Аюханова Гульнара Раилевна
учитель начальных классов
МБОУ «Аксубаевская СОШ №2»
пгт Аксубаево
Пояснительная записка
Цель:
Создать условия для приобщения детей к ценностям человеческих отношений; воспитания культуры межличностных отношений.
Задачи:
- создать условия каждому ребёнку для осознания важности добрых взаимоотношений;
- формировать личностные качества обучающихся, уважение к общечеловеческим нравственным ценностям, умение различать добро и зло, учить видеть и анализировать поступки окружающих;
- воспитывать доброе отношение к людям, коллективизм, умение работать в группе, парах;
закреплять коммуникативные навыки.
Предполагаемый результат:
-Учащиеся имеют четкое представление о понятиях «Добро» и «Зло»,
– умеют давать оценку различным ситуациям и поступкам,
– способны дать анализ своим действиям и действиям товарищей,
– умеют работать в составе группы, анализировать учебный материал, излагать свою точку зрения.
Технологии:
– Проблемный диалог
– ИКТ
– Здоровьесберегающие
– Игровые
Методы обучения:
– Проблемно-поисковые
– Практические
– Словесные
Формы организации познавательной деятельности:
– Фронтальная
– Индивидуальная
– Групповая
№ п/п |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность. |
– Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! –Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Всем, всем добрый день И работать нам не лень. – Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? С каким настроением вы его начинаете? «Просигнальте» мне, пожалуйста |
Парами берутся за руки |
Эмоциональный настрой |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Актуализация знаний Цель: Создание условий для активизации знаний через размышление и выполнение практического задания |
–Сейчас вы увидите видео материал. Просмотрев его, попытайтесь ответить на вопрос, что вы просмотрели (видео сюжет, видеоролик, фильм, мультфильм или рекламу?) Просмотр видеоролика « Доброта держит мир на плаву» 5 мин- Это- рекламный ролик |
Размышляют Отвечают на вопрос. -Рекламный ролик |
Коммуникативные УУД: – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации – умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать Познавательные УУД: – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. |
Постановка учебной задачи. Проблемный вопрос Цель: Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог; активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе. |
–Если это реклама , то что она рекламирует, какой продукт? Я предлагаю разгадать кроссворд, в основе которого лежит это слово.
Вопросы: Какое качество получилось? Рекламируют качество личности –доброту. -Это социальная реклама. – Напишите антоним к слову добро. (Добро – зло) Определите тему урока?(Добро и зло) Какова цель урока? (Различать добро и зло. Прежде чем совершить какой- либо поступок, подумать о его последствии.Различать хорошие поступки от плохих. Научиться чувствовать и видеть доброе и плохое в мире) |
Мнения детей. Разга дывают кроссворд Слушают, отвечают на вопросы (слайд 1) Формулируют тему и цели урока, определив границы знания и незнания |
Познавательные УУД: – логические: установление причинно-следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнения – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы Регулятивные УУД: – целеполагание Личностные УУД: – интерес к изучению предмета Коммуникативные УУД: – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. |
Физкультминутка Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации |
«Топаем – хлопаем»Если поступок добрый – хлопаем, плохой – зло – топаем. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. |
Открытие нового знания.(построение проекта ,выход из затруднения) Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний о добре и зле, развития умений находить ответы на проблемные вопросы |
-А почему вдруг в нашем обществе возникла необходимость рекламировать человеческие качества? -Что такое доброта? -Добро – это нравственная ценность, )которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними. Добро – это намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему. Осуществляется только по свободной воле Что такое зло? Зло – это намеренное, умышленное, сознательное причинение ближнему вреда, страданий. -Для чего нужно добро? ( Чтобы поддержать друг друга в трудную минуту) – Если в вашей душе поселилась грусть, одиночество, обида, страх, и вы не знаете, как справиться с этими или другими проблемами, то вам помогут – сердечное слово, – ласковая улыбка, – дружеское внимание, – совет. -Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми? Послушайте притчу. Индейская притча: О двух волках Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. -Ребята, а какого волка кормите вы и чем? Разные народы и религии по-своему объясняли появление добра и зла на Земле. Но во все времена люди разных национальностей бороться со злом, искоренять зло и прежде всего в себе. -В древних религиях многих народов существовали добрые и злые боги, боги равные по силе, появившиеся одновременно с миром. Древние греки считали, что на Земле существовало добро. А зло пришло позже, когда женщина по имени Пандора открыла ящик (ларец), в котором находилось зло. А как это было написано в учебнике… Учебник стр.11-12 Библия ( христианство) говорит о том, что Бог создал рай на Земле, в котором все было прекрасно, зла не было. Бог просил первых людей выполнять правила установленные им на Земле. Но человек нарушил заповедь Бога, связь между богом и людьми нарушилась. Мир стал изменяться, стал жестоким и страшным, то есть на Земле появилось зло. В мусульманстве считается, что добро и зло существуют по воле Бога. Он четко указал людям в Коране, что есть добро, а что есть зло, и заповедал людям следовать путем добра и справедливости.(учебник стр.92) Как вы думаете, почему Адам и Ева не показывают лица Богу? Какое зло они совершили? Значит зло –это грех? Давайте вспомним ,что такое грех? (стр.13) Прочитайте стр. 13 Чтение статьи из учебника.. Грех – нарушение заповедей Бога, непослушание человека Богу. мире всё закономерно- Вывод: Человек не должен совершать зло, это большой грех |
Работа в парах (перечисляют друг другу добрые поступки и ситуации) «Добро (доброта)- это все положительное, хорошее, полезное» Объясняют, где добро, где зло (Слайд № 2 -6) Обсуждают в группах, делают выводы Работа в учебнике с.11-12,92 |
Познавательные УУД: – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование – усвоение понятий «добро» и «зло» Коммуникативные УУД: – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. |
Первичное закрепление Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности Физминутка для глаз «Как живешь?» Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации |
А скажите, чего больше в мире добра или зла? – Скажите, ребята, от кого зависит, добро или зло творит человек? -Вам уже почти всем исполнилось 10 лет. Какие добрые поступки вы уже успели совершить в своей жизни? А ваши близкие? – Приходилось ли вам когда-нибудь просить прощения за свои поступки? -Что вы чувствовали , переживали в тот момент? -Какое отношение они у вас вызывают? 1)Как вы понимаете слова?
Работа с пословицами. 1. Работа с пословицами. – Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. Эту мысль они отразили и в пословицах, которые передаются из уст в уста. – Объединитесь в пары ,возьмите листочек. Там написаны слова из пословиц. . Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу, обсудить, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение * Худо тому, кто добра не делает никому. ( Про зло). *Доброе дело само себя хвалит. ( Про добро). *Доброе слово и кошке приятно. ( Про добро). *Добро, сделанное тайно, вознаграждается явно. ( Про добро). * Добро творить – себя веселить. ( Про добро). * Злоба лишает человека силы. ( Про зло). * За недобрым пойдешь – на беду набредешь. (Про зло). * Злой плачет от зависти, добрый – от радости. ( Про добро и зло). – Да, правильно. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. 2)Игра на интерактивной доске Творческая работа. Какие плоды могут расти на дереве «Добро»? Прикрепи плоды дерево. Слова прикрепляются на дерево Аккуратный, доброжелательный, вежливый ,грубый, неучтивый, умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый ,помогает в беде ,часто ссорится, вспыльчивый, скромный ,общительный ,ласковый, веселый ,счастливый ,наглый , внимательный, жадный ,крикливый Учитель: – Какие правила должны соблюдать добрые люди, выполняя которые мы могли бы победить зло и стать лучше? Учитель: Предлагайте свои идеи, а потом все вместе мы создадим Кодекс добра. « КОДЕКС ДОБРА»_________
Лучше отдай свое, чем возьми чужое.
|
Рассказы детей (Слайд № 7) (Слайд № 8-10) Называют пословицы, объясняют Прикрепляют добрые слова. Предложения ребят, учитель фиксирует на доске Слушают, отвечают на вопрос |
Регулятивные УУД: – контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные УУД: – самоопределение |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа с проверкой по эталону |
– А теперь выполним самостоятельную работу. 1.Запишите ассоциации, которые возникают у вас, когда вы слышите слово «доброта» Доброта это___________________ Зло это-_________________________ 2.Составь пословицы.
Давайте поиграем в игру Игра-тренинг .Работа в группах Солнце дает жизнь на Земле, значит, на Доброй земле должны цвести сады, петь птицы, потому что природа тоже радуется доброте – Первая группа приготовит деревья с корнями, на них напишет свои добрые слова, ведь дерево вырастет сильным только тогда, когда у него будут добрые (крепкие) корни.: (Солнце, лучик, милый, любимый, единственный, золотой, драгоценный, очаровательный, зайчик, котик, золотце, солнышко, любимка, сердечко мое. единственный, желанный, “свет в окошке”…) – Вторая группа на листьях напишет вежливые слова, на цветах напишет добрые мысли (Делай добро.Люби и прощай людей.Относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.Бойся обидеть человека.Лучше отдай свое, чем возьми чужое. – Доброта это то, что может услышать глухой и увидеть слепой) Третья группа напишет на плодах добрые поступки. Добрые слова – корни -Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами! |
(Слайд 11) Проверяют пословицы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. |
Домашнее задание Цель: Создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание |
Предлагает дифференцированное задание – Можно выбрать одно или два задания, по вашему усмотрению. – Нарисуйте символы добра и зла. Попросите родителей, бабушек, дедушек помочь вам в этом. – Найдите мудрые мысли, высказывания о добре и зле. -Нарисовать рисунок по теме “Улица добра”. |
Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуаль-ных возможностей |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. |
Рефлексия деятельности Итог урока Цель: Создание условий для рефлексии |
На доске: Урок полезен, все понятно. – Прикрепите себя к той строчке, на которой вы себя ощущаете! – Давайте, каждый для себя сделает вывод, насколько он обладает качествами настоящего человека . Ваши записи предназначены только для вас, их никто не будет смотреть. -Возьмите листочки (у каждого на парте листочек со шкалой самооценки), оцените себя. Поставьте крестик на шкале самооценки: насколько вы добры к людям. Посмотрите и подумайте, что вам нужно в себе изменить. – Возьмите листочек и напишите то качество, которое вам мешает быть добрым. Эти листочки надо будет выбросит, будем верить, что вы сможете искоренить в себе то, в чем признались только себе. Итак, Какой вывод сделаете к уроку? Чем занимались на уроке? Чему учит видеоролик? Ну что ж, наш урок подошел к концу! Будьте добрее, терпимее друг к другу! Идите по жизни только дорогой Добра |
Прикрепляют человечков Учащиеся делают вывод |
Регулятивные УУД: -оценка, самооценка собственной деятельности на уроке |
Приложение
Ф.И._____________________________________________________класс____
1.Запишите ассоциации, которые возникают у вас, когда вы слышите слово «доброта» ____________________________________________________________________
Доброта это-______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зло это-
2.Составь пословицы
Жизнь дана на |
Злое калечит |
Доброе слово лечит, а |
А его добрые дела |
За добро |
Говори смело |
Про доброе дело |
Добром плати |
Не одежда красит человека, |
Добрые дела |
3 Ларец – добродетелей.
«Если я хочу стать добрее, мне нужно научиться.?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________