Бикмухаметова И.А., Дубровина И.С., Сергеева Ю.В.
учитель дефектолог, воспитатели
МБОУ «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения №71» НМР РТ, г. Нижнекамск
Паспорт проекта
Тема проекта | «Времен связующая нить» |
Авторы | Бикмухаметова Ирина Аркадьевна, учитель-дефектолог МБОУ «НШДС № 71», г. Нижнекамск, Дубровина Ирина Сергеевна, воспитатель МБОУ «НШДС № 71», г. Нижнекамск, Сергеева Юлия Владимировна, воспитатель МБОУ «НШДС № 71», г. Нижнекамск. |
Участники проекта | дети подготовительной к школе групп, родители, педагоги. |
Тип проекта | познавательный |
Вид проекта | исследовательский |
Цель: | создание условий для формирования патриотических чувств через ознакомление с историей Нижнекамска и памятниками родного города. |
Задачи: | – познакомить детей с культурно-историческими объектами города Нижнекамска; – формировать чувства сопричастности к культурному и историческому наследию родного города; – определить, что такое памятники, обозначить их виды; – выяснить, сколько памятников установлено в городе Нижнекамске, проанализировать, кому и для чего они были установлены; – развивать навыки наблюдения, анализа, сравнения; – привлечь родителей к проблеме патриотического воспитания подрастающего поколения; – формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями. |
Ожидаемые результаты: | – приобщенность детей к общечеловеческим ценностям, из которых впоследствии складывается важнейшее чувство – любовь к Родине; – наличие у детей знаний о достопримечательностях, родного города; – наличие стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города; – пробуждение чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма; – активная позиция семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей. |
Этапы проекта | 1 этап. Подготовительный: – определение цели и задач проекта; – формирование активной позиции родителей (анкетирование, беседа); – анализ имеющихся условий; – сбор информационного материала; – разработка комплексно-тематического планирования; – создание условий для реализации проекта; – подготовка воспитанников (вводная беседа, экскурсии). 2 этап. Основной: – индивидуальные экскурсии с родителями к памятникам, установленным в городе; – исследовательская деятельность детей по изучению назначения памятников (кому и когда установлен, где находится и почему установлен); – отражение результатов через художественно-творческую деятельность, дидактические игры «Контуры и тени», «Замочная скважина», «Думаем о родном городе», «Фотограф». 3 этап: Заключительный: – анализ полученных знаний; – составление презентации «Этот город – самый лучший город на земле!»; – составление альбома «Памятники Нижнекамска» |
Результат проекта | Обогащение мини-музея НШДС № 71 новыми материалами: 1. Фотоальбом (презентация) «Этот город – самый лучший город на земле!». 2. Альбом «Памятники родного города». Для детей – приобретение навыков поисково-исследовательской деятельности. Для родителей – вовлечение родителей в жизнь детского сада, повышение их активности в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей. Для педагогов – повышение педагогической компетенции по формированию патриотических чувств у дошкольников. |
Итоговое мероприятие | Открытое тематическое мероприятие «С днем рождения, родной Нижнекамск!» с приглашением почетных жителей города, учащихся 1-4 классов. |
Оборудование | Мультимедийное оборудование, фотоаппарат, компьютер. |
Материалы | Иллюстрации и фото достопримечательностей города, памятников, книги с произведениями Г. Тукая, М. Джалиля, материалы интернета. |
Источники | 1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий.Изд.4-е доп. М.: УЦ «Перспектива», 2008г. 2.Виноградова, Н.Ф., Козлова С.А. «Наша Родина» / Пособие для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1984 г. 3. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина/Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений, Мурманск: “Аркти”, 2005 г. 4.Позднякова Е.А. “Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении. Планирование, разработки занятий и мероприятий” М.: Учитель, 2008г. Интернет ресурсы. |
- Введение.
С чего начинается Родина? Каждый человек рано или поздно задает себе этот вопрос. И чем раньше он об этом задумается, тем глубже будет осознание собственной важности и нужности в этом мире. Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения важнейшая задача общества, обусловленная временем. Основной задачей нравственно-патриотического воспитания в детском саду является воспитание любви к Родине, которая формируется через накопление социального опыта жизни в семье, в родном городе, через усвоение принятых в нем норм поведения, приобщение к миру культуры, изучение истории.
Постановка проблемы: мы решили выяснить, какие памятники есть в городе Нижнекамске.
Актуальность. Формирование устойчивой связи поколений – это путь успешной ранней социализации, и средство воспитания любви к отечеству, к малой родине. Невозможно быть личностью, не уважая свою семью, людей, окружающих тебя, не испытывая любови к родному городу, к стране, к ее героям, не зная истории своего края.
В каком бы уголке нашей Родины ты не оказался – каждый по-своему красив и уникален. К сожалению, мы привыкаем к виду, окружающему нас в родном городе или селе и часто не замечаем его красоты, его особенностей. Но стоит оказаться в чужом краю, мы начинаем искать местные достопримечательности: фотографироваться на фоне фонтанов, музеев и памятников. А по истечении какого-то времени, начинаем скучать по родному краю, вспоминать знакомые места. Каждый вспоминает что-то свое, то, что дорого лично ему. И как важно, чтобы у каждого человека где-то в глубине души зарождалось чувство гордости за принадлежность к своему народу, к своей нации, чтобы мы не просто перечисляли, что интересного есть в родном городе, а знали, почему это находится именно здесь.
Если, гуляя по улицам родного города, дети научатся видеть интересное вокруг, замечать то, что создавали люди, живущие в этом городе, они научатся ценить и беречь созданное.
Воспитание чувства патриотизма в детях начинается с изучения истории родного города. Одним из видов исторического наследия являются памятники. Однако проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста недостаточно информированы о достопримечательностях родного города, в частности о памятниках. А родители часто не задумываются о важности патриотического воспитания, не объясняют детям для чего и кому устанавливают памятники. Гуляя по паркам и скверам останавливаются у памятников лишь для того, чтобы сфотографироваться, при этом (с целью получения более эффектного фото) позволяют детям залезать на памятники. Чтобы изменить позицию родителей по данной проблеме, повысить интерес детей к памятникам, как историческому наследию, удовлетворить детскую любознательность, привить навыки самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.
Объект исследования: памятники Нижнекамска.
Предмет исследования: изучение памятников г. Нижнекамска.
Цель работы: создание условий для формирования у детей патриотических чувств через ознакомление с памятниками родного города.
Были выдвинуты гипотезы:
1. Предположим, что памятники в Нижнекамске установлены только героям войны.
2. Предположим, что в Нижнекамске есть разные памятники: памятники исторического наследия, памятники героям войны, людям и событиям, изменившим историю страны, города.
Основные мероприятия проекта:
- Цикл бесед и познавательных занятий (элементарные научные сведения) по формированию представлений о достопримечательностях и памятниках, как культурно-историческом наследии.
- Экскурсии и родительские часы (ознакомление детей с историей родного города).
- Исследовательская деятельность по изучению памятников г. Нижнекамска.
- Открытые мероприятия: «Герои моей семьи» с приглашением родителей, «О чем могут рассказать памятники?» с приглашением родителей, «с днем рождения, родной Нижнекамск!» для детей и родителей, с приглашением первостроителей города и учащихся начальных классов НШДС № 71.
Структура проекта
№ п/п | Содержание деятельности | Деятельность педагога, родителей |
Подготовительный этап | ||
1 | Экскурсия в краеведческий мини-музей НШДС № 71. Беседа «Что такое Родина?». | Организация экскурсии. |
2 | Анкетирование родителей: выявление уровня готовности родителей к сотрудничеству. | Подготовка анкет. |
3 | Выявление уровня активности детей и уровня готовности к восприятию материала: – занятие по социально-бытовой ориентировке «Мой Нижнекамск». – беседа о достопримечательностях Нижнекамска. | Подбор материала, подготовка презентации |
4 | Прогулка ребенка с родителями по любимому месту отдыха в городе. Рисование (дома) «Мое любимое место в городе» (сотворчество ребенок-родитель). | Беседы и консультирование родителей по организации прогулки. |
5 | Выставка детских рисунков, беседа с детьми о содержании рисунков. | Совместное с родителями оформление выставки. |
6 | Постановка цели, проблемы, задач проекта. | Изучение литературы, сбор информации, беседы с детьми и родителями, консультации. |
7 | Составление плана работы над проектом. | Совместное с родителями составление плана реализации проекта. Разработка конспектов мероприятий, презентаций по планируемой теме. |
Основной этап | ||
1 | Дома: просмотр мультфильма «Сказка о Мальчише-Кибальчише». Рассматривание иллюстраций картин, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций «Памятники воинам освободителям». Беседа «Что такое памятник? Кому ставят памятники?». | Подбор мультфильма, консультирование родителей по организации просмотра мультфильма. Подготовка к беседе. Подбор иллюстраций. |
2 | Индивидуальное посещение детьми с родителями вечного огня, памятников, посвященных героем ВОВ, труженикам тыла. Беседа о героях ВОВ, тружениках тыла | Консультирование родителей. Подготовка к беседе. |
3 | Дома: рассматривание семейных альбомов. Сбор информации о родственниках, участвовавших в ВОВ, тружениках тыла. Подготовка выступлений (презентаций). | Консультирование родителей «Как организовать беседу?» Помощь в подготовке презентаций, выступлений. Информирование родителей о запланированном мероприятии «Герои моей семьи». |
4 | Родительский час. Рассказ о первостроителях города. | Приглашение мамы Азалии Н. Подготовка материалов, фотографий о первостроителях города, фотографии памятников: первостроителям, Е.Н. Королеву. |
5 | Родительский час. Рассказ о работниках нефтехимического завода. | Приглашение папы Сабира Ш. Подготовка материалов, фотографий о работниках нефтехимического производства, фотографии памятника Н.В. Лемаеву. |
6 | Открытое мероприятие, с приглашением родителей «Герои моей семьи». | Подготовка к мероприятию, оформление группы, приглашение родителей. |
7 | Индивидуальное посещение детьми с родителями памятников, установленных в городе. | Изучение информации в интернете, консультирование родителей. |
8 | «Разговор о важном», ознакомление с жизнью и творчеством М. Джалиля и Г. Тукая. Конкурс чтецов. Дома: Чтение произведений М.Джалиля и Г. Тукая (сотворчество родитель-ребенок) рисование героев произведений. | Приглашение библиотекаря учреждения Карпову Г.Е. Подбор произведений для, заучивания с детьми. Подбор произведений для чтения детям. Оформление выставки. |
9 | Беседа «О чем могут рассказать памятники?» | Подбор фотографий и иллюстраций. |
10 | Рисование «Хочу, чтобы в Нижнекамске был памятник…». Оформление выставки. | Беседа, побор фотографий и иллюстраций памятников, установленных в разных городах страны. |
Заключительный этап | ||
1 | Подготовка продуктов проекта: оформление презентации «Этот город – самый лучший город на земле!» | Привлечение родителей к созданию презентации. Работа с детьми и родителями по подготовке к защите продукта. |
2 | Подготовка продуктов проекта: оформление альбома «Памятники Нижнекамска» | Привлечение родителей к оформлению альбома. Работа с детьми по подготовке к защите продукта. |
3 | Открытое мероприятие «С днем рождения, родной Нижнекамск!» для детей и родителей, с приглашением первостроителей города, председателя СТОС микрорайона Архиповой Лилии Викторовны и учащихся начальных классов НШДС № 71. Вручение альбома «Памятники родного города» в дар мини-музею НШДС № 71. | Привлечение родителей к оформлению музыкального зала. Приглашение гостей мероприятия. Написание сценария, подготовка презентаций, номеров художественной самодеятельности. |
4. | Социологический опрос детей и родителей. | Подготовка опросника, анализ. |
Ход
В рамках тематической недели «Связь поколений», для детей подготовительных к школе групп была организована экскурсия в мини-музей НШДС № 71, где дети познакомились с жизнью и бытом народов Поволжья, увидели предметы обихода, которыми пользовались их предки, что вызвало у них неподдельный интерес. Среди множества предметов обихода дети узнавали предметы, которые бережно хранят их бабушки и дедушки. Экскурсия в мини-музей подвела к беседе «С чего начинается Родина?», в ходе которой дети выдвигали свои предположения («Родина начинается там, где ты живешь», «Родина начинается с папы и мамы», «Родина – это наша большая Страна», «Родина – это деревня, где живут бабушки и дедушки» и др.). Приняв во внимание все предположения, сделали вывод о том, что Родина начинается там, где ты родился и живешь. Родному городу был посвящен блок мероприятий, среди которых:
– занятие по социально-бытовой ориентировке «Мой Нижнекамск»;
– прогулки детей с родителями по любимым местам отдыха в городе;
– рисование детьми и родителями любимого места отдыха.
Итогом данного блока стало оформление вместе с родителями выставки детских рисунков. Дети с удовольствием рассказывали о том, что это за место, где находится, почему это любимое место в городе и как часто они там бывают.
Анкетирование родителей (Приложение 1) показало степень готовности родителей поддержать инициативу педагогов по вопросам формирования нравственно-патриотических чувств у детей и уровень их активности в реализации проекта. Получив поддержку родителей, был составлен план реализации проекта, утверждены мероприятия, определена роль детей, родителей и педагога в каждом из них.
Организованный, по плану проекта, родителями совместный с детьми просмотр мультипликационного фильма «Сказка о Мальчише-Кибальчише» и последующее обсуждение с детьми его содержания, позволило подготовить детей к беседе о героях ВОВ и тружениках тыла и подвести их к пониманию важности сохранения памяти. Чтение произведений, рассматривание иллюстраций картин, фотографий памятников помогло детям понять, как можно сохранить память о важнейших событиях и великих людях. Беседа «Что такое памятник?» позволило детям сделать вывод о памятнике, как одной из форм сохранения в памяти того, что человек считает важным. Чтобы закрепить в понимании детей понятие «памятник» родители с детьми посетили мемориальный комплекс Победы и мемориал павшим в годы ВОВ (на Красном ключе). Дома родители продолжили рассказывать детям о героях войны, рассматривали фотографии воевавших родственников, рассказывали о их жизни и подвигах. В группах дети наперебой рассказывали о подвигах своих прапрадедушек и прапрабабушек, показывали фотографии, каждый хотел поделиться историей своего героя. Чтобы поддержать интерес детей к истории своей семьи, мы решили создать презентации и подготовить детей к их защите. На открытом мероприятии с приглашением родителей «Герои моей семьи» дети успешно защищали свои презентации, принесли фотографии писем и медалей.
Для того, чтобы расширить представления детей о памятниках и убедить их в том, что памятники ставят не только героям войны, были организованы «родительские часы», где родители рассказывали о предприятиях, где они работают, о своих профессиях. Дети узнали о памятниках первостроителям и Е.Н. Королеву, о памятнике Н.В. Лемаеву. Библиотекарь нашего учреждения рассказала детям о великих татарских поэтах М. Джалиле и Г. Тукае, их жизни и творчестве и предложила посетить с родителями парк Н.В. Лемаева и сквер Г. Тукая. Дома родители продолжили знакомство с творчеством великих поэтов, учили стихи и нарисовали героев их произведений. В музыкальном зале с помощью родителей была размещена выставка рисунков и организован конкурс чтецов. Победители конкурса читали стихи на итоговом мероприятии «Помним историю, гордимся героями!».
На выходные детям и родителям было предложено найти в интернете сведения о всех памятниках Нижнекамска, посетить их, сфотографироваться и принести фотографии для создания презентации. В группах детям было предложено придумать и нарисовать памятники, которые они хотят видеть в Нижнекамске, после чего была оформлена выставка «Хочу, чтобы в Нижнекамске был памятник…».
На открытом мероприятии с приглашением родителей дети рассказывали о памятниках, которые они посетили, о том, кому и где они установлены, дополняли и уточняли рассказы. В ходе презентации выяснили, что в Нижнекамске установлены (Приложение 2):
– памятники народу, победившему в войне. Это Мемориал павшим воинам в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 года, расположенный на Красном ключе. Мемориальный комплекс с вечным огнем, посвященный Победе в ВОВ. Этот мемориал посвящен воинским и трудовым подвигам людей в годы Великой Отечественной войны. Он установлен в городе для того, чтобы люди помнили, что мы живем благодаря тем, кто воевал и трудился во имя Победы;
– памятники героям-землякам, погибшим в мирное время. Это памятник воинам-интернационалистам, доска памяти погибшим на посту полицейским, памятник ликвидаторам последствий аварии на Чернобыльской атомной станции.
– памятники, людям и событиям, изменившим историю страны. Это памятник В. И. Ленину – вождю революции, памятник космонавтам. Эти памятники установлены для того, чтобы мы знали историю нашей Родины. В каждом большом городе есть памятники В.И. Ленину и памятник космонавтам.
– памятники великим людям Татарстана. Это памятники великим татарским поэтам Г. Тукаю и М. Джалилю. Об их трудах и подвиге знают во всем мире.
– памятники людям, прославившим Нижнекамск. Это памятник первопроходцам, тем, кто начинал строить город и завод. Памятники Королеву Евгению Никифоровичу, Лемаеву Николаю Васильевичу, людям, руководившим строительством города и первому директору химкомбината.
– памятники людям нашего города. Это Монумент серп и молот – памятник всем, кто честно работает. Памятник кормящей матери – это памятник всем матерям нашего города.
– памятники технике. В городе есть памятники военным орудиям и первому трамваю. Эти орудия и транспорт были символами своего времени.
– памятник бездомным животным установлен, чтобы люди помнили, что наша помощь нужна нашим меньшим братьям.
– памятники литературным героям. Их очень много в парке Тукая.
Для подтверждения или опровержения гипотезы был проведен социологический опрос (Приложение 1). В опросе приняли участие дети из подготовительной к школе группы, младшие школьники – учащиеся 1-3 классов НШДС № 71. Опрос показал:
– большинство из опрашиваемых (40 чел. – 85,1%) знают, наиболее известные памятники, установленные в Нижнекамске;
– более половины (29 чел. – 61,7%) знают, кому и почему установлены эти памятники в городе;
– 100% опрашиваемых согласились, что памятники нуждаются в защите и охране.
Т.о., гипотеза, что в Нижнекамске есть разные памятники: памятники исторического наследия, памятники героям войны и труда, людям и событиям, изменившим историю страны, города верна.
Логичным завершением проекта стало открытое мероприятие «С днем рождения, родной Нижнекамск!» (Приложение 3 (фотоматериалы)) для детей и родителей, с приглашением первостроителей города и учащихся начальных классов НШДС № 71, на котором Б. Аня защищала проект (Приложение 2).
Созданные совместно с родителями продукты проекта были переданы в мини-музей учреждения, также семья Тазовых передала в дар музею альбом «Спасибо деду за победу!».
Презентация «Этот город – самый лучший город на земле!» была использована на открытом мероприятии, для проведения викторины «Знаешь ли ты свой город?». Альбом «Памятники родного города» передан в мини-музей НШДС № 71.
Перспектива развития:
Проведенная работа оказалась эффективной, показала, что при поддержке родителей, используя различные формы работы дети способны овладеть знаниями о родном городе, о предназначении памятников. В перспективе планируется:
– расширить спектр представлений детей о видах памятников;
– выяснить почему демонтирован памятник М. Вахитову.
– продолжить работу по нравственно-патриотическому воспитанию, для этого разработать и реализовать проект «Улицы родного города».
Приложение 1
Анкета для родителей
1. Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?
– Да.
– Нет.
2. Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств?
– Да.
– Нет.
3. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
– Да.
– Нет.
– Затрудняюсь ответить.
4. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления дошкольников историей и достопримечательностями родного города?
– Да.
– Нет.
5. Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе, стране?
– Да.
– Нет
– Иногда
5. В каких местах родного города вы любите бывать со своим ребенком? ____________________________________________________________________
6. Знает ли Ваш ребенок правила поведения при посещении достопримечательностей города?
– Да.
– Нет.
7. Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу? ____________________________________________________________________
8. Готовы ли вы принимать участие в проекте по изучению памятников Нижнекамска? ______________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Социологический опрос.
1. В Нижнекамске есть памятники героям войны и труженикам тыла. Есть ли в городе памятники, не связанные с событиями ВОВ?
2. Знаете ли вы, кому и почему они установлены в городе?
3. Как вы считаете, нуждаются ли памятники в охране и защите?
Приложение 2
Защита проекта «Памятники родного города» ребенком.
Среди многообразия достопримечательностей города Нижнекамска особое место занимают памятники.
Я всегда думала, что памятники строят солдатам и «военным героям». В подтверждение чему, мною были высказаны доводы, что в городе есть монумент Победы и памятник труженикам тыла, памятник павшим в ВОВ, расположенный на Красном ключе, есть памятник М. Джалилю – поэту-герою, погибшему на войне. Все эти высказывания подтверждают мое предположение. Но среди моих друзей были и те, кто усомнился в данном предположении и, как доказательство, привели другие примеры. Памятник, расположенный у кинотеатра «Джалиль», установлен Николаю Васильевичу Лемаеву начальнику нефтехимического комплекса, который внес огромный вклад в развитие нашего города, Памятник трамваю, установленный недалеко от трамвайного ДЕПО, памятник-танк и памятник-пушка рядом со стелой Победы.
Было решено выяснить, сколько и каких памятников установлено в Нижнекамске.
Сначала мы с родителями посетили все памятники, которые вспомнили. Одним из первых памятников, о котором мы вспомнили был памятник Г.Тукаю. Там же, в парке Тукая, мы отыскали много фигурок из сказок и стихов Г.Тукая, это тоже памятники – памятники литературным героям. Выяснить из каких произведений герои помогли прочитанные дома и в группе книги великого татарского поэта. Каждый день мы с ребятами из группы обсуждали, какие памятники еще есть в нашем городе. Родители помогали нам в поиске. Мы находили в интернете все новые и новые памятники, про некоторые из них я даже и не знала. Мы с родителями посетили много памятников, и я узнала много интересных фактов из истории нашего города, республики, страны.
В ходе исследований мы выяснили, что в Нижнекамске более 30 памятников. Собрав и систематизировав материал, узнали, что в городе есть:
– памятники народу, победившему в войне. Это Мемориал павшим воинам в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 года, расположенный на Красном ключе. Мемориальный комплекс, посвященный Победе в ВОВ, который включает: стелу Победы, памятник труженикам тыла, памятники военной технике. Эти памятники посвящены воинским и трудовым подвигам людей в годы Великой Отечественной войны. Они памятники установлены в городе для того, чтобы люди помнили, что мы живем благодаря тем, кто воевал и трудился во имя Победы.
– памятники героям-землякам, погибшим в мирное время. Это памятник воинам-интернационалистам, памятник погибшим на посту полицейским, памятник ликвидаторам последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Эти памятники установлены героям, тем, кто, рискуя своей жизнью, защищал жизнь других.
– памятники, людям и событиям, изменившим историю страны, города. Это памятник В. И. Ленину, вождю революции, памятник космонавтам, памятник первопроходцам. Эти памятники установлены для того, чтобы мы знали историю нашей Родины. В каждом большом городе есть памятники В.И.Ленину и памятник космонавтам.
– памятники великим людям Татарстана. Это памятники великим татарским поэтам Г. Тукаю и М. Джалилю. Об их трудах и подвигах знают во всем мире. В интернете мы нашли, памятник М.Вахитову, но не смогли его найти.
– памятники людям, прославившим Нижнекамск. Это памятники Королеву Евгению Никифоровичу и Лемаеву Николаю Васильевичу, людям, руководившим строительством города и первому директору химкомбината.
– памятники людям нашего города. Это Монумент серп и молот, его убрали на время, но сейчас он снова стоит на прежнем месте. Этот памятник всем, кто честно работает. С этими памятниками связаны невероятные истории, о которых мы узнали из интернета. Монумент серп и молот, выполнен с небольшой ошибкой: серп в композиции должен быть повернут в другую сторону. Однако это точная копия той композиции, которая ранее возвышалась на этом месте. Эта ошибка сделала композицию уникальной. Памятник кормящей матери – это памятник всем матерям нашего города. Другая, не менее интересная история произошла с бюстом кормящей женщины, установленной около роддома. После того, как родильное отделение переехало в отдельный корпус, бюст исчез. Его просто забыли. А нашли его строители через много лет, но он был испорчен. Тогда работница роддома слепила бюст из гипсовых бинтов, и, пока старую скульптуру реставрировали, на постаменте возвышалась скульптура из гипса.
– памятники технике. В городе есть памятники военным орудиям и первому трамваю. Эти орудия и транспорт были символами своего времени.
– памятник бездомным животным установлен, чтобы люди помнили, что наша помощь нужна нашим меньшим братьям.
– памятники литературным героям. Их очень много в парке Тукая.
Нижнекамск молодой город, но в городе происходило множество интересных и значимых для истории города событий, память о которых живет в памятниках. Изучая памятники города Нижнекамска, мы узнали:
- что в Нижнекамске более 30 памятников;
- какому событию или человеку посвящен памятник;
В ходе работы, проведённой по изучению памятников, мы с ребятами из группы придумали и нарисовали памятники, которые можно установить в нашем городе. Альбом «Памятники Нижнекамска» был преподнесен в дар музею нашего учреждения.
Для того чтобы сохранить историю народов, память о героях, и значимых событиях мы должны беречь памятники.
Приложение 3
Фотоматериалы
Семейные экскурсии к памятникам Нижнекамска.
Памятники героям ВОВ и труженикам тыла.
Мемориальный комплекс Победы с мемориалом «Вечный огонь»
Монумент Победы. Он был установлен в честь 40-летия Великой Победы. В верхней части – Орден Победы. В нижней части гранитный постамент из красного гранита. В бронзовой чаше зажжен Вечный огонь. В 2005 году к вечному огню и мемориальной стеле добавилась военная техника. К 70-летию Победы установили памятник труженикам тыла. К 9 мая 2020 года на территории мемориального комплекса установили бюсты Героям Советского Союза и полным кавалерам Ордена Славы и павильон с виртуальной Книгой Памяти.
Мемориал павшим в годы Великой Отечественной войны
Построен в 1985 году. Находится мемориал в поселке Красный ключ. Мемориал посвящен павшим защитникам Родины в годы Великой Отечественной Войны, 1941-1945 годов. Высота монумента около 5 метров. Монумент изображен в виде солдата в плащ-палатке, в правой руке у него автомат, левая рука согнута, в ней каска. Монумент выполнен в золотом цвете.
Памятники событиям и людям, изменившим историю страны
Памятник В.И. Ленину.
В каждом городе, поселке или любом другом населенном пункте нашей страны найдется хотя бы один памятник В.И. Ленину. Такой монумент есть и в нашем городе. Установлен он в сквере на Красном Ключе.
Вождь пролетариата стоит в полный рост на высоком постаменте, его правая рука вытянута вперед. К дню рождения Ленина в 2013 году, памятник был отреставрирован.
Памятник космонавтам
Памятник космонавтам установлен на улице Гагарина в честь памяти космонавтов- покорителей космоса.
Памятник первостроителям
Установлен в 1996 году на месте остановки санно-тракторного поезда 25 декабря 1960 года.
Памятники великим людям татарского народа
Памятник Габдулле Тукаю
Памятник Г.Тукаю установлен в сквере на улице, носящем его имя. Автор – знаменитый татарский скульптор, художник, поэт, певец Баки Урманче.
В сквере установлено множество скульптур литературным героям из произведений Г. Тукая.
Памятник Мусе Джалилю
30 августа 2012 года в Нижнекамске в рамках празднования Дня города состоялось торжественное открытие памятника татарскому поэту, герою Советского Союза Мусе Джалилю.
Скульптура поэта была установлена в сквере им Н.В. Лемаева.
Памятники великим людям Нижнекамска
Памятник Евгению Никифоровичу Королеву
Памятник Евгению Королеву установлен около политехнического колледжа. Евгений Никифорович – Герой Социалистического Труда, заслуженный строитель ТАССР, начальник стройки Нижнекамска и промышленного комплекса. Открытие памятника состоялось в 2002 году.
Памятник Николаю Васильевичу Лемаеву
Памятник Николаю Васильевичу Лемаеву, герою Социалистического труда, заслуженному деятелю науки и техники РСФСР, министру нефтехимической промышленности СССР, первому генеральному директору ОАО «Нижнекамскнефтехим». Установлен в 2001 году в центре города в сквере Лемаева.
Памятники героям-землякам, погибшим в мирное время
Памятник воинам-интернационалистам
Памятник воинам-интернационалистам, павшим в Афганистане и Чечне. Установлен на проспекте Строителей, около школы №1.
Монумент жертвам техногенных катастроф
В день 30-летия со дня аварии на Чернобыльской АЭС в Нижнекамске появился монумент жертвам трагедии. Он находится в сквере на ул. Спортивной.
Памятники людям нашего города
Монумент серп и молот
Монумент «Серп и молот» – копия памятника, который был восстановлен по инициативе жителей города. Расположен памятник рядом с Доской почета на ул. Школьный бульвар.
Памятник Мать и дитя
Этот бюст был установлен около роддома в 1972 году.
Памятники военной технике и первому трамваю
В 2005 году к вечному огню и мемориальной стеле добавилась военная техника: танк ИС-2, который подарил нашему городу Музей Российской Армии, и 152-миллиметровая пушка-гаубица Д-20 – подарок Мотовилихинских заводов.
На территории кадетского корпуса им. Г. Сафиуллина установлен танк «Т-64» и артиллерийская пушка «Д-44».
Памятник первому трамваю
Этот памятник торжественно открыли в Нижнекамске в честь 50-летия города. Экспонат установили рядом с депо на транспортной развязке.
Открытое мероприятие «Герои моей семьи».
Презентация «Спасибо деду за победу!»
Передача альбома «Спасибо деду за победу!»
в дар мини-музею НШДС № 71
Рассказ о ммемориальном комплексе Победы
Итоговое мероприятие «С днем рождения, родной Нижнекамск!»
Выступления приглашенных: Ветерана труда, почетного строителя Татарстана Зиатдинова Вадима Хановича; заслуженного строителя ТАССР, почетного гражданина города Нижнекамска Камалова Шамиля Закировича.
Номера художественной самодеятельности
Победители конкурса чтецов.
Фото с гостями мероприятия
Приложение 4
Продукты проекта
Альбом «Памятники родного города»
Презентация «Этот город – самый лучший город на земле!»