Салаватова Гульшат Фарахетдиновна
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №6 имени Х.Габаши Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)
Предметные цели:
1.Обеспечить восприятие, осмысление, запоминание учащимися изучаемого материала: органы дыхания, их строение, функции.
2.Содействовать усвоению учащимися способов, средств , которые приводят к выводу о значении дыхания для живых организмов.
3.Формировать положительное отношению к здоровью как одной из основных ценностей жизни.
4.Формировать умение учащихся находить в текстах главное , составлять схемы,
работать с таблицами.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
-Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Метапредметные:
Регулятивные УУД
– уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя
– проговаривать последовательность действий на уроке
– уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника и тестами
– вносить необходимые коррективы в действия
– планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей
Коммуникативные УУД
– уметь оформлять свои мысли в устной форме
– слушать и понимтать речть других
-учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию
Познаватнльные УУД
-уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя ,добывать новые знания:находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,полученную на уроке.
Оборудование: учебник окружающий мир; Виноградова Н.ф.,Калинина Г.С; 4 класс, 2022г.; конверты с иллюстрациями опорно-двигательного аппарата, нервной системы, пищеварительной системы, названия органов каждой системы, тексты о работе органов дыхания ,видеофильм «Органы дыхания», сантиметр для измерения объема грудной клетки , рабочие листы для работы в группах
1.Самоопределение к деятельности:
РУУД:нацелевание на успешную деятельность
ЛУУД:проявлять желание узнавать новое
Сегодняшний урок мне бы хотелось начать со слов албанского поэта
Жизнь!Люблю ее безмерно!
В ней лишь ключ к познанию верный
Холод,зной,восход,закат,
Лед и пламя,свет и тени.
Мудрой жизни проявленье
В них приветствовать я рад!
Наим Фрашери
Эти замечательные строки вдохновляют нас на активное и заинтересованное продолжение познания окружающего мира, в котором столько таинств и открытий. Вы готовы продолжать открывать эти тайны?
2.Активация познавательной деятельности
ПУУД:уметь ориентироваться в системе своих знаний
КУУД:уметь слушать и вступать в диалог
РУУД;уметь оценивать свои действия и свой результат
Тогда начнем выполнять задания. И первое задание мы начнем выполнять в группах..У каждой группы есть конверт, возьмите его,прочитайте инструкцию и выполните задание. (Каждой группе дается конверт, в нем картинки изученных системорганизма человека, разрезанные на части,а также названия органов данной системы.Ученики должны собрать картинки, найти названия органов данной сисьемы системы и и назвать лишние,которые не относятся к днной системе)
Инструкция (на слайде)
Соберите картинки.
Определите,о какой системе организма идет речь
Найдите названия органов этой системы..
Опорно-двигательный аппарат (череп,, скелет,грудная клетка , верхние конечност, нижние конечности, носоглотка, трахея, увлажнение)
Нервная система (спинной мозг,, головной мозг, нервы, гортань, легкие, почки)
Пищеварительная (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, толстая кишка, тонкая кишка)
Какие слова у вас остались?
Легкие, нос, трахея, бронхи, альвеолы, глотка, гортань, фильтр, почка.
Эти слова не вошли ни в одну из систем. А можете предположить,к какой системе мы можем их отнести?(дыхательная)
3.Введение в тему урока.
КУД:высказывают свои предположения.
РУУД:совместно с учителем формулируют цели урока
ПУУД:ориетируются в свой системе знаний.
Попробуйте сформулировать тему урока.
Посмотрите, какие знания по этой теме уже у вас имеются. Как мы можем связать эти слова с дыхательной системой?
Все ли слова смогли объяснить? Почему? На какие бы вопросы вы хотели узнать ответы на сегодняшнем уроке?
1.Узнать, что такое дыхание.
2.Каките органы составляют дыхательную систему.
3. Как работают органы дыхания.
4.Какое дыхание следует считать правильным
5.Гигина дыхания.
4.Открытие нового знания.
ЛУУД:проявлять интерес к новому учебному материалу
РУУД:понимать инструкции и следовать им в практической работе.
ПУУД:
Чем мы дышим ?(воздухом,кислородом)
Каков состав воздуха? (это смесь газов: азот-78%, кислород-21 %,углекислый газ-0,03%, другие газы-0,97%)
Все ли газы,содержащиеся в воздухе,необходимы для дыхания?
Известно,что без пищи человек может прожить 50 дней, без воды-примерно-5 дней, а вот без дыхаания –несколько минут.
Поговорка: « Это нужно нам как воздух!» выражает особую потребность организма в воздухе.
Еще древнегреческие философы, наблюдая за дыханием животных и человека, считали воздух условием и первопричиной жизни.
Великий врач Гиппократ называл воздухом «Пастбищем жизни».а римский поэт Овидий говорил, «Пока дышу,надеюсь». Дыхание –самое драгоценная оберегаемая «ниточка»», от которой зависит наше существование.
Почему же человек дышит непрерывно? (В теле человека нет запаса кислорода, необходимой каждой клеточке организма)
Разберемся,что представляет собой дыхание. Что мы делаем,когда дышим? (вдох и выдох).Проделаем опыт и результат напишем в наш рабочий лист.
Работаем в паре.
Объем грудной клетки при вдохе |
Объем грудной клетки при выдохе |
……. см |
…….. см |
Таблица 1
Сделайте вывод; При вдохе грудная клетка поднимается … увеличивается….расширяется ,а при выдохе возвращается на место..
Можете ли вы уже объяснить,что такое дыхание? (пока нет)
5.Решение учебной задачи.Совместное открытие нового знания.
ЛУУД:проявлять интерес к новому учебному знанию
КУУД:умение выражать свои мысли
ПУУД:поиск и выделение необходимой информации
Вернемся к нашим словам, которые мы с вами выбрали. Выберите среди них те ,которые мы бы могли назвать органами дыхания. (трахея, бронхи, носовая полость, глотка, легкие, алвеолы)
Попробуйте расставить их в том порядке,как поступает воздух в наш организм.
А сейчас смотри видео, на своих рабочих листах расставим правильный порядок. Просмотр видео «Органы дыхания»
Проверка: Итак, мы вдыхаем кислород, и он идет по носовой полости, в глотку,далее попадает в гортань , из гортани в трахею, бронхи, легкие. А затем…..(синий цвет)
Итак, что же такое дыхание? Процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа.
Обратимся к словарю.
Словарь Ожегова. 1. ДЫХАНИЕ-я,с.р 1. Процесс поглощения кислородаи выделения углекислого газа живыми организмами. 2. Втягивание и выпускание воздуха легкими.
6.Дыхательная гимнастика.Опыт
1) Поочередно поднимаем плечи вверх-вниз
2)Выписываем плечами восьмерку
3)Приседаем
-Как изменяется дыхание?
Стало чаще
Релаксация под музыку.
-Что произошло с дыханием?
-Оно успокоилось.
-Какой вывод можно сделать?
-При физической работе дыхание учащается, в состоянии покоя становится реже, приходит в норму.
Стресс также влияет на дыхание, включив спокойную музыку , вы можете нормализовать дыхание .
Упражнение
Шарик.Учитель ппредлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счет 1,2,3,4 –дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание.Затем на счет 1-8 медленно выдыхают.
7.Самостоятельное применение знаний.
ПУУД:самостоятельное создание способов решение проблем поискового характера
КУУД:умение выражать свои мысли.
Познакомимся с кадым органом подробнее. Работать будем в группах, у каждой группы свое задание.
Рассмотри рисунок
-Какое строение имеет данный орган дыхания
_Свои выводы проверь по тексту.
-Запиши ответы на вопросы после теста в таблицу
Нос.
Наш нос хоть и маленький,но он состоит из 14 костей.Это орган,через который воздух поступает в организм.
Нос-это одновременно печка,фильтр , сторожевой пости увлажнитель воздуха. В носу есть множество каналов, камер, стенки которых покрыты ресничками.Реснички все время колеблются,как трава на ветру. Мы вдохнули воздух,и , пока онпройдет по всем носовым ходам,пыль и микроорганизмы будут захвачены ресничками. Нос не пропустит грязь к легким.Одновременно воздух согреется и увлажнится, ведь внутренние стенки носапронизаны множеством тончайших сосудов, по которым течет алая кровь. У нас будет меньше опасностизастудить бронхи и легкие.Ну а то ,что нос-единственный орган, способный воспринимать запахи, это известно всем.
Вопросы:
-Каково устройство носовой полости? (Состоит из 14 костей.В носу имеется множество каналов, камер, стенки которых покрыты ресничками)
-Какие функции выполняет этот орган? (Задерживает пыль,согревает воздух и увлажняет.)
-Почему же нужно дышать носом, а не ртом? (Чтоб не заболеть)
Гортань
Потрогайте шею. В передней ее части вы чувствуете твердое, ребристое образование-это гортань. Гортань -трубка 10-12 см, имеет вид воронки. В гортани есть маленькая заслонка,которая во время еды закрывает трахею ,чтобы пища не попадала в дыхательные пути.Ну а если все-таки это произошло, у человека начинается кашель.И кашлять он будет до тех пор,пока крошка не вылетит. Поэтому и существует такая пословица «Когда я ем,я глух и нем».
Человеческая гортань-это сложный голосообразующий аппарат. Сделав глубокий вдох,мы начинаем говорить.Что же при этом происходит? Голосовой аппарат устроен сложною. Главная его часть голосовые связки.Они натянуты, как струны музыкального инструмента. Колебания этих связок при выдохе создает звук. Человек может регулировать струю выдыхаемого воздуха, что позволяет ему громко говорить, петь, шептать и так далее. Таким образом, функция гортани-это проведение воздуха в трахею, участие в голосообразовании и предотвращения проникания вредных веществ в дыхательные пути .
Вопросы
1.Как устроена гортань?(твердое, ребристое образованиев виде трубочки, имеет вид воронки,есть маленькая заслонка, закрывающая трахею во время еды)
2.Какие функции выполняет? (это проведение воздуха в трахею,участие в голосообразовании и предотвращение проникновения вредных вещест в дыхательные пути)
-Почету говорят, «Когда я ем ,я глух и нем?
Трахея и бронхи.
Из носовой полости,пройдя гортань,воздух попадает в трахею и бронхи.Трахея имеет вид трубки длиной 9-10 см, стенки состоят из хрящевых колец, соединенных связками. Хрящевые кольца никогда не слипаются. Трахея разветвляется на два бронха.Бронхи входят в правое и левое легкие. Внутри стенки трахеи ибронхов покрыты клетками,которые задерживают пыль и микроорганизмы.Бронхи ветвятся на более тонкие трубочки, а на их концах находятся легочные пузырьки (альвеолы)
Вопросы
1.Что представляют трахеи и бронхи ?(Трахея-это трубка длиной 9-10 см, состоит из хрящевых колец, соединенных связками)
2.Какие функции выполняют?
Легкие.
Легкие –это парный орган дыхания человека.Они имеют форму полуконуса.Состоят из легочных пузырьков (альвеол) и эластичной ткани.
Диаметр легочного пузырька примерно 0,2 см. В легких человека находится примерно около 3 млн.легочных пузырьков. Смена воздуха в легких происходитпри чередовании двух движений –вдоха и выдоха.При вдохе ребра слегка поднимаются, грудная клетка расширяется и воздух втягивается в легкие. При выдохе объем грудной клетки уменьшается и часть воздуха выталкивается наружу.Именно влегких происходит обмен газов. Кровь отдает углекислый газ и впитывает в себя кислород.Обогащенная кислородом кровь возвращается в сердце. Сократившись, сердце отправляет ее ко всем клеткам нашего организма.
Вопросы
1.Каково устройство легких? (имеют форму полуконуса, состоят из легочных пузырьков диаметром 0,2 см )
2.Какую роль выполняют при дыхании?
По мере ответов заполняется таблица.
Органы дыхания |
||
органы |
строение |
выполняемые функции |
носовая полость |
Состоит из 14 костей. В носу имеется множество каналов, камер, стенки которых покрыты ресничками. |
Очищение,увлажнение,обеззораживание и согревание воздуха ,восприятие запаховж. |
гортань |
Твердое,ребристое образование в виде трубочки,имеет вид воронки,есть маленькая заслонка, закрывающая трахею во время еды |
Проведение воздуха в трахею,участие в голосообразовании и и предотвращение проникновения вредных веществ в дыхательные пути |
трахея |
Трубка длиной 9-10 см,состоит их хрящевых колец, соединенных связками. |
Очищает и увлажняет воздух. |
бронхи |
Ветвятся на более тонкие трубочки, а на их концах находятся легочные пузырьки (альвеолы) |
Очищают воздух, увлажняют воздух |
легкие |
Парный орган дыхания.Они имеют форму полуконуса. Состоят из легочныз пузырьков (альвеол) и эластичной ткани. |
Орган газообмена |
Таблица 2.
(К доске выходят по два человека и отвечают по своей теме. Свой орган показывают на модели человека)
8.Осмысление и закрепление полученных знаний.
Это интересно.
Японские ныряльщики за жемчугом могут нырять на глубину 30 метров и находиться под водой до 4 минут и более .
Бобры могут задержать дыхание до 15-30 минут.
Киты-до часа. (Это объясняется особым органом в организме, приспособлением жить под водой)
Взрослый человек в 1 минуту делает 13-14 дыхательных упражнений , дети чаще-18-20)
Взрослый выдыхает 500 см3, ребенок – 350 см3.
В носовой полости за 5 минут погибает 90 % всех микробов.
Полицейские в Токио падают без сознания. Так загазован воздух.
Какой воздух опасен для дыхания?
Что еще приносит вред органам дыхания?(курение)
Вернемся к словам,которые мы выделили в начале урока.
Что можете про них сказать?
Что такое альвеолы?
9.Рефлексия деятельности
РУУД:оценка-осознаниекачества и уровня освоения и владения учебными действиями,осущзествоять итогоый контроль.
ЛУУД:оценивать собственную учебную деятельность,свои
КУУД:проявлять активность в деятельности
Прием чистый лист
1.Из носоглотки воздух поступает в……..
2.Где происходит образование звуков и речи?
3.Орган,в котором происходит газообмен между кровью и вдыхаемым воздухом.
4.Здесь происходит увлажнение,обогрев,обезвреживание микробов
5.Какой орган входит в правое и левое легкое?
6.Какое дыхание нужно считать правильным?
Мы сегодня на уроке разобрали много вопросов, проанализируйте свою работу, используя выражения на слайде.
Рефлексивный экран
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполнял задани…
- Я понял,что…
- Теперь я могу…
- Я почувствовал,что…
- Я пробрел…
- Я научился…
- У меня получилось…
- Я смог…
- Я попробую…
- Меня удивило…
- Урок дал мне для жизни…
- Мне захотелось…
Рабочий лист №1
1.Задание: Сделайте вдох, измерьте объем грудной клетки, затем выдох и измерьте объем грудной клетки, результаты запишите в таблицу. Сделайте вывод.
Объём грудной клетки при вдохе |
Объём грудной клетки при выдохе |
………см |
……….см |
ВЫВОД: При вдохе грудная клетка поднимается ………………………, а при выдохе…………………………………………………………… .
2. Пронумеруй органы дыхания по порядку следования воздуха:
легкие
носовая полость
трахея
бронхи
глотка
гортань
3. Задание:
-Рассмотри рисунок.
-Какое строение имеет данный орган дыхательной системы.
-Свои выводы проверь по тексту.
-Запиши ответы на вопросы после текста в таблицу.
Носовая полость
Рисунок 1
Наш нос хоть и маленький, но он состоит из 14 костей. Это орган, через который воздух поступает в организм.
Нос – это одновременно печка, фильтр, сторожевой пост и увлажнитель воздуха. В носу есть множество каналов, камер, стенки которых покрыты ресничками. Реснички всё время колеблются, как трава на ветру. Мы вдохнули воздух, и, пока он пройдёт по всем носовым ходам, пыль и микроорганизмы будут захвачены ресничками. Нос не пропустит грязь к лёгким. Одновременно воздух согреется и увлажнится, ведь внутренние стенки носа пронизаны множеством тончайших сосудов, по которым течёт тёплая кровь. У нас будет меньше опасности застудить бронхи и лёгкие. Ну а то, что нос – единственный орган, способный воспринимать запахи, это известно всем.
Вопросы:
- Каково устройство носовой полости.
- Какие функции выполняет этот орган.
ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ. |
||
Органы |
строение |
Выполняемые функции |
Носовая полость |
Рабочий лист № 2
1.Задание: Сделайте вдох, измерьте объем грудной клетки, затем выдох и измерьте объем грудной клетки, результаты запишите в таблицу. Сделайте вывод.
Объём грудной клетки при вдохе |
Объём грудной клетки при выдохе |
………см |
……….см |
ВЫВОД: При вдохе грудная клетка поднимается ………………………, а при выдохе…………………………………………………………… .
2. Пронумеруй органы дыхания по порядку следования воздуха:
легкие
носовая полость
трахея
бронхи
глотка
гортань
3. Задание:
-Рассмотри рисунок.
-Какое строение имеет данный орган дыхательной системы.
-Свои выводы проверь по тексту.
-Запиши ответы на вопросы после теста в таблицу.
Гортань
Рисунок 2
Потрогайте шею.
В передней её части вы чувствуете твёрдое, ребристое образование – это гортань. Гортань – трубка 10 -12 см, имеет вид воронки. В гортани есть маленькая заслонка, которая во время еды закрывает трахею, чтобы пища не попадала в дыхательные пути. Ну, а если всё – таки это произошло, у человека начинается кашель. И кашлять он будет до тех пор, пока крошка не вылетит. Поэтому и существует такая пословица: « Когда я ем, я глух и нем»
Человеческая гортань – это сложный голосообразующий аппарат. Сделав глубокий вдох, мы начинаем говорить. Что же при этом происходит? Голосовой аппарат устроен сложно. Главная его часть голосовые связки. Они натянуты, как струны музыкального инструмента. Колебания этих связок при выдохе создаёт звук. Человек может регулировать струю выдыхаемого воздуха, что позволяет ему говорить громко, петь, шептать и т.д. Таким образом, функция гортани – это проведение воздуха в трахею, участие в голосообразовании и предотвращении проникновения вредных веществ в дыхательные пути.
- Как устроена гортань?
- Какие функции выполняет?
ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ. |
||
Органы |
строение |
Выполняемые функции |
гортань |
Рабочий лист № 3
1.Задание: Сделайте вдох, измерьте объем грудной клетки, затем выдох и измерьте объем грудной клетки, результаты запишите в таблицу. Сделайте вывод.
Объём грудной клетки при вдохе |
Объём грудной клетки при выдохе |
………см |
……….см |
ВЫВОД: При вдохе грудная клетка поднимается ………………………, а при выдохе…………………………………………………………… .
2. Пронумеруй органы дыхания по порядку следования воздуха:
легкие
носовая полость
трахея
бронхи
глотка
гортань
3. Задание:
-Рассмотри рисунок.
-Какое строение имеет данный орган дыхательной системы.
-Свои выводы проверь по тексту.
-Запиши ответы на вопросы после теста в таблицу.
Трахея и бронхи
.
Рисунок 3
Из носовой полости, пройдя гортань, воздух попадает в трахею и бронхи. Трахея – имеет вид трубки длиной 9 – 10 см. Стенки состоят из хрящевых колец, соединённых связками. Хрящевые кольца никогда не слипаются. Трахея разветвляется на два бронха. Бронхи входят в правое и левое легкое. Внутри стенки трахеи и бронхов покрыты клетками, которые задерживают пыль и микроорганизмы. Бронхи ветвятся на более тонкие трубочки , а на их концах находятся лёгочные пузырьки(альвеолы).
- Что представляют трахея и бронхи
- Какие функции выполняют?
ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ. |
||
Органы |
строение |
Выполняемые функции |
трахея |
||
Бронхи |
Рабочий лист № 4
1.Задание: Сделайте вдох, измерьте объем грудной клетки, затем выдох и измерьте объем грудной клетки, результаты запишите в таблицу. Сделайте вывод.
Объём грудной клетки при вдохе |
Объём грудной клетки при выдохе |
………см |
……….см |
ВЫВОД: При вдохе грудная клетка поднимается ………………………, а при выдохе…………………………………………………………… .
2. Пронумеруй органы дыхания по порядку следования воздуха:
легкие
носовая полость
трахея
бронхи
глотка
гортань
3. Задание:
-Рассмотри рисунок.
-Какое строение имеет данный орган дыхательной системы.
-Свои выводы проверь по тексту.
-Запиши ответы на вопросы после теста в таблицу.
Легкие.
альвеолы
Рисунок 4
Лёгкие у человека — парный орган дыхания. Они имеют форму полуконуса. Состоят из легочных пузырьков(альвеол) и эластичной ткани.
Диаметр лёгочного пузырька примерно 0,2 мм. В лёгких человека находится около 3 млн. легочных пузырьков. Смена воздуха в лёгких происходит при чередовании двух движений – вдоха и выдоха. При вдохе рёбра слегка поднимаются, грудная клетка расширяется и воздух втягивается в лёгкие. При выдохе объём грудной клетки уменьшается и часть воздуха выталкивается наружу. Именно в легких происходит обмен газов. Кровь отдаёт углекислый газ и впитывает в себя кислород. Обогащённая кислородом кровь возвращается в сердце. Сократившись, сердце отправляет её ко всем клеткам нашего организма.
- Каково устройство легких?
- Какую роль выполняют при дыхании?
ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ. |
||
Органы |
строение |
Выполняемые функции |
легкие |