Колесникова Анастасия Сергеевна
педагог-психолог
ГБУ «Центр содействия семейному
устройству детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки и сопровождения замещающих семей г. Бугульмы»
Республика Татарстан
Цель тренинга: развить умения работать в команде, построить эффективное командное взаимодействие, взаимопонимание, сформировать взаимное доверие, уважение, принятие в группе подростков, выработать у участников уверенность в своих личностных качествах.
Часть 1
Установление правил тренинга
Продолжительность: 3 минуты.
Несколько несложных правил (предлагают сами участники):
- Быть активными.
- Быть искренними и открытыми.
- Мы все разные и каждый имеет право выражать свои мысли, чувства, которые мы принимаем такие, какие они есть, без критики и без оценки.
Часть 2. Ход занятия
Знакомство. Упражнение «Снежный ком»
Время: 5 минут.
Дети стоят или сидят в кругу. Начиная с ведущего, который называет свое имя, второй слева называет имя первого и свое имя, третий называет имя первого, второго и свое имя..и так до конца.
Игра-разминка «Встаньте в круг»
Цель: создать положительный, эмоциональный фон, подготовить детей к знакомству.
Время: 5 минут.
Содержание: в кругу ведущий предлагает выйти вперед тем, детям: вначале всех девочек, после – всех мальчиков, далее: кто учится 8 классе, встаньте те, кто в 9 классе; у кого день рождения весной, летом, зимой, осенью; у кого есть часы, у кого есть синий цвет в одежде; все, кто любит рисовать; все, кто любит каникулы; есть домашнее животное, кто любит компьютерные игры.
Упражнение «Молекулы»
Время: 5 минут.
Все подростки – атомы, они двигаются спонтанно. По сигналу ведущего соединяются в молекулы по 2, 3, 4, 5 атомов определённым способом.
Упражнение «Построиться!»
Время: 10 минут.
Цель: выработка умения работать в команде, достижение взаимопонимания.
Ход упражнения: Ведущий громко говорит «Построиться!» и добавляет, по какому признаку. Команда выполняет задания быстро и четко. Переговариваться запрещено!
Построиться!…
1) квадратом;
2) треугольником;
3) буквой «М»;
4) цифра 8;
5) в шеренгу – по росту;
6) по цвету волос;
7) в круг.
Вопросы:
1) В чем была сложность, а в чем – легкость данного упражнения?
2) Какую роль вы на себя взяли – организатора, который перестраивал других людей, или подчиняющегося?
Упражнение «Люди – к людям»
Время: 5 минут.
Цель: сплочение команды, преодоление напряжения.
Ход упражнения: после произнесения ведущим фразы “Люди – к людям” играющие распределяются по парам. Затем играющие выполняют все команды ведущего (типа “ухо – к плечу”, “Правая нога – к левой руке” и т. п.). После произнесения ведущим фразы “Люди – к людям” играющие должны вновь перераспределиться по парам.
Упражнение «Путаница»
Время: 10 минут.
Цель: поддержание группового единства.
Ход упражнения: выбирается считалкой водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться, кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает, так же, не разнимая рук у детей.
Упражнение «Я хочу с тобой подружиться»
Цель: сформировать доброжелательное отношение в группе, способствовать улучшению взаимоотношений подростков друг с другом.
Время: 10 минут.
Содержание: выбирается водящий. Он произносит слова «Я хочу подружиться с…», а дальше описывает внешность одного из детей. Тот, кого загадали, должен себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать ему руку. После этого он сам становиться водящим.
Упражнение «Мы с тобой похожи (отличаемся) тем, что…»
Время: 15 минут.
Цель: ближе узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.
Ход упражнения: участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу (с помощью считалочки «Расчитайсь по порядку: Апельсин-Конфетка»). Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга (Апельсины) говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что…». Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д. Участники внутреннего круга (Конфетки) отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что…» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д.
Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
Обсуждение:
– Какие эмоции испытывали во время упражнения?
– Что нового узнали о других?
– Что интересное узнали?
Рисунок «Я такой, какой я есть»
Цель: способствовать выработке у участников более объективной самооценки, узнать о себе то, как видят его окружающие люди.
Время: 15 минут.
Ход упражнения: участники рисуют себя в виде животного, с которым они себя ассоциируют, оно может быть вымышленным, фантастическим так, чтобы никто не видел. После этого рисунки собираются и смешиваются. Производится обмен впечатлениями по каждому рисунку. Другие участники говорят, какие качества они видят в хозяине этого рисунка, черты, основываясь на изображение животного.
Часть3. Завершение.
Рефлексия. Обратная связь.
Упражнение «Посылка»
Время: 5 минут.
Цель: командное взаимодействие.
Ход упражнения: участники сидят в кругу, близко друг к другу (или стоят). Руки держат на коленях соседей (или руки за спинами соседа слева и справа). Один из участников «отправляет посылку», легко хлопнув по ноге (спине) одного из соседей. Сигнал должен быть передан как можно скорее и должен вернуться по кругу к своему автору. Возможны варианты сигналов (разное количество или виды движений).
Детям задаются вопросы по кругу:
- Что тебе понравилось или не понравилось?
- Трудно или легко было взаимодействовать в группе?
- Что нового сегодня ты о себе узнал, какие качества ты для себя приобрел?
- Как ты себя сейчас чувствуешь и какое твое настроение?
Дети делятся впечатлениями.
Упражнение «Спасибо за приятное занятие»
Время: 5 минут.
Ход упражнения: «Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу».
Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.
Итог. Упражнение “Аплодисменты по кругу”
Психолог: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа».