Арсланова Эльвира Рафаизовна
учитель
МАОУ «Гимназия №5»
г. Альметьевск
Сущность современного урока заключается в создании условий для формирования интеллектуальных умений и познавательных навыков, лежащих в основе мышления, развития творческих способностей и самостоятельной активности учащихся, формирования ключевых компетентностей, сохранения здоровья через внедрение современных образовательных технологий:
- деятельностных,
- проблемно-поисковых, согласно изучаемой теме и возрастным особенностям;
- компетентностно-ориентированных;
- информационно-коммуникативных;
- здоровьесберегающих.
Использование данных технологий в моей работе обосновано следующими факторами:
Деятельностные и проблемно-поисковые:
- осуществление преемственности между начальным и основным звеном;
- у учащихся слабо развита самодеятельность, т.е. самостоятельность овладения знаниями;
- недостаточная сформированность ключевых интеллектуальных умений, раскрывающих принцип практического мышления: анализировать, синтезировать, обобщать, находить аналоги и ассоциации, самостоятельно делать выводы и прогнозы, доказывать или опровергать утверждения;
- отсутствие навыков познавательной исследовательской деятельности;
- снижение заинтересованности к процессу познания;
- неумение учащихся переносить полученные знания на решение новой практической задачи, т.е. в новую ситуацию.
Компетентностно-ориентированные:
- слабое ориентирование в информационном пространстве;
- слабое развитие творческого мышления, умения видеть, сформулировать и решить проблему;
- неготовность учащихся использовать полученные знания и умения в жизненной ситуации;
- невысокий уровень математической культуры.
Информационно-коммуникативные:
- снижение интереса к предмету;
- слабое развитие коммуникативных способностей учащихся;
- недостаток в разнообразии наглядности на уроке;
- неумение учащихся грамотно пользоваться источниками информации, оценивать её достоверность, соотносить новую информацию с полученными ранее знаниями.
Здоровьесберегающие:
- возрастание учебной нагрузки, повышение утомляемости на уроке;
- неумение учащихся самостоятельно преодолевать усталость;
- повышенная степень тревожности из-за боязни не быть успешным;
- однообразие видов деятельности.
Использование современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса.
Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность.
Деятельностный и проблемно-поисковый подход в моей работе связан с созданием на уроках проблемных ситуаций, стимулирующих открытия учащихся. Стараюсь на уроках не давать информацию в готовом виде, а строю урок так, чтобы ученики “открывали” новое знание, смело высказывали свое мнение или предположение. Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний; развитие интеллекта и развитие творческих способностей личности; воспитание активной личности.
Для создания проблемной ситуации на уроке использую противоречивые факты, научные теории, взаимоисключающие точки зрения или ответы учеников на задаваемый вопрос или практическое задание, выполнить которое можно, опираясь на новый материал. На уроке создаётся атмосфера сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы.
На уроках по физике можно создать очень много проблемных ситуаций.
Приведу некоторые примеры использования “проблемных ситуаций”.
При изучении темы 7 класса “Масса тела. Единицы массы . Измерение массы на весах”. Задаю вопрос : Почему трудно выпрыгнуть на берег из легкой надувной лодки? Как измерены массы планет и элементарных частиц?.
На уроках использую формы работы:
– эвристическая и проблемно-поисковая беседа; .
– демонстрационный эксперимент; .
– лабораторная работа; .
– практическая работа; .
– уроки-диспуты.
В реализации деятельностного и проблемно-поискового подхода центральное место занимает исследовательский метод. Считаю, что главная ценность деятельностного и проблемного обучения состоит в том, что ученики имеют возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы.
При использовании деятельностной и проблемно-поисковой технологии у школьников:
– зарождаются основы системного мышления; .
– формируются навыки выдвижения гипотез, формулирования проблем, поиска аргументов;
– развиваются творческие способности, воображение ; .
– воспитываются целеустремлённость и организованность;
Усилением прикладного, практического характера всего школьного образования является компетентностный подход.
Одной из технологий компетентностно-ориентированного подхода, которую я применяю на своих уроках, является метод проектов, который я рассматриваю как специальную форму организации познавательной деятельности.
Метод проектов позволяет мне строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности.
Введение элементов проектной деятельности и ее развитие позволяют мне уйти от однообразия образовательной среды и монотонности учебного процесса; создают условия для смены видов работы.
Учитывая, что метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, реализующуюся в течение определённого отрезка времени, как учитель организую условия для его внедрения. При выполнении проекта учащиеся решают поставленную проблему, учатся применять знания из различных областей науки, техники. Результаты выполненных проектов являются “осязаемыми”, если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, и т.д.).
Кратковременные проекты используются на уроках при обобщении полученных знаний в данной теме. При этом используются информационные технологии и сервисы Google.
Длительные проекты. В рамках выполнения курсовых работ школьники выбирают написание исследовательских и проектных работ по физике, работу над которыми они ведут в течение нескольких месяцев. Результаты представляются на школьных НПК, победители выступают на городских, областных и всероссийских конкурсах.
За время работы с проектами я увидела преимущества этой технологии:
- проекты позволяют ученику быть успешным;
- высокая мотивация;
- связь полученных знаний с реальной жизнью;
- развитие научной пытливости;
- лучшая закреплённость знаний;
- воспитание настойчивости в достижении цели.
При этом у учащихся формируются компетентности решения проблем, коммуникативная и информационная компетентности.
Таким образом, метод проектов органически сочетается с проблемно-поисковым методом. Также применение в преподавании информационных технологий является одним из современных способов позволяющих более успешно решать следующие задачи:
– развивать образное мышление учащихся благодаря использованию широких возможностей представления визуальной информации;
– развивать творческое мышление путём использования динамичных методов обработки и предъявления информации;
– воспитать познавательный интерес, опираясь на естественную тягу школьников к компьютерной технике;
Решение этих задач становится возможным вследствие использования электронных средства обучения и Интернет – ресурсов:
1. «Лабораторные работы» , ЗАО «Новый диск».
2. «Открытая физика», ООО «Физикон».
3. «Физика. Электричество. Виртуальная лаборатория»
4. «Открытые образовательные модульные мультимедиа системы» (ОМС), ФЦИОР.
Физика – наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. Но персональный компьютер позволяет проводить лабораторные работы, натурное проведение которых в рамках школы затруднено или невозможно. В них ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы.
Невозможно обойтись без компьютерного эксперимента при изучении темы «Квантовые явления» в 11 классе, так как эксперимент по данной теме провести в школьных условиях невозможно.
Информационные технологии использую и во внеурочной деятельности. Важным направлением организации внеурочной деятельности является научно-практическая деятельность учащихся, т.е. выполнение долговременных трудоёмких творческих заданий, требующих от учеников самостоятельной и глубокой проработки материала. Использование информационных технологий создаёт благоприятные условия для организации такой деятельности. Обработка собранной в ходе исследования информации, подготовка электронных таблиц, диаграмм, документов учащимися выполняется в текстовом редакторе.
Применение данной технологии позволило мне повысить у учащихся компьютерную грамотность, формировать математическую, информационную, коммуникативную, межкультурную компетенции, необходимые для творческой социально-ориентированной личности “информационного общества”; подготовки выпускников к изменяющимся социально-экономическим условиям.
Неоспорим тот факт, что весь процесс образования и воспитания должен строиться и на принципах здоровьесбережения. Сохранять и укреплять здоровье учащихся мне помогают здоровьесберегающие технологии.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Считается, что здоровье ученика в норме, если:
в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;
в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самостоятельность.