Никошина Наталья Ивановна
преподаватель русского языка и литературы
ГАПОУ «Нижнекамский индустриальный техникум», г. Нижнекамск
Содержание
Введение. Сведения об опыте…………………………………………………
Основная часть …………………………………………………………….………
Глава 1. Теоретическая часть …………………………………………….……..
Глава 2. Технология опыта ….8
Заключение. Результативность опыта .16
Список литературы………………………………………………………………
Приложение № 1……………………………………………………………………
Введение
Сведения об опыте
1.Условия возникновения, становления опыта.
Исходным условием возникновения проектной деятельности на уроках русского языка и литературы является учет потребностей современного общества в способных адаптироваться в информационном поле молодых людях, умеющих строить систему в любой сфере знания, проектировать собственное развитие. В ХХI веке педагогические системы выстраивают обучение на включении обучающихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Ключевая цель образования сегодня – развитие творческой, инициативной личности, владеющей адекватными знаниями. Поэтому одним из ведущих средств формирования личности обучающегося, а также активизации познавательной мотивации студентов является проектно-исследовательская деятельность.
Второе условие связано с тем, что многие обучающиеся не проявляют активности в учебном процессе и теряют интерес к изучению родного языка и литературы. В итоге покидают техникум выпускники, не обладающие творческой инициативой, которым трудно найти пути самореализации в обществе. Поэтому у нас возникла идея о приобщении обучающихся к проектно-исследовательской деятельности, где создаются такие условия в обучении, в которых студент получит возможность занять активную личностную позицию, а также сможет в полной мере выразить свою индивидуальность.
Началом работы по теме стало предварительное изучение уровня креативности по методике М. И. Рожкова, Ю. С. Тюнникова, Б. С. Алишева, Л.С. Воловича. По результатам исследования оказалось, что низкий уровень творческой активности характерен для большинства обучающихся – в среднем у 65%, чувство новизны – в среднем у 50%, критичность – в среднем у 62%, способность преобразовать структуру объекта – в среднем у 53%, направленность на творчество – в среднем у 48%.
Также выявились лидеры по русскому языку и литературе и те обучающиеся, которые нуждаются в большей дозе педагогической поддержки при обучении с применением проектно-исследовательской технологии. Поэтому важно найти те средства и методы, которые бы позволили повысить уровень развития творческого начала личности обучающегося как средства самореализации в учебной деятельности.
Определяющим условием возникновения проектной деятельности стало создание в учебном заведении условий, содействующих совершенствованию качества знаний обучающихся по русскому языку и литературе, развитию их творческих и интеллектуальных способностей, формированию умения планировать и принимать решения. Этим и обусловлено введение в Нижнекамский индустриальный техникум методов и технологий на основе проектной деятельности обучающихся, в основе которых лежит развитие познавательных навыков студентов, умение самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в учебном пространстве и конструировать свои знания, умение увидеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение.
В процессе работы над данной темой я отметила, что вовлечение обучающихся в проектно-исследовательскую работу тесно связано с использованием и новейших компьютерных технологий, позволяющих студентам приобретать опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь к поставленной теме.
2.Актуальность опыта.
Актуальность данного опыта определяется рядом противоречий между преобладающими репродуктивными заданиями в большинстве учебников, требующими традиционной подачи материала готовых знаний, и необходимостью широкого внедрения альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. А также между растущими требованиями к организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся и отсутствием системы заданий, мотивирующих на глубокое и всестороннее решение проблем, представляющих интерес для студентов и за пределами образовательной организации.
3. Ведущая педагогическая идея опыта. Проектная работа на уроках, а также во внеурочное время приводит к развитию творческого потенциала и природных способностей обучающихся; созданию на уроке ситуации «успеха»; к подготовке студентов к жизни в современном мире; развитию индивидуальности каждого обучающегося. Следовательно, ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей организации проектно-исследовательской работы студентов на уроках русского языка и литературы как средства достижения планируемых результатов в условиях реализации ФГОС.
4. Длительность работы над опытом. Работа по использованию проектной деятельности на уроках русского языка и литературы ведется уже в течение 5 лет:
I этап – начальный – сентябрь – декабрь 2011 г.
II этап – основной (формирующий) – 2012 – 2015 г.
III этап – корректирующий (контрольный) – сентябрь 2018 г.– по настоящее время.
5. Новизна опыта состоит в комбинации элементов технологии проектного обучения, исследовательской технологии, ИКТ и инновационной методики обучения русскому языку на основе развития эмоций (в том числе радости открытия, радости познания, интеллектуальных эмоций) при организации проектно-исследовательской работы на уроках русского языка и литературы.
Основная часть
Глава 1. Теоретическая база опыта
Проектно-исследовательская технология, основанная на вовлечении обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность, получила распространение в 1920 годы в США. Её связывают с «идеями гуманистического направления в философии образования педагога-мыслителя Френсис Паркера, американского философа и педагога Дж. Дюи и его ученика В. К. Килпатрика», для которого «важнейшим образовательным ресурсом любого учебного заведения является сам ребенок».
В советской педагогике проектно-исследовательские методы получили распространение в 20-е годы ХХ века (В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев).
В настоящее время в трудах В. И. Андреева, З. И. Васильева, Е. И. Казакова и др. большое внимание уделяется способам достижения такого уровня образованности обучающихся, который был бы достаточен «для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера». Именно на перечисленные выше научные исследования русских ученых я опиралась в своей работе. А также использовала современные практические идеи А. В. Леонтовича, А. А. Лебедева, описанные в их педагогических работах.
Проектно-исследовательские методы и формы их организации могут быть оптимально реализованы в решении проблемы развития творческой самореализации в учебной деятельности обучающегося при сочетании их с элементами инновационной методики доктора педагогических наук, профессора Канарской О. В., которая утверждает: «Организация инновационного обучения обеспечивает формирование положительной мотивации через предвосхищение результата учения студентом, позволяет включить всех обучающихся в процесс познания на максимальном для каждого учащегося уровне успешности и перевести учебную деятельность на продуктивно-творческий уровень». Ценность идеи профессора состоит в том, что в процессе исследования на уроке обучающийся движется самостоятельно от наблюдений, «в это время получает возможность открывать и присваивать знания», к умению самостоятельно создавать «продукты студенческого творчества».
В ходе теоретического анализа различных источников я выявила условия, направленные на организацию проектно-исследовательской работы на уроках русского языка и литературы как средства творческой самореализации в учебно-познавательной деятельности обучающихся:
- признание студента субъектом образовательного процесса;
- создание педагогических ситуаций, инициирующих самостоятельность студентов в определении цели, планировании и осознании своих действий;
- создание позитивного эмоционального фона образовательной деятельности;
- использование преподавателем продуктивных методов и методов самоконтроля эффективности развития обучающихся в процессе интерактивного взаимодействия, позволяющих студентам овладеть способами познавательной деятельности;
- осуществление позитивной обратной связи.
Глава 2. Технология опыта
1.Постановка целей и задач педагогической деятельности.
Цель проекта состоит в выявлении совокупности приемов и форм организации проектной работы в процессе обучения русскому языку и литературе как основного пути творческой самореализации обучающихся в учебно-познавательной деятельности.
Для достижения поставленной цели мною были сформулированы следующие задачи:
- создание условий для приобретения студентами проектировочных и исследовательских умений, необходимых для дальнейшего образования;
- введение в педагогическую практику такой организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяла бы студенту активизировать свою творческую деятельность, стимулирующую самообучаемость обучающегося, его способность к обобщению мыслительной деятельности и рефлексии;
- использование наряду с традиционными формами активных форм учебных занятий;
- использование разнообразных способов и приёмов проектно-исследовательской работы, направленных на становление активной позиции студентов – от осознанного целеполагания до конструирования корректировки способов деятельности.
2. Организация учебно-воспитательного процесса.
Важно, чтобы на уроках русского языка и литературы знания не давались студентам в «готовом» виде, а они сами могли бы их заполучить, «выстрадать».
При таком подходе к урокам преподавание предмета приобретает творческий характер, повышает процесс общения преподавателя с обучающимися, способствует рождению новых идей, открывает широкое поле деятельности для поиска, формирует интерес у студентов к самопознанию. В результате студент приобретает полноценные, хорошо осознанные, используемые знания, опыт творческой деятельности.
Поэтому приоритетными направлениями организации учебно-воспитательного процесса я считаю:
- развитие исследовательских навыков обучающихся на уроке;
- использование современных педагогических технологий и инновационных практических методик, обеспечивающих добровольную учебу в творческом режиме;
- диагностику учебного процесса;
- рефлексию.
3.Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их применения.
В процессе преподавания русского языка и литературы проектно-исследовательские технологии могут быть использованы в различных формах. Я составиа следующие блоки.
Блок 1. Анкетирование обучающихся и составление алгоритма совместных действий при организации проектно-исследовательской деятельности.
Работу по организации в группе проектно-исследовательской деятельности я начинаю с проведения диагностики по изучению интересов, склонностей и проектно-исследовательских умений для самооценки обучающихся. Для этого можно воспользоваться стандартной анкетой до начала работы над проектом.
Анкета для выявления проектно-исследовательских умений
Оцени свои умения в использовании метода проекта по следующим критериям: 3 – умею; 2 – иногда получается; 1 – чаще не получается; 0 – не умею
Ф.И. студента, № группы__________________________________________
Учебный проект _________________________________________________
Проектные умения |
Начало проекта |
Окончание проекта |
1. Формулировать проблему. |
||
2. Ставить цель. |
|
|
3. Ставить задачи. |
|
|
4. Выбирать методы и способы решения задач. |
|
|
5. Планировать работу. |
|
|
6. Организовать работу группы. |
|
|
7. Участвовать в совместной деятельности: выслушивать мнение других; отстаивать своё мнение; принимать чужую точку зрения и др. |
|
|
8.Собирать материал по заявленной проблеме из различных источников (словари, энциклопедии, научные статьи и др.). |
||
9. Выбирать вид конечного продукта проекта. |
|
|
10. Выбирать форму презентации конечного продукта, оформлять презентацию, рисовать. |
|
|
11. В проделанной работе видеть моменты, которые помогли успешно выполнить проект. |
|
|
12. В проделанной по проекту работе находить «слабые» стороны. |
|
|
13. Видеть, что мне лично дало выполнение проекта. |
|
|
Анализ оценки студентами уровня владения проектно-исследовательскими умениями на начало выполнения проекта позволяет:
- спланировать целенаправленную индивидуальную работу с обучающимися при выполнении проекта;;;;44444444;;;;;;;;
- подобрать вопросы рефлексии;
- оценить уровень сформированности общеучебных умений, являющихся основой проектно-исследовательских.
На основе полученных данных планируется дальнейшая работа, выявляется склонность обучающихся к определенному виду деятельности: собиратели информации, идеологи, ораторы и т.д. Следующим шагом в совместной работе является составление алгоритма совместных действий при организации проектно-исследовательской работы:
Этапы работы |
Деятельность преподавателя |
Деятельность студентов |
|
|
|||
1.1.Выбор темы проекта |
Преподаватель составляет, отбирает возможные темы и предлагает их обучающимся, а в последующем участвует в обсуждении тем, предложенных студентами. |
Обучающиеся обсуждают и принимают решение по выбору темы. |
|
1.2.Подготовка теоретического материала: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, изучение литературы, работа в сети Интернет. |
Разрабатывает задания, вопросы, помогающие организовать поисковую деятельность студента, рекомендует литературу по теме исследования. |
Изучают литературу по теме исследования, при этом работают с разными источниками |
|
1.3.Сбор материала: составление картотеки языковых единиц. |
Показывает, как методом сплошной выборки составляется картотека языковых единиц. |
Составляет картотеку на определенном языковом материале. |
|
|
Консультирует, координирует работу обучающихся, стимулирует их деятельность. |
Осуществляют исследовательскую деятельность. |
|
|
Консультирует, координирует работу обучающихся, стимулирует их деятельность. |
Оформляют результаты своей работы в соответствии с требованиями ГОСТа. |
|
|
Знакомит обучающихся с требованиями конференций различного уровня. |
Обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: открытая защита, доклад, тезисы статьи. |
|
|
Организует экспертизу работы, пишет отзыв и находит внешних рецензентов. |
Докладывают о результатах своей работы. |
|
6.Рефлексия |
Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью обучающихся, учитывает их оценки. |
Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. |
Отличительной особенностью такой организации проектно-исследовательской работы является то, что в процессе совместной работы преподавателя и обучающихся делается упор на планирование деятельности и на самостоятельности действий студента. Самостоятельность касается постановки целей, формулирования задач и принятия решений. Но главное – выполнения самого проекта. Педагог является не только руководителем проекта, но и играет роль консультанта и помощника, а не эксперта. Обучающиеся – в роли активных участников творческого процесса проектирования, а не пассивных статистов. Кроме того, проект предполагает в качестве обязательного условия его выполнения рефлексию деятельности, то есть оценку того, что лично каждому дало выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как их следует избежать в будущем. Особенно важно, что в таком размышлении обучающиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности.
Я постоянно пополняю банк карточек для индивидуальной работы, созданных на компьютере. Разрабатываемые для обучающихся дидактические материалы помогают им в понимании изучаемого предмета, приобретении необходимых проектно-исследовательских навыков. Это различные экспресс-тесты и контрольные задания на определение проблемы и постановки целей и задач, карточки, анкеты, рабочие карты урока-исследования и урока-проектирования и т.д. (Приложение 1). Использование таких дидактических материалов позволяет расширить возможности организации учебной деятельности на уроке, делает его более эффективным и разнообразным, повышает интерес к обучению.
На уроке при объяснении нового материала я организую мини-исследования текста теоретического материала, использую прием составления тематической сетки готового текста и прием ее вычленения при создании текста, и в итоге составления проекта по различным темам. Пользуемся со студентами при этом методикой Канарской О. В. Указанные выше приемы являются преобладающими в нашей работе (Приложение 2).
Основным достоинством этих форм организации проектно-исследовательской работы является то, что она может органично вписаться практически в любой в любой урок русского языка или литературы и эффективно помочь преподавателю и студенту.
По результатам выполнения групповых и индивидуальных проектов обучающимися создаются творческие презентации для сопровождения выступления в ходе защиты проекта. Творческие презентации обучающихся хранятся в «Банке презентаций» и затем используются во внеклассных мероприятиях.
Работа обучающихся над созданием презентации самостоятельного исследования обеспечивает интересное презентационное представление результата, и, следовательно, способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, повышает интерес к изучению предмета.
Блок 2. Использование электронных ресурсов для организации проектно-исследовательской работы как важной составляющей учебно-воспитательного процесса.
В практику моей работы прочно вошло проведение уроков-исследований и уроков-проектов с использованием обучающих программ, где студенты самостоятельно в ходе проектно-исследовательской деятельности добывают знания. На таких уроках, чаще всего уроках литературы, используются электронные учебники от компании “Кирилл и Мефодий», что позволяет обеспечивать наглядность на уроке. Затем с помощью одного компьютера и программы “Уроки Кирилла и Мефодия” осуществляется закрепление пройденного учебного материала. Педагогом заранее устанавливается тема, соответствующая теме урока, и после совместного изучения нового материала запускаются нужные озвученные пункты учебного материала. Это позволяет быстро и кратко прокрутить изучаемую тему в сознании обучающихся. После чего студенты исследуют статьи в учебнике о писателе или критические статьи.
Этот подход в компьютерной программе применяется в основном при изучении жизни и творчества писателей, повышает наглядность и доступность обучения для студентов с разным уровнем успеваемости и творческого развития. Наглядность дает возможность управлять познавательной деятельностью обучающегося, воздействуя на эмоции, фиксировать внимание на общих и частных вопросах темы. Благодаря комплексу разнообразных мультимедийных возможностей процесс обучения становится эффективным, интересным и привлекательным для студентов.
Использование данной программы эффективно на этапах подбора материала проектно-исследовательской работы как в индивидуальном (для сильных обучающихся), так и в групповом проекте. Кроме того, при отборе и подготовке теоретического материала большие возможности открывает использование Интернета: поиск конкретной информации, которая будет в дальнейшем использована, на странице, имеющей известный адрес в сети (справочные сайты) (Приложение 1).
Эффективность такой работы вижу в том, что, используя Интернет, обучающиеся с повышенным уровнем мотивации получают расширенный доступ к интересующей их информации, самостоятельно разыскивают сообщения о проведении конкурсов, олимпиад, конференций и принимают в них активное участие.
Блок 3. Проектно-исследовательская работа во внеурочной деятельности.
Большое значение в формировании творческой личности, способной к самоопределению и свободному развитию, имеет внеурочная деятельность, которую я организую после уроков.
Развитие личности на основе активизации проектной и исследовательской деятельности во внеклассной деятельности обучающихся является одной из важнейших предпосылок в формировании и развитии творческого потенциала человека.
Ежегодно обучающиеся под моим руководством участвуют «в Международной научно-исследовательской конференции «Наука и жизнь», г. Елабуга, в Республиканской конференции краеведческих работ «Жить, помня о корнях своих…» и др. Также регулярно публикуют научные статьи в различных сборниках.
Организация проектно-исследовательской работы на уроках русского языка и литературы, а также во внеклассной работе – это ведущий способ, средство творческой самореализации обучающихся в учебно-познавательной деятельности
Обучаясь русскому языку и литературе, студенты овладевают необходимым минимумом лингвистических и литературоведческих знаний и умений. Таким образом, система учебно-воспитательной работы, организованная преподавателем, создаёт условия для приобщения обучающихся к проектно-исследовательской работе, для творческой самореализации личности учащегося в учебно-познавательной деятельности.
Заключение. Результативность опыта
Работа над проблемой творческой самореализации личности обучающегося в учебно-познавательной деятельности при организации проектной работы на уроках русского языка и литературы дает свои положительные результаты: за несколько лет обучения повысился уровень творческих способностей обучающихся. Для диагностики использовалась методика, подготовленная диагностика М. И. Рожковым, Ю. С. Тюнниковым, Б. С. Алишевым и Л. А. Воловичем. Результаты диагностики были обработаны за последние четыре учебных года (с 2010 г. по 2019 г.) на 1 и 2 курсах по четырем критериям: чувство новизны, критичность, способность преобразовать структуру объекта, направленность на творчество.
Мы выделили три уровня творческой активности студентов: низкий – от 0 до 1; средний – от 1,5; высокий – от 1,5 до 2. Данные исследования представлены в таблице:
Диагностируемые критерии |
1 курс |
2 курс |
||||||||||
2022 – 2023 учебный год |
2023 – 2024 учебный год |
2022 – 2023 учебный год |
2023 – 2024 учебный год |
|||||||||
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
|
Чувство новизны |
75% |
19% |
6% |
58% |
33% |
9% |
57% |
30% |
13% |
28% |
50% |
22% |
Критичность |
72% |
20% |
8% |
48% |
37% |
15% |
55% |
34% |
11% |
20% |
49% |
31% |
Способность преобразовать структуру объекта |
64% |
30% |
6% |
43% |
44% |
13% |
67% |
23% |
13% |
27% |
39% |
34% |
Направленность на творчество |
56% |
32% |
12% |
45% |
39% |
16% |
46% |
34% |
20% |
29% |
39% |
32% |
Диагностируемые критерии |
1 курс |
2 курс |
||||||||||
2022 – 2023 учебный год |
2023 – 2024 учебный год |
2022 – 2023 учебный год |
2023 – 2024 учебный год |
|||||||||
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
|
Чувство новизны |
55% |
29% |
16% |
58% |
24% |
39% |
37% |
43% |
20% |
12% |
46% |
42% |
Критичность |
41% |
41% |
18% |
9% |
50% |
41% |
35% |
46% |
19% |
12% |
47% |
41% |
Способность преобразовать структуру объекта |
46% |
38% |
16% |
10% |
46% |
44% |
50% |
35% |
30% |
20% |
40% |
40% |
Направленность на творчество |
29% |
39% |
32% |
14% |
40% |
46% |
25% |
42% |
33% |
12% |
46% |
42% |
По полученным при данной диагностике результатам можно проследить динамику творческой самореализации личности студентов за несколько лет. Такие студенты активны в процессе учебно-познавательной деятельности, проявляют интерес к результату деятельности, стремятся к саморазвитию.
Следовательно, учебно-исследовательская деятельность выступает одним из мощных инструментов в формировании творческих способностей обучающихся. Навыки творческой деятельности готовят студентов к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем.
Список литературы
- Кульневич, С. В., Лакоценина, Т. П. Современный урок. Часть I: Научно-практическое пособие для методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов, слушателей ИПК. – Ростов-на-Дону: Учитель, 2005. – 288с.
- Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1989. – 168с.
- Степанов, Е. Н., Байбородова, А. А., Андреев, А. А., Петрова, С. М. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/ Е. Н. Степанов. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с.
- Степанов, Е. Н., Лузин, Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – Мю: ТЦ «Сфера», 2002. – 160с.
- Цветкова, Г. В. Русский язык. 6 – 11 классы: проектная деятельность учащихся/ Г. В. Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 169с.
- Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 96с.
Приложение № 1
Рабочая карта студента
Ф. И. _______________________________________________________________
Число__________________________________________________________
Классная работа
Тема_____________________________________________________________
Исследование художественного текста
План работы читателя с текстом
До чтения текста |
По ходу чтения текста |
После чтения текста |
1.Автор 2.Название 3. Эпиграф 4.Прогноз (предугадывание того, о чем или о ком будет текст) |
1. Скрытые вопросы (выделение в тексте непонятных слов) 2.Выделение ключевых слов 3.Диалог с автором (какую информацию он хочет донести автор до читателя) 4.Основная мысль |
1. Понимание информации -тема; -основная мысль 2. Создание вторичных текстов (пересказ, составление плана) |
Вывод:___читая текст, рассматривая рисунки, важно ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составление плана:
- ________________________________________________________________________________________________________________________________
- ________________________________________________________________________________________________________________________________
- ________________________________________________________________________________________________________________________________
- ________________________________________________________________________________________________________________________________
- ________________________________________________________________________________________________________________________________
«Самооценка»
- Я все понял на уроке, все задания выполнил без ошибок – «5»
- Я все понял на уроке, все задания выполнил практически без ошибок – «4»
- Я практически все понял на уроке, но задания выполнил с ошибками. Мне есть над чем работать – «3»
- Я задания не выполнил – «2»