Колесникова Анастасия Сергеевна
педагог-психолог
ГБУ «Центр содействия семейному
устройству детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки и сопровождения замещающих семей г. Бугульмы»
Республика Татарстан
Цель занятия: формирование мотивации на преобразование взаимоотношений между родителями и детьми.
Ход занятия
Разминка «Тень»
Цель: развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности, умения подстраиваться под другого. Инструкция: участники разбиваются на родителя и ребенка. Звучит фонограмма спокойной музыки. Один человек (родитель) – «путник», другой (ребенок) – его «тень». «Путник» идет через поле, а за ним, на два-три шага сзади, идет его «тень». «Тень» старается точь-в-точь скопировать движения «путника». Через некоторое время участники меняются ролями. Желательно стимулировать «путников» к выполнению разных движений: «сорвать цветок», «присесть», «проскакать на одной ноге», «остановиться и посмотреть из-под руки» и т.д.После игры – обсуждение.
Информационная часть. Мини-лекция «Выражение любви»
Что значит любить? Отказаться от попыток изменить и требовать от друг друга в соответствии со своим эталоном, а научиться выражать любовь. Это достаточно трудно, тем более, что мы не всегда готовы к этому. Можно проявлять любовь «маленькими шажками».
И для начала маленький совет о том, как можно начать проявлять любовь друг к другу – это объятия. Известный семейный психотерапевт Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребенка несколько раз в день. Она считает, что 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день. А для того, чтобы ребенок развивался интеллектуально, – 12 раз в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.
Первое, что вы можете и должны сделать – это обнять друг друга, держать объятия столько, сколько нужно сначала ребенку, потом родителю. Когда будет достаточно, можете отпустить родителя или ребенка.
Если ваш ребенок уже не дает себя обнять, считая себя достаточно взрослым для «этих нежностей», просто возьмите его за руку и посидите с ним рядом, когда ему плохо. При этом ни в коем случае не похлопывайте его по спине и не поглаживайте, будто бы «все это такие мелочи, что до свадьбы заживет». В этом возрасте мелочных обид не бывает.
Упражнение «Идеальная семья»
Цели: создать условия для эффективного обмена мнениями между родителями и детьми об идеальной семье; способствовать осознанию адекватности системы требований и ожиданий относительно членов своей семьи. Инструкция. Участники группы в процессе индивидуальной работы отвечают на следующие вопросы:
– как вы представляете себе «идеальную» семью?
– представление о «правильном» воспитании детей;
– характеристика «хороших детей» и «хороших родителей»;
– ожидание родителей и детей в отношении друг друга;
– можно ли назвать мою семью идеальной?
– чего не достает, чтобы моя семья считалась таковой?
– для чего в жизни нам необходимы идеалы?
Затем родитель и ребенок обсуждают свои позиции, собственное видение «идеальной» семьи, анализирует точки соприкосновения и разногласия во взглядах.
Упражнение «Сказка об идеальном взаимопонимании»
Ведущий бросает мячик в аудиторию и говорит: «В одной семье жили…», поймавший мяч придумывает следующее предложение и т.д. (должен получиться связный текст про семью, в которой царит идеальное взаимопонимание).
Упражнение «Прощение себя за то, что я не идеален»
Цель: освобождение от чувства вины.
Текст ведущего: «Истинное умение прощать – это мост, пройдя по которому мы освобождаемся от чувства вины и страха и, который позволяет нам испытать рай на земле» (Геральд Ямпольский).Всем нам хочется быть хорошими, а иногда даже идеальными. Но быть идеальными можно, наверное, только в идеальных условиях.
«Представьте, что вы идете по проселочной дороге. Вокруг цветочный луг. Дорога разделяет огромное поле, осыпанное прекрасными полевыми цветами. Вы слышите жужжание насекомых, пение жаворонок в высоком небе. Вам дышится легко и спокойно. Вы не спеша двигаетесь по дороге.
Теперь Вы начинаете замечать, что Вам навстречу движется человек. Вы понимаете, что это и есть Вы. Человек, который стоит перед вами, становится трехлетним малышом. Вы берете его на ручки, прижимаете к себе, говорите: «Ты же знаешь, я люблю тебя, я очень сильно люблю тебя. Я тебя прощаю». Этот чудесный ребенок становится совсем маленьким, он помещается на вашей ладошке. Вы помещаете его в свое сердце, в свою душу, в свой внутренний мир. Теперь ваш внутренний ребенок вместе с вами. Эти части помогают вам жить и действовать эффективно.
Вы снова идете по проселочной дороге. Вам дышится легко и свободно. У вас спокойно на душе. И теперь в вашей жизни все будет по-другому, потому что вы другой. Вы наполнены любовью к себе и ваши части гармоничны. Сделайте глубокий вдох и выдох и откройте глаза».
Главное помните, что, когда человек прощает, он освобождает место для созидательных мыслей, наполненных любовью.
Правило пяти «П»:
– принимать себя таким, как есть;
– понимать, что со мной происходит;
– поддерживать всё лучшее, что во мне есть;
– понять свои ошибки и исправить их;
– признавать свое право быть не таким, как все.
Упражнение «Только вместе!»
Цель: физический контакт, возможность почувствовать друг друга, настроиться на сотрудничество и взаимопонимание. Инструкция: участникам необходимо разбиться на пары (родитель и ребенок), встать спина к спине и попробовать медленно, не отрывая своей спины от спины партнера, сесть на пол. И точно так же встать. После обсуждение:
– С кем вставать и садиться было легче всего?
– Что было самым трудным в этом упражнении?
Упражнение «Дождик»
Инструкция: в паре родитель и ребенок встают друг за другом (потом меняются), кладут руки на плечи. Легкими прикосновениями участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают части, дождь начинается сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращается.
Упражнение «Чертополох и роза»
Цели: обучать навыкам выражения критики или негативных чувств социально приемлемыми способами; тренировать навыки выражения одобрения и оказания психологической поддержки. Инструкция: дети и родители дарят друг другу 2 предмета, чертополох и розу. Первым дарится «чертополох» со словами: «Я дарю тебе этот чертополох с пожеланиями того, чтобы ты …». Критика произносится в форме пожелания или доброго совета. «А эту розу я дарю тебе за то, …». Отмечаются положительные качества и поступки людей. По окончании участники обмениваются чувствами и мыслями. Следует уточнить, что было легче или труднее дарить.
Завершение занятия. Подведение итогов. Обсуждение. Рефлексия.
Предлагается поделиться со своими чувствами, впечатлениями, расставить акценты на позитивных и негативных моментах во время занятия, проговорить свои пожелания на следующее занятие. Далее предлагается оценить эффективность занятия по пятибалльной шкале (индивидуально, анонимно).
Домашнее задание: в течение трех дней отследить и посчитать количество эмоционально «теплых» высказываний по отношению друг к другу, обниматься не меньше четырех раз в день.