Хуснутдинова Лилия Мансуровна
преподаватель музыкального отделения
МБУ ДО «Кукморская детская
школа искусств»
Кукморского муниципального района
Республики Татарстан, г. Кукмор
План-конспект открытого урока по сольфеджио
“Разнообразные формы работы на уроке сольфеджио в 3-м классе”
Преподаватель МБУ ДО «КДШИ»: Хуснутдинова Лилия Мансуровна
Цель урока: показать разнообразие методов, приемов, форм работы, способствующих применению знаний, умений и навыков, полученных на уроке сольфеджио при чтении с листа и разучивании ансамблевых партий.
Задачи урока:
1.Образовательная :
- совершенствование освоения изучаемого материала;
- умение использовать полученные знания на практическом занятии.
2.Развивающая :
- развить у учащихся умение интонационно чисто и выразительно петь одноголосные музыкальные примеры;
- развить ладовый, гармонический слух;
- развить чувство метроритма;
- развить музыкальную память, мышление;
3.Воспитательная :
- воспитание интереса и любви к предмету;
- воспитание чувства ответственности за результаты своей работы;
- воспитание навыков самоконтроля;
- воспитание активности, самостоятельности, коммуникативности
Ожидаемые результаты:
- умение применять учащимися приобретенные теоретические сведения на занятии;
- повышение познавательной и эмоциональной активности;
- выполнение учащимися упражнений, направленных на максимальный результат.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Тип урока: комбинированный
а) объяснительно-иллюстративный
б) практический (работа учащихся)
Материалы и оборудование: фортепиано, компьютер, доска, таблица ступеней лада, распечатанная клавиатура, раздаточный материал, шумовые инструменты (бубен, треугольник, барабан, маракасы )
План урока
I. Организационный момент.
II. Основной этап:
1.Теоретическое упражнение-разминка «Вопрос-ответ».
2.Работа в тональности Ре мажор
3. Работа с ритмом Слуховой анализ.
4.Проверка домашнего задания.
5. Чтение с листа.
6.Исполнение вокального номера с сопровождением шумовых инструментов.
III. Заключительный этап.
Анализ урока, подведение итогов
Ход урока
I. Организационный момент
Вступительное слово преподавателя с обоснованием выбранной темы. 1)Музыкальное приветствие .
2) Теоретическая разминка под сопровождение.
II. Основной этап
1.Теоретическое упражнение-разминка «Вопрос-ответ».
1. Переход из неустойчивых ступеней в устойчивые называется (разрешением)
2.Как разрешаются неустойчивые II , IV ,VI, VII ступени
3.Одноименные тональности -это?…
4. Что такое тетрахорд? (часть звукоряда из 4-х ступеней)
5. Параллельные тональности -это?…
6.Нижний тетрахорд- это ?..
7. Где находится тоника у нижнего тетрахорда
8.Верхний тетрахорд –это?..
9.Где находится тоника верхнего тетрахорда?..
10.Натуральный минор-это?..
11.Гармонический минор-это?..
12.Мелодический минор-это?..
13. Самое близкое расстояние между 2 соседними звуками называется Полутон
14. Назовите порядок появления знаков при ключе – диезов и бемолей.
Фа-до-соль-ре-ля-ми-Си.
15. Сколько знаков в ЛЯ мажоре?- 3диеза= фа-до-соль.
16. Как называется расстояние между 2 звуками? – Интервал
2.Работа в тональности Ре мажор :
а) повторение знаков альтерации (считалка), знаки тональности Ре мажор
б) пение гаммы Ре-мажор с дирижированием (канон) в 3-х дольном размере с ритмическим сопровождением.
в) пение неустойчивых ступеней с разрешением I-II-I-VII-I:IV-III-I:VI-V-I:I-II-III-IV:I-VII-VI-V, пение устойчивых ступеней с опеванием;
г) Упражнение «Побегаем за мной» –
Анализ на слух ступеней гаммы Ре мажор.
II-I; I-II-III-IV; VI-V-I; V-VI-VII-I ;VII-I ; I-III-V-I; V-III-II-I; I-II-I-VII-I ; IV-III-I ; I-VII-VI-V42. Работа на слух , используя клавиатуру. Интонационные мини-диктанты .
3. Работа с ритмом.
Ритмическая разминка.
На экране ритмический лабиринт. Ученики поочередно прохлопывают по тактакм
Ритмический диктант- пазл.
На доске ритмический номер из 8 тактов. Необходимо собрать такты по порядку.
По одному выходят к доске и выписывают нужный по порядку такт.
Мини-диктанты -работа на слух устно
4.Повторение пройденной темы: минорная гамма, пропевание трех видов минора (в си миноре). Проверка домашнего задания .
5.На столах номера (страница 29 из учебника Металлиди-Перцовской ) для чтения с листа. Учащиеся определяют тональность, размер, вид минора и поют поочередно с тактированием номера.
6. Исполнение вокального номера «У меня есть флейта» с сопровождением шумовых инструментов.
III. Заключительный этап.
Подведение итогов урока. Анализ урока.
Анализ урока:
Урок прошел в хорошем темпе и показал достаточные знания, навыки и умения учащихся. Цель урока – показать традиционные формы работы на уроках сольфеджио – достигнута. Учащиеся были эмоционально активны, внимательны, настроены на творческий лад, пытались максимально показать свои знания.
Все запланированные этапы занятия были выполнены, уложены в урочное время, задачи урока определены. Предложенные методы и приёмы были эффективны для осуществления поставленной цели урока.
Данный урок ценен именно тем, что перед учащимися ставятся конкретные задачи и им легче сосредоточиться. Это помогает учащимся эмоциональней воспринять данный материал, запомнить его и применять в работе на уроке. Учащиеся показали навыки и умение работать над деталями и в целом над материалом урока.
Преподаватель оказывает положительное эмоциональное воздействие на учащихся, подбадривает, направляет внимание в нужное русло. Восприятие указаний педагога быстрое и сознательное. Преподаватель владеет музыкальным материалом, воспитывает у учащихся умение применить свои знания на практике.