Никанорова Анастасия Юрьевна
педагог-психолог
ГБУ «Центр содействия семейному
устройству детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки и сопровождения замещающих семей г. Бугульмы»
Республика Татарстан
Упражнение «Поздороваемся частями тела»
Цель: установление эмоционального контакта между участниками через тактильное взаимодействие.
Время: 5 минут.
Описание: Участникам упражнения дается задание поздороваться друг с другом различными частями тела: руками, пальцами, ногами, пятками, головами, щеками и т.д.
Упражнение «Пройди через кольцо»
Цели:
• снять напряжение участников тренинга путем вовлечения их в групповое физическое действие;
• создать в группе атмосферу взаимной ответственности, эмоциональной свободы, радости от коллективного успеха;
• объединить участников для решения задачи на основе партнерства.
Инвентарь: гимнастический обруч или широкая резиновая лента-кольцо диаметром около метра.
Время: 7-10 мин., в зависимости от числа участников.
Для динамичности упражнения большое количество игроков лучше разделить на подгруппы: одна команда играет, остальные — болельщики. Затем играют другие команды.
Описание: Участники стоят в кругу. На руку одного из игроков надевается обруч или резиновое кольцолента. Затем все участники берутся за руки. Задание: обруч/кольцо передается по кругу, пока не вернется в начальную точку. Так как руки игроков сцеплены, то им придется приложить определенные физические усилия и смекалку, продевая кольцо через себя (без участия рук!), перешагивая через него и т.д. По сути, вся живая цепочка должна «пролезть» через обруч, не разжав соединенных рук. По итогам упражнения объявляется время, затраченное на выполнения задания. Завершение: обсуждается упражнение. Что понравилось в нем, а что — нет? Помогает ли игра созданию коммуникативных связей?
Упражнение «Эстафета чувств»
Цели:
• развить умение пользоваться языком жестов, мимикой, телом для эффективной невербальной коммуникации и передачи переживаемых эмоций;
• обсудить идеи, относящиеся к закономерностям передачи информации в процессе общения;
• способствовать созданию атмосферы доброжелательности и концентрации внимания на партнере.
Инвентарь: стулья для всех участников группы.
Время: 10-20 мин.
Описание: Группа сидит в кругу. Задание заключается в том, чтобы передать по кругу невербально — лишь с помощью мимики и жестов -заданное ведущим чувство, эмоцию. Первый играющий получает от ведущего некое выражение определенной эмоции. Все остальные игроки не видят загаданной эмоции, так как сидят с закрытыми глазами! Получив задание, первый игрок решает, как он может передать то же чувство другим способом, касается своего соседа рукой и, когда тот открывает глаза, передает ему пантомимически свой вариант того же чувства. Так исходная информация передается по кругу с помощью различных выразительных средств. Отыгравшие участники уже не закрывают глаза, они имеют возможность наблюдать за тем, как трансформируется всякий раз исходное чувство, в каком месте происходит ситуация «испорченного телефона» изза непонимания. Пройдя круг, эстафета приходит к ведущему. Нередко за это время «любовь» превратилась в «ненависть», «доброта» — в «безразличие». После финального аккорда — когда Ведущий принимает от последнего участника его версию чувства, а затем сам демонстрирует исходное задание кругу, -происходит обсуждение увиденного. В случае «сбоя» при передаче эмоции, группа пробует найти, между кем из игроков и по какой причине произошло «информационное замыкание».
Упражнение «Хранители огня»
Цели:
• снять напряжение участников тренинга путем вовлечения их в физическое действие;
• способствовать возникновению партнерских отношений в группе;
• вызвать групповые и личные положительные эмоции.
Инвентарь: на каждую пару участников — по свечке.
Игру лучше проводить не в помещении и в вечернее время. Если же она проводится в комнате, то нужно обеспечить возможность затемнения.
Время: 5-7 мин.
Описание:
1. Тренер обозначает границы старта и финиша на расстоянии 50 м (или на максимальном удалении друг от друга, если игра проводится в помещении).
2. Игра проводится в парах. На старт каждый раз приглашается одна-две пары, остальные игроки выполняют роль болельщиков.
3. Каждая пара получает зажженную свечу. Одной рукой каждый игрок держит свечу, другая лежит на плече партнера. Положение рук в ходе игры менять нельзя. Защищать пламя свечи можно лишь изменением положения тела, чтобы прикрывать огонь от ветра.
4. По команде тренера пара начинает движение. Задача — как можно быстрее достичь линии финиша, не погасив свечи. Если огонь гаснет, пара возвращается к линии старта, вновь зажигает свечу и, лишь затем возвращается в игру.
По итогам объявляется пара-победитель, у которой время от старта до финиша оказалось минимальным.
Завершение: обсуждение упражнения.
– Что порадовало меня?
– Что огорчило?
– Изменилось ли мое отношение к партнеру после совместных усилий сохранить пламя свечи?
– Но верил я — не все еще пропало, Пока не меркнет свет, пока горит свеча… Знакомы ли вам слова этой песни? Вспомните случаи из вашей жизни, когда такой свечой для вас были друзья, близкие люди, которые помогли преодолеть страх, отчаяние, кризис… Готов ли кто-то из вас поделиться с группой своими воспоминаниями?
Упражнение «Рисуем …звуками»
Цели:
• развить навыки эффективной невербальной коммуникации и передачи переживаемых эмоций;
• развить творческие способности в импровизации, владении музыкальным ритмом, гармонией;
• обеспечить реальный полилог, поддержку высказывания в нестандартной форме;
• развить коммуникативные умения слышать и слушать;
• обсудить идеи, относящиеся к закономерностям передачи информации в процессе общения;
• способствовать созданию атмосферы доброжелательности и концентрации на партнере. Позволить участникам тренинга проявить сильные стороны личности через разнообразные умения.
Инвентарь: стулья, ведра, швабры, пустые бутылки… Все то, что обычно используется для создания «шумовых» оркестров.
Время: 20-30 мин.
Описание: Это упражнение-импровизация, поэтому описание его будет очень коротким. Идея упражнения заключается в том, что можно назвать рисованием …звуками. Задание, которое получает группа, — отреагировать, высказаться без слов, а только лишь пением тех или иных нот, извлечением разнообразных звуков с помощью голоса или подручных средств (ладоней, подошв обуви, использование разнообразных предметов) на заявленную тему. Игру можно начать с просьбы нарисовать вышеописанным образом настроение, которое испытывает каждый член группы (индивидуально), вся команда (групповое действие); нарисовать звуками картину «Погода за окном», плакат «Долой лень и скуку!» Задания могут быть самыми различными. Главное, чтобы они создавали поле для творчества и озвучивались сольно и группой с учетом обозначенных выше условий. Если группа затрудняется выполнить предложенное задание, стоит «разогреть» ее, подготовив рисование звуками с помощью несложных предварительных упражнений: – упражнения на повтор ритма за ведущим. Ритм задается хлопками и повторяется всеми участниками тренинга; – импровизация звуками, извлекаемыми голосом (или инструментами «шумового» оркестра) в определенном стиле/настроении/ритме с последующей сменой солистов. Группе нужно добиваться непрерывности и логической преемственности (либо наоборот -драматического конфликта) между каждым из звеньев импровизационной цепочки; – тренировка в подчинении индивидуальных ритмов общей ритмической картине, задаваемой тренером или солистом.
Медитация-релаксация «Безопасное место»
Сядьте поудобнее. Если возможно, закройте глаза. Если по какой- то причине не хочется закрывать глаза, выберите какой-нибудь предмет в комнате и сосредоточьтесь на нем (2 с)… Сосредоточьтесь на своем дыхании. Почувствуйте, как вы вдыхаете воздух и как выдыхаете его (3 с). Представьте, что с каждым вдохом в вас входит что-то светлое и чистое, то, что вам необходимо именно в эту минуту, а с каждым выдохом из вас выходит то, от чего вы хотите избавиться (5 с). А теперь представьте себе место, где никто и ничто вам не угрожает, место, где вы в полной безопасности. Это может быть место, которое вы хорошо знаете, а может быть то, в котором вы никогда не были, а может быть то, которого нет на Земле. Это не имеет значения. Это ваше безопасное место. Место, где никто и ничто вам не угрожает, место, где вы будете в полной безопасности. А теперь войдите в это место. Почувствуйте всем своим телом, всем своим существом как это – чувствовать себя в безопасности (5 с). Поблагодарите это место за то, что оно есть. Попрощайтесь с ним и возвращайтесь в круг. Почувствуйте свое дыхание. И когда будете готовы, откройте глаза».
Теперь возьмите по листу бумаги и нарисуйте свое безопасное место (10 мин). Обсуждение. Детям можно предложить взять рисунки с собой и использовать свое «безопасное место» (мысленно перемещаться туда), когда им страшно, или в других сложных ситуациях.