
|
Январь |
Гость группы: библиотекарь |
Игра-занятие «Необыкновенные книги», «Я – писатель» |
|
Игры и викторины для детей: «Назови героя сказки», «Из какой сказки предмет?», «Найди свою сказку» и т.д. |
|
Оформление книги по пособию О.Л. Соболевой «Путешествие с волшебным фонариком» |
|
Как сделать книгу своими руками» – алгоритм изготовления книги. «Практическая работа над созданием собственной книги» – выбор темы, поиск информации, изготовление заготовки книги, оформление обложки и содержания книги. |
|
Февраль |
Оформление книг по пособию О.Л. Соболевой «Путешествие с волшебным фонариком». Печатание книг детьми на компьютере. |
Мастер-класс для родителей «Сочинение сказок, оформление книг». |
|
Литературный КВН с родителями: «Книголюбы». |
|
Март |
Оформление выставки книжек – самоделок в мини – музее: «Детское книгоиздательство». |
Сюжетно – ролевая игра «Детская типография» – обыгрывание ролей работников типографии |
|
«Презентация детских книг» – рассказывание о созданных книгах. |
|
Открытие выставки книг, изготовленных детьми и их родителями. Отчёт- презентация, для педагогов детского сада. |
Изданные книги.
– «Пословицы и поговорки о книгах», – малышек для младших дошколят.
– Открытки-книжки ко Дню Матери,
– Иллюстрирование книги «Лиса и заяц»,
– «Приключения с чудесным фонариком»:
– «Про мост, рассерженного Тролля и Шалунью – Резинку»,
– «Про Шалунью – Резинку, гномов и исчезнувший кристалл»,
– «Танечкина история, про спасение птенца».
– Книги собственного сочинения детей.
Работа с родителями
Мастер-класс для родителей «Сочинение сказок, оформление книг».
Игровые пособий для родителей и детей:
– Летбук «Фантазёры» со старшей группы, включает в себя рубрики – алгаритм сочинения сказок «Как сочинять сказки?» в помощь родителям и детям,
– Игра «Жили –были…» с персонажами сказок,
– Буква от Феи – информирование родителей о пройдённых буквах на неделе,
– игра «Поиграем!» представление игр из занятий,
– Страничка – Повторялочка – домашнее задание.
– Игра «Предложения»,
– Пазлы- буквы.
. Результат проекта:
У детей сформировался устойчивый интерес к книгам, как самостоятельному, наглядному объекту литературы.
У детей закрепилось представление о жанровых особенностях художественных произведений, могут анализировать тексты.
Благодаря сотрудничеству с местной библиотекой, дети узнали о работе книжных издательств и библиотек. У детей сформированы знания о правилах культурного обращения с книгой, поведения в библиотеке, книжном уголке.
Сформировано у детей умение создавать книгу своими руками, проявляя творчество и фантазию.
Анализируя проведенную работу, я увидела, что данный проект создаёт необходимые условия для того, чтобы дети полюбили книги, выросли добрыми, талантливыми и образованными людьми.
Литература:
- Примерная программа «Радуга речи. Речевое развитие в дошкольном детстве» Соболевой О.Л.
- О. Л. Соболевой «Мой любимый букварь от феи»
- «За волшебной дверью»,
- «Путешествие с волшебным фонариком»,
- «Азбука для начинающих волшебников»,
- В. Агафонова «Загадки для тебя», «Подружись с упрямым звуком».
Работа с родителями.
Созданные игровые пособия для детей и родителей.