Базилевских Наталья Александровна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №38» НМР РТ, г. Нижнекамск
Введя ФГОС, государство поставило высокую планку качеству школьного образования. За многие годы сформировался новый подход, который направлен на развитие способностей каждого ребёнка, готовности его к жизни не только в современном, но и в будущем обществе. Педагогическое сообщество не только привыкло к слову «инновации», но и активно использует их в работе. В современном словаре по педагогике мы найдем следующее определение: “Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности”. На практике учителя убедились в том, что преподавание с использованием инновационных приемов и методов обеспечивает развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся. Внедряя ФГОС, осваивая его, совершенствуя, мы сами не заметили, как новый стандарт изменил нас: иное видение урока, четкая траектория движения к достижению результатов не только предметных, но и метапредметных, изменение отношений учитель – ученик. Произошла оптимизация учебно-воспитательного процесса, создалась обстановка сотрудничества участников образовательного процесса.
Так что же такое инновационный урок? Инновационный урок – это динамичная, вариативная модель организации обучения учащихся за определённый период времени. Инновационная деятельность учителя связана с применением новых технологий педагогической науки и практики в образовательном процессе. В основе инновационного обучения лежат следующие технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, развитие критического мышления, дифференцированный подход к обучению, игровые технологии, создание ситуации успеха на уроке и другие.
Одним из современных инновационных подходов является и проблемное обучение, поскольку оно направлено на включение ученика в поисковую, творческую деятельность и предполагает использование активных методов обучения. Так на уроках литературы мы ведем традиционный читательский дневник. Но мои ученики не просто читают произведение и пишут его аннотацию, а параллельно ведут подготовку к ГИА: дают определение понятию (добро, мужество, гуманность) и формулируют аргумент, используя изучаемое произведение. Так недавно мы начали работу над произведением Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой», и ведущим понятием здесь является понятие «Совесть». «Совесть – это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими. В рассказе главный герой осознал свой проступок, и ему стало стыдно. Каждый человек должен иметь совесть, и ни при каких обстоятельствах нельзя обманывать близких. Нужно уметь отвечать за свои поступки и жить по совести».
Также на уроках литературы мы используем сопоставительный метод. К сожалению, программа по литературе выстроена таким образом, что у ребенка складывается лишь линейное представление о литературном процессе. Ребятам поначалу достаточно сложно сопоставить четыре объекта реальности: изучаемый писатель, историческая эпоха, зарубежная история и литература. Урок усвоения новых знаний начинается с сравнения годов жизни писателя с датами рождения и кончины уже изученных мастеров слова, где дети выводят гипотезу, с кем мог дружить, с кем мог быть знаком исследуемый автор. Потом обращаемся к истории: что происходило в стране, кто был у власти, знаменательные даты, прогрессивные идеи и т.п. Точно также переключаемся на зарубежную литературу и историю. Такую работу лучше проводить в группах для экономии времени. Таким образом, дети не только изучают биографию писателя, но и понимают, что это не отдельное явление, а частица целого мира, и потом когда начинается работа с текстом, намного быстрее ребята понимают идеи автора, проблемы, которые он рассматривает в своих произведениях. Без процесса информатизации и коммуникативных технологий сейчас невозможно представить этот метод. Использование ИКТ-технологий позволяют расширить возможности учебной информации, активно вовлечь учащихся в учебный процесс, приобщить их к достижениям информационного поля.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. На уроках большое внимание должно уделяться развитию видов деятельности учащихся проектных и исследовательских работ. Проектная технология делает учебный предмет творческим и целенаправленным, а учащиеся учатся подходить к знаниям ответственно и целеустремлённо. Вот некоторые варианты творческого задания по литературе: «Хобби героя/героини», комната персонажа, сайт героя.
Итак, в основе современного образования лежит активность как учителя, так и ученика. Именно этой цели – воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования. Каждый учитель должен стать новатором, успешным, как и его учащиеся. Ведь именно инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, чтобы направить знания на развитие способностей ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.