Одной из главных задач ФОП ДО является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. Самостоятельная творческая деятельность детей возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Исходя из этого и было создано дидактическое пособие лэпбук «Музыкальный домик»».
Следует отметить полифункциональный характер лэпбука, который можно рассматривать как одну из игровых форм обучения, как самостоятельную музыкально-игровую деятельность, как средство музыкального общения ребёнка и взрослого.
Цель. Обеспечение активности ребёнка и разнообразия практической деятельности в процессе реализации музыкального развития дошкольника.
Задачи. Содействовать лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях. Поддерживать познавательную активность, инициативу и самостоятельность детей в музыкальной деятельности. Создать условия для совместной музыкальной деятельности детей и взрослых. Активизировать словарь детей.
Содержание лэпбука
Пособие представляет макет собой макет плоскостного домика состоящего из центрального вида, и двух боковых створок, закрепленных на подвижные петли. На страницах папки имеются кармашки и карточки, в которых размещены дидактические игры, направленные на развитие музыкальных способностей детей: «Угадай, на чем играю», «Теремок» «Песня, танец, марш», «Назови музыкальный инструмент», «Виды инструментов», «Загадки», «Кем нишли»(«Что делают в домике?»)татарская игра.
Описание музыкально-дидактических игр
1.Угадай, на чем играю (мл. гр.) Картинки с изображениями детских музыкальных инструментов лежат на столе перед домиком. За домиком находятся детские муз. инструменты (колокольчик , бубен, погремушка, барабан, ложки, металлофон). Воспитатель или музыкальный руководитель играет на них. Ребёнок соответственно угадывает, какой инструмент звучит и вставляет карточку с изображением данного музыкального инструмента в кармашек –окошечко домика.
2.«Теремок» (ср. гр.)
Муз. руководитель:Садитесь все рядком, поиграем ладком.
Приготовьте ушки, глазки.
Начинаем нашу сказку.
Стоит в поле теремок.
Как красив он и высок.
Вот по полю кто-то к домику бежит?
Вот по полю кто-то спешит?
(звучит музыка)
Дети слушают музыку и определяют по звучанию характер и какому персонажу сказки она подходит. Ребёнок, правильно угадавший, чья музыка звучит, выходит к игровому полю и вставляет в окошечко- кармашек домика соответствующую фигуру героя сказки. Затем должен по выбору прочитать стихотворение или исполнить песенку выбранного персонажа сказки.
3.«Песня.Танец. Марш» (ст. гр). .В кармашке находятся карточки с изображением различных музыкальных жанров: танец, песня, марш.
Музыкальный руководитель предлагает ребёнку прослушать отрывок музыкального произведения. Ребёнок выбирает карточку, которая соответствует жанру этого музыкального произведения, показывает свой выбор и вставляет в окошечко домика.
4.«Назови музыкальные инструменты».(ст. подг.. гр.) Ребёнок может как самостоятельно узнавать и называть музыкальные инструмент, так и с помощью музыкального руководителя угадывать звучание инструмента и выбирать соответствующую карточку с инструментом. Можно поиграть с помощью книжечки с загадками про музыкальные инструменты. Угадав загадку, ребенок выбирает карточку с определенным инструментом и вставляет в окошечко -кармашек..
5.Виды инструментов». (подг. гр.) Ребёнок отгадывает, к каким видам музыкальных инструментов относится его карточка. На боковой панели находятся кармашки с надписями видов инструментов (духовые, струнные, клавишные, ударные.) Дети, прослушав звучание инструмента, называют его и вставляют карточку с его изображением музыкального инструмента в кармашек , соответствующий виду данного инструмента..
6. «Кем нишли? (татарская игра, подг. гр.).
На столе лежат карточки с изображениями Петуха,(Әтәч) Лисы,(Төлке), Волк( Бүре), Зайца( (Куян), Ежика (Керпе). Музыкальный руководитель предлагает прослушать произведения соответствующих различным характерам музыки . Прослушав музыку, ребенок должен показать картинку, соответствующую характеру данного произведения, изображающего определенное действие. Например : петушок поет, лиса танцует, заяц прыгает, волк бежит, ежик спит. Показывая картинку соответственно музыке, дети называют на татарском языке:
1.Әтәч җырлый
2.Төлке бии
3.Бүре йөгерә
4.Куян сикерә
5.Керпе йоклый
Результативность использования лэпбука
У детей значительно повысился интерес к музыкальной деятельности в результате использования новой формы организации учебного материала; дети проявляют инициативу и самостоятельность в музыкальной деятельности.
Перспектива
Использовать дидактическое пособие «В мире музыки» в диагностике уровня развития музыкальных способностей детей.
Познакомить и привлечь воспитателей к созданию дидактического пособия для пополнения предметно-развивающей среды в группах ДОУ.
Таким образом, использование лэпбука открывает новые возможности в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста, перед ребёнком открывается путь применения полученных знаний в практике.