Иванова Оксана Вениаминовна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 23 «Золотой колосок» ЗМР РТ»
г. Зеленодольск, Республика Татарстан
Цели занятия: Закреплять представления детей о желтом, синем и красном цветах. Учить получать новые цвета путем смешивания основных красок (желтый и красный ,оранжевый, желтый и синий, зеленый). Учить детей раскрашивать кисточкой, учить рисовать нетрадиционным способом – поролоновой губкой. Активизировать словарь детей. Развивать познавательную активность детей. Создать детям радостное настроение.
Оборудование и материалы: Экран, видеопроектор, слайды, альбомы для рисования, краски, кисточки, наборы геометрических фигур (треугольников), картинки с изображением реки и домов без крыши по ее берегам, разноцветные картинки, картон-трафарет с силуэтом лисы, картинка с изображением лисы, поролоновая губка размером 1на 4см, цветовые волчки.
Предварительная работа: Просмотр слайдов. Чтение стихов, сказок. Занятие по изобразительной деятельности «Рисуем без кисточки»
Ход НОД:
Воспитатель: Сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы побываем с вами в Волшебной стране, стране красок.
Воспитатель: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были счастливые люди. А были они счастливы потому, что умели замечать красоту в природе. Голубое небо и белые облака, первая зелень и даже серебристый дождик – все радовало их. Королева Радуга вселяла в души людей чувство прекрасного и доброго.
Но однажды случилась беда. Злой волшебник, пролетая над счастливым царством, решил отнять у людей радость. Он закрыл своим волшебным плащом небо и держал плащ так долго, что все краски стали сереть.
(Выключить свет)
Но и этого показалось мало злому волшебнику. Он заставил людей позабыть, что мир был разноцветным. Злодей ликовал: вот теперь-то скука и злость придут в это царство-государство.
Так все и случилось. После долгой ночи наступило утро. Люди стали заниматься своими делами. (Показ слайдов)
Бесцветный мир не привлекал их внимания. Люди стали чаще ссориться. Но как ни старался злой волшебник стереть воспоминания о красочном мире, дети почувствовали, что они лишились чего-то прекрасного.
(Включить свет)
И вот один мальчик отправился в дорогу. Стал он ходить по царству-государству и расспрашивать, не знает ли кто, отчего все стали жить скучно и безрадостно. Но люди только плечами пожимали в ответ.
Однажды мальчик встретил одинокого старика.
(Показ слайда)
– Слушай, сынок, – промолвил старец, – я расскажу тебе, как люди жили раньше, и что случилось потом. В те времена я был придворным маляром. Красил замки, дома в разные цвета. Я очень любил свое дело. Меня даже пригласил один заморский король для росписи своего замка. А когда я вернулся домой, то чуть не умер от горя: все вокруг стало серым, а люди стали как будто чужими. Сам я поседел. А самое дорогое, что у меня осталось, – это три краски, три цвета, привезенные издалека.
– Дедушка, покажи мне их, пожалуйста, – робко попросил мальчик. Старичок нащупал узелок и достал три цвета».
Воспитатель: – А теперь, прежде чем, я продолжу сказку, – обращается воспитатель к детям, – каждый у себя в альбоме нарисуйте красками эти три цвета (красный, синий, желтый круг)
(Дети рисуют в альбомах)
Воспитатель: «Старик рассказал о том, какие бывают еще и какого цвета все было вокруг. Что из этих красок можно сделать любой цвет.
– Я знаю, – продолжал старик, – ты сможешь вернуть людям радость.
Потом старичок улыбнулся и пропал.
Мальчик решил, что надо поскорее исполнить желание доброго мастера: сделать мир разноцветным. Но мальчик не умел обращаться с красками и поэтому, чтобы ничего не испортить в городе, он решил, что сначала раскрасит цветы на поляне.
Воспитатель: – Дети, поможем мальчику нарисовать цветы?
(Дети рисуют цветы нетрадиционным способом – поролоновой губкой на листе ватмана: прикосновениями, отрывая губку от бумаги)
Воспитатель: – Цветочную поляну мы помогли раскрасить. А пока мы выполняли задание, мальчик успел покрасить картинки. Но он что-то перепутал (на мольберте или доске разноцветные картинки):
Красная елка
Синяя морковь
Зеленое солнце
Синие вишни
Голубой листок …
(Дети называют предмет и его цвет, каким, по их мнению, он должен быть. Если ответ верен, предмет переворачивается. На обратной стороне листа предмет нарисован правильно).
– Молодцы, вы все правильно отгадали. Садитесь за столы.
– Скажите, а что бывает желтого цвета?
(Ответы детей)
Воспитатель: Послушайте стихотворение.
Ребенок читает стихотворение.
(Показ слайдов)
Желтое солнце на землю глядит,
Желтый подсолнух за солнцем следит,
Желтые груши на ветках висят,
Желтые листья с деревьев летят.
Воспитатель: А синим цветом, дети, мальчик раскрасил небо, речку, море. На берегу речки он нарисовал дома, но не успел нарисовать им крыши. Давайте мы с вами поможем достроить домики.
(Дети выполняют задание: у каждого ребенка лист бумаги с изображением озера, речки и домов без крыши по ее берегам. Дети подбирают к каждому домику соответствующий треугольник).
– Задание выполнили?
– Как вы думаете, зачем людям селиться возле рек? (Из реки можно брать воду для умывания и питья, можно ловить рыбу. В реке можно плавать.) Давайте-ка мы с вами поплаваем в голубой речке.
Физкультминутка «Как приятно в речке плавать!»
Как приятно в речке плавать! Как приятно в речке плавать! | (Плавательные движения.) |
Берег слева, берег справа. | (Повороты влево и вправо.) |
Речка лентой впереди. | (Потягивания — руки вперёд.) |
Сверху мостик — погляди. | (Потягивания — руки вверх.) |
Чтобы плыть ещё скорей, Надо нам грести быстрей. Мы работаем руками. Кто угонится за нами? | (Плавательные движения.) |
А теперь пора нам, братцы, На песочке поваляться. Мы из речки вылезаем | (Ходьба на месте.) |
И на травке отдыхаем. |
Воспитатель: Садитесь. Давайте вспомним, что еще бывает синего цвета?
Ребенок читает стихотворение.
Синее небо над головой,
Синий цветок – василек полевой,
Синие ленты у девочек в косах,
Воротники у костюмов матросов.
Воспитатель: «Мальчик теперь знал, что цветы на поляне красного цвета, солнце – желтого цвета, а море – синего. А траву ему захотелось покрасить другим цветом? А как получить этот цвет, он не знал».
– А вы знаете, какого цвета трава? (Зеленого)
– Поможем мальчику получить этот цвет? Чтобы узнать, как получается зеленый цвет, мы с вами проведем игру с волчками.
Игру с волчками
Дети проходят, садятся на колени и начинают игру: берут волчок (круг диаметром 5–7 см, разделенный по радиусу на желтые и синие части, в центре закреплена палочка с заостренным концом) и начинают вращать. Цвета сливаются, и получается зеленый цвет.
– Значит, чтобы получить зеленый цвет, надо что сделать? (Ответ детей)
– Вы теперь знаете, с кем дружит зеленый цвет.
Ребенок читает стихотворение. (На мольберте картинка с изображением мамы в зеленом платье, сына в синей одежде и дочки в желтой одежде)
Вот зеленая мама
Очень важная дама.
А рядом синий сын
Он у мамы один.
И дочка тоже одна –
Желтая вся она.
Воспитатель: «Мальчик обрадовался и покрасил траву и листву на деревьях в зеленый цвет.
Когда он закрашивал траву, за ним из-за кустов наблюдал зверь с пушистым хвостом. Этому зверю тоже хотелось быть красивым. Он попросил мальчика покрасить его».
(На мольберте лист бумаги с изображением контура лисы)
– А вы знаете, кто это?
– А в каких сказках живет лиса?
– А какого цвета лиса? (Рыжего)
– Как еще называют рыжий цвет? (Оранжевый)
– Поможем мальчику закрасить лису?
Дети закрашивают лису по трафарету, легко постукивая поролоновой губкой). (В это время воспитатель меняет контур лисы на картинку с изображением лисы).
– Какая у вас получилась лиса? (Добрая, веселая)
Ребенок читает стихотворение.
Оранжевой лисице
Всю ночь морковка снится.
На лисий хвост похожа:
Оранжевая тоже.
Воспитатель: – Дети, а вы знаете, с кем дружит оранжевый цвет? (С красным и желтым)
Ребенок читает стихотворение. (На мольберте картинка с изображением папы в оранжевом костюме и двух сыночков в красном и желтом).
Вот оранжевый папа,
У папы такая же шляпа
Папа ведет сынков.
Два веселых брата
Красный и желтый ребята.
Воспитатель: Мальчику очень понравился оранжевый цвет. Теперь он знал, как получаются разные цвета. Он так радовался, что сочинил стихотворение.
Цветная страна, цветная.
В мире одна такая.
Придумана, создана мною,
Горжусь я моей страною.
Живут в ней люди цветные:
Веселые, грустные, злые,
Серьезные и озорные.
Учусь я у них рисовать
Учусь я ими управлять,
И смешивать, и узнавать.
Картины учусь я писать.
Вот и побывали мы с вами в Волшебной стране, помогли мальчику все раскрасить. Вы узнали, какого цвета бывают цветы, море, солнце, трава, как получаются оранжевый и зеленый цвета.
Список использованной литературы
1. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: «Баласс», 2003. – 304с.
2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 192с.
3. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с.
4. Лыкова И.А. Каждый охотник желает знать. – М.: Журнал «Карапуз», 2000.
5. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «Детство-пресс», 2003. – 384с.
6. Журнал «Дошкольное воспитание», – 2002 – № 12.