Липатова Анна Юрьевна
педагог-психолог
ГБУ «Центр содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки и сопровождения
замещающих семей г. Бугульмы»
Республика Татарстан
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
В наше время нужно быть уверенным в себе, конкурентоспособным, активным, целеустремленным, открытым всему новому. Именно поэтому в системе образования все больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей. Способность мыслить творчески делает ребенка более раскрепощенным, жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям. Психологическая наука давно убеждена в том, что творчество помогает ребенку справиться со многими личностными, эмоциональными и поведенческими проблемами, способствует личностному росту и раскрытию.
Многим детям, воспитываемым в замещающих семьях свойственна агрессивность. Переживания и разочарования ребенка, которые взрослым кажутся мелкими и незначительными, оказываются весьма острыми и труднопереносимыми для ребенка именно в силу незрелости его нервной системы. Поэтому наиболее удовлетворительным для ребенка решением может оказаться и физическая реакция, особенно при ограниченности способности ребенка к самовыражению.
Выделяются две наиболее частые причины агрессии у детей;
1. Боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждение. Чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за нею страх.
2. Пережитая обида, или душевная травма, или само нападение. Очень часто страх порождается нарушенными социальными отношениями ребенка и окружающих его взрослых.
Физическая агрессия может выражаться как в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Но агрессивность необязательно проявляться в физических действиях. Некоторые дети склонны к так называемой вербальной агрессии (оскорбляют, дразнят, ругаются), за которой часто стоит неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или отыграться за собственные обиды.
Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения маленьких детей можно использовать техники арттерапии с элементами игротерапии, способствующие выработке у них терпимости и взаимовыручке.
На наш взгляд, клуб по арттерапии является наиболее доступным и эффективным в условиях функционирования ГБУ «Центра содействия семейному устройству детей оставшихся без попечения родителей, подготовки и сопровождения замещающих семей» города Бугульмы, он соответствует возрастным и психологическим особенностям детей и не требует значительных материальных затрат. Преимущество арттерапии:
-в работе может участвовать каждый, т. к. она не требует наличия художественных и иных навыков;
-изобразительная и игровая деятельность является хорошим средством для сближения людей;
-позволяет использовать опыт ребёнка для оценки его состояния;
-вызывает положительные эмоции и формирует активную жизненную позицию.
Работать с детьми можно как в группе, так и индивидуально. Есть задачи, которые эффективно решаются в ходе встреч один на один (снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, коррекция страхов, устранение барьеров с приёмными родителями). А группа сверстников даёт возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнение других и отстаивать своё.
Техники арттерапии с элементами игротерапии дают возможность относительно безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям. Арттерапия с элементами игротерапии расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах. Чем лучше человек умеет выражать себя, тем полноценнее его ощущение себя неповторимой личностью. Терапия искусством формирует творческое отношение к жизни с ее проблемами, умение видеть разнообразие способов и средств достижения цели, развивает скрытые до сих пор способности к творческому решению сложных жизненных задач.
Это особенно актуально при работе с детьми, которые не всегда могут выразить словами свое эмоциональное состояние, трудность, проблему. Находясь в творческом пространстве, ребенок получает возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональной и поведенческой сферах. Арттерапевтическая атмосфера с элементами игротерапии способствует раскрытию ребенком своего потенциала, что также приводит к позитивным результатам психологической помощи. Важна естественная склонность ребенка к игровой деятельности, склонность к фантазии. Учитывая это при организации коррекционной работы на занятиях создается атмосфера игры и творчества.
Процесс художественного самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья ребенка и может рассматриваться как важный психопрофилактический фактор.
Таким образом, имеется широкий спектр показаний для проведения арттерапевтической работы с элементами игротерапии в нашем Центре:
- развитие творческих способностей;
- низкая степень самопринятия;
- трудности эмоционального развития, импульсивность, повышенная тревожность, страхи, агрессивность;
- неадекватное поведение, нарушения отношений с приёмными родителями, конфликты в межличностных отношениях, враждебность к окружающим.
Преимущества арттерапии с элементами игротерапии перед другими формами психотерапевтической работы:
- Арттерапия с элементами игротерапии не требует от человека каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков;
- Она является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто затрудняется в словесном описании своих переживаний;
- Изобразительная и игровая деятельность является мощным средством раскрепощения и сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов;
- Продукты творчества способны рассказать о настроениях и мыслях человека, что позволяет использовать их в рамках психологической диагностики;
- Арттерапия с элементами игротерапии является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;
- Арттерапевтическая работа вызывает у детей положительные эмоции, помогает сформировать более активную творческую жизненную позицию.
Цели, задачи программы
Цели программы «Разноцветная мозаика»: создание условий для раскрытия творческого потенциала детей, гармонизации их личности а также коррекция физической и вербальной агрессивности.
Программа направлена на решение следующих задач:
- развитие творческого мышления, воображения, креативности;
- создание условий для самопознания и самовыражения;
- развитие самосознания, позитивного самоотношения, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
- снятие психоэмоционального напряжения; разыгрывание собственных переживаний в процессе творчества;
- развитие навыков общения и эффективного взаимодействия;
- развитие навыков рефлексии.
- коррекция агрессивного поведения ребенка, обучение способам выражения гнева.
В условиях деятельности ГБУ «Центр содействия семейному устройству детей оставшихся без попечения родителей, подготовки и сопровождения замещающих семей г.Бугульмы», групповую форму считаем наиболее приемлемой и целесообразной. Данная форма организации встреч позволяют объединить детей с различными проблемами в одну группу, а так же подключиться каждому желающему к группе с любого занятия, поскольку тема новой встречи отлична от предыдущих и последующих, т.е. на протяжении учебного года нет повторяющихся занятий. Таким образом, наш клуб позволяет осуществить охват практически всех желающих и нуждающихся в психологической помощи и поддержке детей сразу после обращения.
На занятиях ребенок личностно и творчески развивается, испытывает себя, познает свой внутренний мир, причины собственного поведения, учится наиболее эффективным способам разрешения проблем, приобретает навыки эффективного общения с людьми.
Основными ценностями здесь выступают не результат (творческий продукт), а сама личность. Каждый ребенок окружается вниманием, верой в него, доброжелательным отношением.
Занятия в клубе «Разноцветная мозаика» способствуют решению следующих проблем: агрессивность, демонстративность, накопление отрицательных эмоций вследствие сложных жизненных ситуаций для ребенка, страхи, повышенная тревожность, заниженная самооценка, пассивность, апатичность, социальная дезадаптация, сложности в общении со сверстниками, замещающими родителями.
Программа основана на следующих принципах:
- Принцип оптимистического подхода и отсутствия осуждений и оценок предполагает организацию «атмосферы успеха» для каждого ребенка, веры в его положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений.
- Принцип опоры на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности.
- Принцип добровольного участия.
- Принцип коррекции. Только в условиях активной деятельности ребенка, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки ребенка в «трудных» конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.
- Принцип взаимопомощи и доброжелательного отношения друг к другу.
- Принцип учета объема и степени разнообразия материала. Занятие не должно быть перегружено материалом.
- Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей.
Организация занятий, необходимые материалы
Предлагаемый вариант программы рассчитан на 12 занятий продолжительностью 1час. Занятия проводятся один раз в месяц.
Оптимальное количество детей — 4-6 человек. Шести-двенадцати лет.
Помещение для проведения занятий должно иметь рабочую зону (столы) и свободную зону для игр и упражнений
Групповой и индивидуальный арттерапевтический метод работы с детьми подразумевает работу одновременно в четырех направлениях:
- развитие воображения, творческого мышления;
- выражение ребенком своих чувств, эмоций и переживаний в творческих упражнениях и играх (страхи, обиды, злость, радость и др.);
- самопознание ребенка, расширение представлений о себе, установление адекватной самооценки, повышение контроля за своими действиями;
- социализация (познание других людей, умение взаимодействовать с ними).
Все занятия проходят в комфортной, доброжелательной обстановке в сопровождении релаксационной музыки. Использование музыки помогает детям успокоиться, раскрепоститься и расслабиться, снять психологические зажимы, а так же настроиться на процесс творчества и углубиться в себя.
Для занятий необходимы: бумага для рисования, ватманы, обои, ручки, простые карандаши, ластики, наборы цветных и восковых карандашей, фломастеров, маркеров, краски акварельные, гуашь, кисти, губки, ватные палочки, клей ПВА, старые журналы, газеты, ножницы, пластилин, мячи, полотенца, Эти материалы имеются в нашем Центре.
В конце занятий дети должны повысить уровень творческих способностей, осознать ценность собственной личности, сформировать позитивное отношение к окружающим, повысить уверенность в себе, снизить психоэмоциональное напряжение. Предполагается развитие у ребенка таких качеств, как эмпатия, доверие к людям, которые устраняют агрессивность в поведении. Форма участия родителей – наблюдение за ребенком в домашних условиях.
№ занятия | Тема | Количество занятий |
1. | «Цветущий луг» | 1 |
«Давайте знакомиться» | ||
2. | «Монотопия» | 1 |
«Мы вместе» | ||
3. | «Страшилки на обоях» | 1 |
«Угадайка» | ||
4. | «Витражи» | 1 |
«Делаем вместе» | ||
5. | «Фотокопия» | 1 |
«Живая картина» | ||
6. | «Зимняя вьюга» | 1 |
«Лидер» | ||
7. | Коллаж: «Автопортрет» | 1 |
«Самооценка» | ||
8. | Страх из солёного теста | 1 |
«Команда» | ||
9. | «Человечек из бумаги» Игра | 1 |
«Зоопарк» | ||
10. | «В заколдованном замке» | 1 |
«Далеко-далеко в густом лесу» | ||
11. | «Золотая осень» | 1 |
«Фотограф» | ||
12. | Кляксография: «Цветы и бабочки» | 1 |
«Я самый лучший – аты?» |
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Занятие 1
Цветущий луг
Цель: знакомство с детьми, развитие креативности и воображения.
Задачи: снятие эмоционального напряжения и психологических зажимов: хорошо – плохо, аккуратно – неаккуратно, развитие гибкости, оригинальности мышления.
Необходимые материалы: акварельные краски, гуашь, лист формата А3, губка, ватные палочки, салфетки для вытирания рук, релаксационная музыка.
Ход занятия
Ритуал начала занятия (улыбнись всем ребятам, пожелай хорошего настроения)
«Цветущий луг»
На первом создаём фон. Способ рисования по мокрому. Лист бумаги губкой хорошо смачивается водой, а затем свободно закрашиваем акварельными красками поверх влажного листа. Краска при этом растекается, создавая причудливые разводы и полутона. Даём фону высохнуть.
Пока фон сохнет проводим упражнение.
Упражнение «Имя-движение»: Первый участник называет свое имя и производит любое движение. Второй участник повторяет имя и движение предыдущего и называет свое имя, производя новое движение.
Второй этап – рисование цветов. Их рисуем с помощью ватных палочек. Слегка дотрагиваемся до гуаши ватной палочкой, делаем чёткие круглые отпечатки на бумаге. Сначала дети делают отпечатки аккуратно, но постепенно они набирают всё больше краски и делают несколько отпечатков сразу. Этот процесс не надо останавливать. В это время идёт снятие психологических зажимов. Иногда дети пытаются рисовать палочкой как кистью, чтобы получались конкретные образы.
Когда работы будут готовы, следует сделать выставку с последующими комментариями.
Обсуждение: Какие ощущения у вас были, когда вы рисовали цветущий луг? Понравилось или не понравилось рисовать? Что вы хотели изобразить? Что получилось?
Давайте знакомиться
Цель: знакомство, групповое сплочение.
Необходимые материалы: мяч.
Ход занятия
Игра «Знакомство»
Группа сидит в круге. Участники передают мяч по кругу, называют свое имя и качество на первую букву своего имени. Затем участники здороваются друг с другом ладошками, щечками, носами, локтями и т.д.
Игра «Бросание мяча».
Все участники стоят в круге. Один громко называет имя одного из участников и бросает ему мяч. Тот ловит мяч, называет имя другого участника и бросает мяч ему. Через некоторое время нужно увеличить скорость игры.
Игра «Снежный ком».
Все участники игры садятся или становятся в круг, таким образом, чтобы все играющие видели друг друга. Участники по очереди называют свое имя. Каждый последующий игрок называет имена всех предыдущих игроков прибавляя к ним свое. Например: первый участник называет свое имя, второй – имя первого и свое, третий – имя первого, имя второго и свое, и так далее до последнего игрока, который должен назвать имена всех, кто находится в кругу.
Игра «Поиск общего».
Группа делится на двойки, и два человека находят определенное количество общих признаков, затем двойки объединяются в четверки с той же целью.
Игра «Аплодисменты по кругу».
Психолог: Представьте, что чувствует артист после концерта, слушая гром аплодисментов. Быть может, он воспринимает их всей душой и испытывает очень приятное волнение.
У нас замечательная группа и каждый заслужил аплодисменты. Я хочу предложить игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Вы становитесь в общий круг. Я подхожу к одному из вас, называю его (ее) имя, приветствую аплодисментами, затем он выбирает кого-нибудь из одноклассников, и мы уже вдвоем называем имя и приветствуем аплодисментами. Эта тройка выбирает следующего претендента на аплодисменты.
Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, и овации становятся все громче и громче. Нарастает и напряжение среди тех, кому еще не аплодировали, поэтому последнему играющему следует адресовать такие слова: «А самые бурные аплодисменты достаются…»
Занятие 2
Монотипия
Цель: спонтанное самовыражение, снижение уровня тревожности, развитие вариативности мышления, восприятия, креативности.
Задачи: актуализация чувств, снятие психоэмоционального напряжения, развитие гибкости, оригинальности мышления, воображения.
Необходимые материалы: гуашь жидкая, пластмассовые стаканы, кисточка, бумага, салфетки для вытирания рук, релаксационная музыка.
Ход занятия:
Ритуал начала занятия (вербальные и невербальные способы приветствия: прикоснись ладошкой, погладь по плечу, поздоровайся улыбкой, скажи приятные слова всем детям, воздушный поцелуй).
Упражнение «Если бы я был»: Участникам предлагается проассоциировать себя с каким-либо предметом.
«Монотипия»: Детям предлагается нарисовать что-либо на бумаге гуашью, затем отпечатать рисунок на другую бумагу. Обратить внимание детей на то, как смешиваются цвета, какие новые цвета получаются, как меняется рисунок. Далее предлагается детям дорисовать монотипию красками, фломастерами или карандашами до какого-либо образа, сделать рамку для получившейся картины, придумать название картины и небольшую историю о ней.
Второй вариант техники: детям предлагается взять нитку, обмакнуть ее в гуашь (одного или нескольких цветов) и разложить на одной части листа бумаги, прикрыть другой частью листа, прижать и выдернуть нитку.
По результатам проводится обсуждение: Какие чувства вы испытывали в процессе работы? Что вы хотели, чтобы у вас получилось? Что получилось в итоге? На что похоже изображение? Нравится ли вам результат? Что хотите исправить? Дайте название работе.
Обсуждение: Получилось ли создать единую картину? Почему? Придумайте название изображению. Каково ваше участие в создании картины? Какие чувства вызывает картина?
Рефлексия. Обсуждение занятия.
(Прощание: становимся в круг, беремся за руки и дружно говорим «До свидания»).
Мы вместе
Цель: сближение и снятие тактильного напряжения.
Необходимые материалы: платок.
Ход занятия
Игра «Дотронуться до одежды»
Играющие должны дотронуться до одежды (своей или чужой) того цвета, которого скажет ведущий. Ведущий должен успеть осалить кого-нибудь, кто не успел дотронуться. Осаленый становится водящим.
Игра «Водяной»
Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами: “Водяной, водяной, что сидишь ты под водой, выйди на минуточку, поиграем в шуточку”. Круг разбегается (на несколько шагов) и все останавливаются. “Водяной”, не открывая глаз, ищет одного из играющих, его задача – определить, кто перед ним. “Водяной” может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если водящий угадал, они меняются местами.
Игра «Моргалки»
Играет нечетное количество народа. Играющие образуют 2 круга: внешний – мальчики, внутренний – девочки. Каждая девочка должна стоять строго перед мальчиком. Мальчик, которому не хватило пары, становиться во внешний круг, девочки устремляют свои взоры на него. Чтобы найти себе пару – он подмигивает какой-нибудь девочке, увидев это она должна побежать к нему, а мальчик, стоящий сзади неё должен её вовремя поймать. Тот кто зазевался (проморгал) – вынужден искать себе пару.
Игра «Лавата»
Играющие, становятся в круг, берутся за руки и начинают двигаться по кругу, громко напевая: “Мы танцуем, мы танцуем, тра-та-та, тра-та-та, наш весёлый танец – это Лавата”. Потом все останавливаются и ведущий говорит: “Мои локти хороши, а у соседа – лучше” – все берут своих соседей за локти и снова начинают двигаться напевая. Ведущий может глумиться как хочет (талия, плечи, пятки, ноги и т.п.), главное – снять у детей тактильное напряжение.
Игра «Носок-пятка»
Все становятся в круг очень плотно, так чтобы носок упирался в пятку впереди стоящему. Когда встали как надо, все начинают в таком положении медленно приседать – получается, что каждый садится на колени предыдущему. Если успешно сели – нужно попробовать так немного продержаться.
Рефлексия. Обсуждение занятия. Ребята делятся впечатлениями и мыслями о занятии.
Ритуал прощания
(Прощание: становимся в круг, беремся за руки и дружно говорим «До свидания»)
Занятие 3
«Страшилки на обоях»
Цель: нейтрализовать детские страхи
Задачи: снятие психоэмоционального напряжения
Необходимые материалы: кусок обоев размером с ребёнка, восковые карандаши, фломастеры, маркеры.
Ход занятия:
Ритуал начала занятия: «Здороваемся локтями, пальчиками, спинками».
Упражнение «Путаница»: Участники, стоя в круге, запутываются, держась за руки друг с другом. Водящий должен их распутать так, чтобы получился круг.
Упражнение «Пальцы»: На счет «3» по сигналу ведущего участники должны выбросить одинаковое количество пальцев. Каждый раз побуждаем ребят подстроиться друг под друга, быть внимательнее к остальным.
«Страшилки на обоях»
На кусок обоев, укреплённый на полу, ложится ребёнок, его обводим карандашом или маркером. Затем ребёнку предлагается нарисовать страшилку. До начала ребёнок должен рассказать, что конкретно он хотел бы нарисовать, каким цветом, какая будет страшилка: очень – очень страшная или просто страшная. Часто рисуя страшилки на обоях, дети углубляются в детальную прорисовку когтей, зубов, клыков и других атрибутов, что может занять много времени.
После того, как страшилка будет готова, предлагаем ребёнку уничтожить такое жуткое существо и наблюдаем за реакцией. Многие согласятся с удовольствием и предложат его порезать, смять, размазать нарисованное, а некоторые, наоборот, очень трепетно к нему будут относиться так как вложили в него много труда.
По результатам проводится обсуждение: Какие чувства вы испытывали в процессе работы? Что вы
хотели, чтобы у вас получилось? Что получилось в итоге?
Угадайка
Цель: развитие внимания, памяти, мелкой моторики.
Необходимые материалы: бумага, фрукты.
Ход занятия
“Забавные рисунки”
Игра предназначена для детей младшего школьного возраста и тренирует память на названия предметов. На десяти листах бумаги нужно нарисовать забавные несуществующие предметы – фрукты, овощи, животных и т.п. Каждому предмету придумывается необычное название. Затем детям показывают рисунки и говорят названия каждого из них, предварительно предупредив, что их нужно запомнить. Потом рисунки убирают, а через несколько секунд показывают снова, а дети угадывают их названия. Если вы играете с одним ребенком, то он просто должен будет угадать как можно больше предметов. Если с несколькими – устройте соревнования, начисляя за каждый угаданный предмет один балл или выдавая поощрение. Если игроки совсем маленькие, нужно придумывать название попроще, а карточек с рисунками сделать поменьше.
Игра “Угадай”
Эта игра для дошкольников и младших школьников развивает вкусовую и зрительную память. В нее можно играть с группой детей, а можно и вдвоем с вашим ребенком, тога вы будете ведущим. Детям показывают корзинку с разными фруктами, которые им нужно запомнить. Затем ребенок должен угадать с загрытыми глазами наощуп, какой фрукт ему попался. Можно проводить эту игру и с овощами. Она позволяет убить двух зайцев одновременно: потренировать память и накормить ребенка полезными и вкусными овощами и фруктами
Рефлексия. Обсуждение занятия.
(Прощание: становимся в круг, беремся за руки и дружно говорим «До свидания»).
Занятие 4
«Витражи»
Цель: самовыражение, расслабление
Задачи: развитие ассоциативного мышления и образного восприятия действительности
Необходимый материал: лист формата А4, (для каждого ребёнка 3 листа), клей ПВА
Ход занятия:
Ритуал начала занятия: улыбнись всем ребятам, пожелай хорошего настроения
Упражнение «Клубочек»: Участники разматывают клубочек, передавая его любому участнику и говоря адресату комплимент. При этом нить клубка они цепляют за собственный палец. Таким образом, образуется паутинка. Необходимо проследить, чтобы комплимент получил каждый участник. Разматывается паутинка, говоря пожелания друг другу.
«Витражи»
Сначала рисуем карандашом тонкие линии в виде снежинки (от 8 и больше), а затем провести по ним клеем ПВА (с дозировочным носиком). Даём клею высохнуть.
Сам рисунок можно делать на одну тему: только зима, или весна, или лето, или осень или распределить так, чтобы времена переходили одно в другое. Каждый раз давая лист меняем тему. Ребёнок может предложить свою тему для витража.
Дети могут рисовать то, что считают относящимся к данному времени года или заданной теме. Рисунок ассоциативный, поэтому не стоит настаивать на его понятном выполнении для окружающих.
Желательно, чтобы маленькие рисунки помещались на одном витраже. Иногда дети могут просто разукрасить витраж, не желая создавать внутри рисунок.
По результатам проводится обсуждение: Какие чувства вы испытывали в процессе работы? Что вы вкладывали в тот или иной цвет? Нравится ли вам результат? Что вы сделаете со своим витражом дальше?
Делаем вместе
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Необходимые материалы: резинки, заколки, расчески.
Ход занятия:
“Умение вести себя в обществе”.
Часто комплексы детей, стеснительность и застенчивость связаны с тем, что ребенок не знает, как правильно вести себя в той или иной ситуации, не знает правил хорошего тона. Ведущий предлагает детям инсценировать разные ситуации из повседневной жизни. Что делать, если вас пригласили в гости? Или наоборот, гости пришли к вам? После того, как желающие показали свои сценки, можно их обсудить и решить – как же поступать правильно.
“Наша парикмахерская”.
Некоторые дети комплексуют из-за своей прически – им могут не нравиться длина волос или цвет волос, то, что у них волосы кудрявые или прямые, а у кого-то – наоборот. Игра “наша парикмахерская” поможет им избавиться от этого комплекса. Играть в нее лучше с детьми среднего школьного возраста. Игроков разбивают на пары, в каждой паре есть “клиент” и “парикмахер”. “Парикмахер” должен сделать клиенту оригинальную прическу. Для этого можно использовать разные резинки и заколки, пенки, гели, муссы. Но все средства должны легко смываться водой. Не советуют использовать лак для волос – он может попасть в глаза, да и запах у него не всегда приятный. Под запретом ножницы – неудачную стрижку тяжело исправить. Когда все прически готовы, можно провести конкурс парикмахеров и моделей и определить самую необычную прическу, а можно поощрить каждую пару. Потом игроки в парах меняются ролями.
Рефлексия. Ребята делятся впечатлениями о занятии.
(Прощание: становимся в круг, беремся за руки и дружно говорим «До свидания»).
Занятие 5
«Фотокопия»
Цель: раскрыть скрытые стороны детей, преодоление застенчивости, нерешительности, неуверенности.
Задачи: развитие навыков общения, воображения
Необходимые материалы: бумага формат А4, воск (парафин), акварельные краски, релаксационная музыка.
Ход занятия:
Ритуал приветствия. «Здороваемся локтями, пальчиками, спинками».
Упражнение «У нас с тобой общее…»: участникам предлагается кинуть мяч любому человеку из круга и назвать то, что их объединяет.
Упражнение «Я хотел бы с тобой вместе…»: каждому участнику предлагается кинуть мяч любому человеку из круга и назвать то, что он с ним вместе хотел бы сделать.
«Фотокопия»
Сначала ребёнок свечкой восковой или парафином наносит на белом листе рисунок. Темой рисунка могут быть: морозные узоры на окне, подводный мир, космос. Затем лист закрашиваем полностью тонким слоем акварельной краской. Вода с воска стечёт и впитается в бумагу и на цветном фоне останется рисунок.
Дайте название картине. Довольны ли вы результатом?
Рефлексия: свои ощущения по итогам рисования.
Живая картина
Цель: развитие выразительности движений, произвольности, коммуникативных навыков.
Ход занятия:
Дети создают сюжетную сценку и замирают. Изменить позу они могут лишь после того, как водящий угадает название ‘’картины’’.
Несмотря на то, что основная цель игры – создание ‘’живой картины’’, акцент в ней делается на развитие умения договариваться, находить общий язык. Эта игра будет особенно полезна детям, испытывающим трудности в общении. Взрослому лучше занимать позицию наблюдателя. Его вмешательство требуется только в случае ссор детей.
Ритуал прощания
(Прощание: становимся в круг, беремся за руки и дружно говорим «До свидания»).
Занятие 6
«Зимняя вьюга»
Цель: развитие самовыражения, творческого мышления, воображения.
Задачи: актуализация чувств, снятие психоэмоционального напряжения, развитие оригинальности мышления.
Необходимые материалы: зубные щётки, кисточки, концентрированные растворы красок с водой белого, синего, фиолетового цвета, релаксационная музыка.
Ход занятия:
Ритуал начала занятия: улыбнись всем ребятам, пожелай хорошего настроения
Упражнение: «Море волнуется раз…»: участникам предлагается на счет «три» замереть в образе какого-либо персонажа.
«Зимняя вьюга»
Вначале мы создаём зимний пейзаж. Даём ему просохнуть. Поверх зимнего пейзажа создаём фон. Наносим брызги, окуная щётку в краску и резко проводя по ней пальцем.
Далее участникам предлагается сочинить сказку про зиму. После этого сказки рассказываются.
Лидер
Цель: развитие лидерских качеств.
Необходимые материалы: платок.
Ход занятия:
“Делай раз, делай два”.
Игра для школьников. Ведущий говорит, что по его команде все дети должны одновременно сделать какое-то действие. По команде “делай раз” они поднимают стулья вверх и держат до тех пор, пока кто-то из них не скажет опустить стулья. По команде ведущего “делай два” игроки начинают бегать вокруг стульев. Когда один из игроков подаст команду, они должны одновременно сесть. Те из детей, которые подавали команды опустить стулья и сесть, скорее всего – лидеры, особенно если это был один и тот же человек.
“Считалки”.
Игра для подростков. Игроки закрывают глаза, их задача – досчитать до десяти. Нужно считать вразнобой, т.е. один игрок не может сказать два числа подряд, нельзя договариваться. Если два игрока говорят одновременно – игра начинается заново. Лидером скорее всего является тот игрок, который назовет больше всех чисел.
Рефлексия. Обсуждение занятия. Ребята делятся впечатлениями и мыслями о занятии.
Ритуал прощания
(Прощание: становимся в круг, беремся за руки и дружно говорим «До свидания»).
Занятие 7
Коллаж: «Автопортрет»
Цель: снятие напряжения, раскрытие потенциала ребёнка, повышение самооценки, способствовать созданию ситуации успеха и визуализации подсознательных потребностей.
Задачи: актуализация чувств, снятие психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе, развитие воображения, самосознания,
Необходимые материалы: любые журналы: детские, взрослые, рекламные буклеты, календари, листы формата А3, краски, карандаши.
Ход занятия:
Ритуал приветствии: вербальные и невербальные способы приветствия.
Упражнение «Подарок по кругу»: участники по кругу дарят друг другу один и тот же подарок (невербально). В итоге сравниваются тот подарок, который дарил первый участник с тем подарком, который получил последний участник (по принципу «Сломанный телефон»).
Упражнение «Подарок по кругу 2». Участники по кругу дарят соседям подарок, пытаясь передать его смысл без слов. Адресат старается угадать, что это за подарок.
«Автопортрет»
Для своего портрета дети сами подбирают глаза, нос, рот, волосы. Любые детали можно дорисовать красками, фломастерами. При этом детали могут не подходить друг другу по пропорциям и цветовой гамме.
Техника коллажа полезна для детей, сомневающихся в своих силах, т. к. коллаж не требует умения рисовать. Достаточно подбирать понравившиеся картинки и группировать их. Конечно, такие портреты мало похожи на своих хозяев именно в портретном отношении, но в них видно отношение детей к себе, окружающему миру, их характер, мечты, ценности.
В таком портрете ребёнок воплощает свой образ, украшает себя, делает интереснее, сильнее, успешнее.
Самооценка
Цель: формирование самоотношения
Необходимые материалы: листы бумаги.
Ход занятия:
Игра «Ярмарка достоинств»
Участники игры получают по 2 листа с названиями «продаю» и «покупаю» Ведущий предлагает на одном листе, под надписью «продаю» написать все свои недостатки, от которых он хотел бы избавиться, а на другом листе под надписью «покупаю» написать достоинства, которых ему не хватает в общении. Затем листы прикрепляются на груди участников игры, и они становятся посетителями «Ярмарки», начинают ходить и предлагают купить (или продать) то, что им нужно. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не обойдет и не прочитает все возможные варианты купли-продажи требуемых для него качеств.
Игра «Назови эмоцию»
Передавая мяч по кругу, участники называют эмоции, мешающие общению. Затем мяч передается в др. сторону и называются эмоции, помогающие общению. Эмоции можно выражать разными средствами – через движение, позу, мимику, жесты, интонацию.
Рефлексия. Обсуждение занятия.
Ребята делятся впечатлениями о занятии.
Ритуал прощания.
(Прощание: становимся в круг, беремся за руки и дружно говорим «До свидания»).
Занятие 8
Страх из солёного теста
Цель: развитие самосознания, самовыражение, проработка страхов.
Задачи: снятие психоэмоционального напряжения, развитие воображения, гибкости, ассоциативности мышления, творческое самовыражение.
Необходимые материалы: мука, вода, соль пищевая, чашка для замешивания теста, зубочистки, стеки.
Ход занятия:
Ритуал приветствия: улыбнись всем ребятам, пожелай хорошего настроения
Упражнение «Пластилин и скульптор». Участники делятся на пары: скульптор + пластилин. Скульпторам предлагается слепить из пластилина какое-либо чувство: радость, грусть, злость, обида, любовь, восхищение и т.д. Остальные угадывают, что за чувство представлено.
«Страх из соленого теста».
Ребятам предлагается приготовить тесто по следующему рецепту: смешать стакан муки, стакан соли и воду (количество по необходимости).
Следующим этапом выступает «знакомство» с тестом, изучение его свойств, игра с ним.
Затем детям предлагается слепить предмет, сказочного героя или животное, с которым они себя ассоциируют.
Обсуждение:
Что ты слепил? Нравится ли тебе то, что ты слепил?
Дай характеристики своему герою.
Далее детей просят слепить свой страх таким, каким они себе его представляют.
Обсуждение: Что ты слепил? Что хочется сделать со своим страхом? Трансформируй вылепленный страх таким образом, чтобы он стал не страшным, а смешным или добрым.
Обсуждение: Что получилось в результате работы? Удалось ли выполнить поставленную задачу?
Команда
Цель: повышение уровня навыка работы в команде.
Необходимый материал: теннисные мячики.
Ход занятия:
Четыре ребенка ложатся на полу и по кругу, в центре соединяясь друг с другом ногами. Это ‘’осьминог’’,между его щупальцами( руками детей) расположены ‘’икринки’’(мячики).Остальные дети – ‘’рыбки’’. ’’Рыбки’’ ‘’плавают’’ между щупальцами ‘’осьминога’’ и собирают ‘’икринки’’. ’’Осьминог’’ активно мешает ‘’Рыбкам’’. Побеждает рыбка, которая собрала больше всех ‘’икринок’’. Если осьминог сможет поймать какую-нибудь рыбку и посадить ее в центр круга, то она выбывает из игры. Игра требует от детей высокой концентрации внимания- как от рыбок, так и от осьминога, Поэтому часто наблюдается преобладание негативных эмоций. Взрослый должен вовремя это заметить и переключить детей. Иногда даже целесообразно приостановить игру.
Рефлексия. Обсуждение занятия. Ребята делятся впечатлениями и мыслями о занятии.
Ритуал прощания.
(Прощание: становимся в круг, беремся за руки и дружно говорим «До свидания»).
Занятие 9
Человечки из бумаги
Цель: развитие самосознания, самовыражение.
Задачи: формирование положительных эмоций и сброс негативных, развитие воображения, креативности, творческое самовыражение.
Необходимые материалы: газеты, скотч для обматывания, пластилин и цветная бумага для украшения, клей ПВА, ножницы, фломастеры.
Ход занятия:
Ритуал приветствия: улыбнись всем ребятам, пожелай хорошего настроения
Упражнение
«Человечки из бумаги».
Ребятам предлагается сделать поделку из газет: человечка, животное или сказочное существо.
Показываем, что если смять и сделать шар, то получится голова, если сделать большой овал – туловище. Обязательно надо показать, как обмотать скотчем газету, чтобы она не мохрилась и не торчала в разные стороны, а держала заданную форму. (Дети часто допускают ошибку, стягивая скотчем только места соединения и, в результате, получается мохрящийся цветок, а не поделка и приходиться поределовать).
Человечки могут быть плоские, приклеенные к белой бумаге, а не только объёмные. Человечку можно сделать лицо из цветной бумаги или нарисовать фломастером, придумать ему имя.
«Человечки из бумаги» – это часто спонтанные образы, но дети вкладывают в них подсознательно своё собственное Я и человечки получаются похожими на своих создателей.
Обсуждение:
Что ты сделал? Нравится ли тебе то, что ты сотворил?
Дай характеристики своему человечку.
Далее детей просят слепить свой страх таким, каким они себе его представляют.
Зоопарк
Цель: развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов.
Необходимые материалы: листы бумаги.
Ход занятия:
Игра «Изобрази животного»
Интересно играть командами. Одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позу, походку. Вторая команда – зрители – они гуляют по ‘’зверинцу’’ , ‘’фотографируют животных ‘’ , хвалят их и угадывают название. Когда все животные будут угаданы , команды меняются ролями. Нужно стимулировать детей к тому, чтобы они передавали повадки того или иного животного, а также по своему желанию наделяли какими-либо чертами характера.
Игра «Суперзоопарк»
Игра на актерское мастерство. Участвуют 7-8 человек, каждый выбирает себе любое животное: овца, лошадь, свинья, кошка, собака, крокодил, утконос, шакал зимой, марал в брачный период и т.д. Далее знакомство: каждый по кругу выразительно демонстрирует остальным характерное движение этого животного. После этого, по-очереди, надо показать сначала “себя”, а потом любое другое присутствующее “животное”. Это “животное” получает ход, показывает себя и далее другого зверя. И так далее. Потом можно объявить «суперзоопарк». Это когда все животные демонстрируются максимально утрированно и ярко! Можно играть навылет. Ошибся в передаче хода – выбыл из игры.
Рефлексия. Обсуждение занятия. Ребята делятся впечатлениями и мыслями о занятии.
Ритуал прощания.
(Прощание: становимся в круг, беремся за руки и дружно говорим «До свидания»).
Занятие 10
«В заколдованном замке»
Цель: развитие самовыражения, развитие вариативности мышления.
Задачи: снятие психоэмоционального напряжения, развитие оригинальности мышления, воображения, умение видеть мир в живых образах, передавать характеры, которые могли бы быть у предметов.
Необходимые материалы: мультфильм «Красавица и Чудовище» («Чиполлино») бумага формата А4, цветные карандаши.
Ход занятия:
Ритуал начала занятия (вербальные и невербальные способы приветствия: прикоснись ладошкой , погладь по плечу, поздоровайся улыбкой, скажи приятные слова всем детям, воздушный поцелуй).
Упражнение «Если бы я был»: Участникам предлагается проассоциировать себя с каким-либо предметом.
«В заколдованном замке»: Перед занятием просматриваем отрывок из мультфильма «Красавица и Чудовище». В замке Чудовища все предметы были живыми: умели разговаривать, ходить, петь. «Конечно, это были люди, которых заколдовали. Скажите, а могут ли разговаривать настоящие вещи?» (Ответы детей). «Давайте станем добрыми волшебниками и попробуем оживить предметы».
Детям раздаются рисунки обычных предметов: яблоко, чайник, цветок… Дети дорисовывают к этим предметам глаза, руки ноги, т. е. оживляют их.
Затем дети берут листы формата А4 и цветными карандашами рисуют сюжетные картинки, на которых все вещи и предметы живые, разукрашивают их. (Если комната, то мебель в ней вся с глазками, носиками и т. д.). Дети должны создать картины, в которых вещи взаимодействуют друг с другом.
По результатам проводится обсуждение: Какие чувства вы испытывали в процессе работы? Что вы хотели, чтобы у вас получилось? Что получилось в итоге?
Обсуждение: Какие чувства вызывает рисунок?
Далеко-далеко, в густом лесу
Цель: определение проявления лидерских качеств
Необходимые материалы: стулья по количеству участников
Ход занятия:
В этом возрасте лидерские качества проявляются довольно ярко, обычно они непосредственно связаны с умственным или физическим превосходством. С возрастом эти качества могут пропасть, если их не развивать.
Играющие садятся на стулья, закрывают глаза, и ведущий объясняет правила: произносится фраза «далеко-далеко, в густом лесу… кто?» Один из играющих отвечает, например: «лисята». Если произносятся несколько ответов одновременно, ведущий не принимает их и повторяет фразу еще раз. Иногда играющим бывает сложно решить, кто должен отвечать, но ведущий не должен вмешиваться и дать ребятам самим разобраться.
Когда единственный ответ получен, ведущий говорит следующую фразу: «Далеко-далеко, в густом лесу лисята… что делают?» Ответы принимаются по тем же правилам.
В эту игру можно играть довольно долго, пока не надоест. Или – когда первая фраза станет достаточно длинной, можно начать сначала. Единственное условие: все фразы должны начинаться одинаково: «Далеко-далеко, в густом лесу…»
Обычно получается так, что один или несколько игроков отвечают больше всех. На них стоит обратить внимание – именно они обладают наиболее развитыми лидерскими способностями.
Занятие 11
«Золотая осень»
Цель: развитие самовыражения, снятие напряжения.
Задачи: развивать цветовосприятие, спонтанность проявления эмоций.
Необходимые материалы: листы формата А3, гуашевые краски, палитра, подбор фотографий на осеннюю тематику, ветка рябины, листья, «осенняя музыка».
Ход занятия:
Ритуал начала занятия: улыбнись всем ребятам, пожелай хорошего настроения
Упражнение: «Море волнуется раз…»: участникам предлагается на счет «три» замереть в образе какого-либо персонажа.
«Золотая осень».
Вначале занятия даём возможность детям рассмотреть осенние листья. Обращаем внимание на то, какие листья яркие, разноцветные. Также рассматриваем рябиновую ветку с созревшими ягодами. Воссоздаём в сознании детей образ золотой осени, сияющей разноцветными красками. ( Рассматриваем фотографии на осеннюю тематику).
Затем дети выбирают краски, которые по их мнению подошли для изображения золотой осени заполняют палитру. Из 4 – 5 основных предлагаем получить дополнительные.
Затем под спокойную, «осеннюю» музыку дети пытаются передать своё ощущение осени: разноцветные штрихи, точки, линии. Дети не создают какой – то конкретный предмет, а передают настроение. Попытка передать настроение снимает оценочный критерий. Ребёнок расслабляется и начинает творить спонтанно.
Фотограф
Цель: улучшение эстетического вкуса
Необходимые материалы: фотоаппарат
В начале игры выбирается ведущий – «фотограф». Ведущий должен сделать интересные «фотографии», значит ему надо усадить остальных ребят по своему усмотрению. «Фотографу» предстоит действовать быстро и четко. Кому-то из участников игры он может предложить роль учителя – следовательно, тому надо принять соответствующую позу. Кто-то может стать «полицейским», кто-то «актрисой», кто-то «фокусником».
Каждый из игроков дает свою оценку действиям «фотографа» по пятибалльной шкале. Далее игроки меняются, «фотографом» становится другой. Игра продолжается до тех пор, пока все ребята не побывают в роли «фотографа». А чтобы игра была еще интереснее, можно взять «полароид» и делать моментальные снимки. У лучшего «фотографа», соответственно, снимки получатся качественнее, значит он лучше других умеет добиваться, чтобы окружающие выполняли его требования, и является лидером.
Занятие 12
Кляксография: «Цветы и бабочки»
Цель: создание ситуации успеха.
Задачи: повышение самооценки, развитие мышлении и воображения.
Необходимые материалы: бумага формат А4 (согнутая пополам) на одного ребёнка 2 – 4 штуки, гуашь.
Ход занятия:
Ритуал приветствия. «Здороваемся локтями, пальчиками, спинками».
Упражнение «У нас с тобой общее…»: участникам предлагается кинуть мяч любому человеку из круга и назвать то, что их объединяет.
С помощью толстой кисти на бумагу около сгиба наносим жирную кляксу любого цвета. Затем лист складываем, как книгу и несколько раз разглаживаем. Краска растекается и принимает причудливые очертания. (Особенно интересными получаются пятна чёрного цвета). В таких очертаниях можно рассмотреть человека, животное, растение или что-нибудь ещё. Когда ребёнок не может ответить, на что похожа его клякса, и если очертания кляксы получились не угловатыми, всегда можно увидеть в такой кляксе облако и помочь увидеть его ребёнку.
Затем увиденный образ дорисовываем красками, придавая максимальное сходство.
Обсуждение: Какие чувства вызывает рисунок? Довольны ли вы результатом?
Я самый лучший, а ты?
Цель: повышение самооценки, формирование отношений индивида с группой.
Необходимые материалы: стулья по количеству участников.
Ход занятия
Игра «Я-лучший»
Все ребятишки должны ощутить сплоченность и получить порцию ободрения и одобрения, а в атмосфере взаимовосприятия и хорошего настроения дети хоть на некоторое время позабудут о своих страхах и сомнениях. Игра рассчитана на участие не слишком большого числа детей (от 3 до 5).
Одного из ребятишек под всеобщие возгласы одобрения взгромождают на стул, и на некоторое время мечта оказаться на сцене и заслужить восторженные аплодисменты становится реальностью. Остальные плотным кольцом окружают стул и хлопают в ладоши.
На этом почетном месте должен побывать каждый из игроков, а наслаждение от игры получают и те, в чей адрес раздаются аплодисменты, и те, кто рукоплещет.
Рефлексия.
(Прощание: становимся в круг, беремся за руки и дружно говорим «До свидания»).