Низамутдинова Анастасия Артуровна
педагог-организатор
МБУДО «Центр дополнительного образования детей «Заречье» Кировского района
г. Казани, Республика Татарстан
Актуальность данной темы обусловлена основной базовой целью сфере дополнительного образования – то есть, обеспечивает формирование у обучающихся определенных компетенций, которые будут использоваться в их профессиональной деятельности. Профессионала своего дела в любой области можно назвать компетентным только тогда, когда он умеет грамотно применять свои знания и умения, полученные в ходе обучения. Такие люди весьма востребованы на рынке труда в наше время.
Система дополнительного образования, которая действует в настоящее время, находится на стадии трансформации [4, c. 34]. В 2018 году произошли значительные изменения, а именно внедрен профессиональный стандарт: «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», целью которого являются значительные изменения в системе дополнительного образования, посредством требований к личности и профессиональной компетентности педагогических работников.
Основная задача педагога сегодня – это серьезные профессиональные усилия. Одной из задач дополнительного образования в современных условиях является – адаптация подрастающего поколения к жизни в обществе, к изменениям. А наша реальность меняется постоянно. В дополнительном образовании у каждого появляется возможность найти интересное дело, проявить свои способности, почувствовать себя талантливым, успешным и нужным, привлечь внимание окружающих, чего так часто не хватает подросткам, поэтому здесь нет, и не может быть трудных детей.
Новые задачи, поставленные перед системой дополнительного образования, предъявляют требования к современному педагогу дополнительного образования и ориентированы на развитие в кратчайшие сроки его профессиональной компетентности.
В Профессиональном стандарте педагога понятие «компетенция» трактуется как «способность применять знания, умения, опыт и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности», а «профессиональная компетенция» определяется как «способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач» В словаре А.И. Новикова «Педагогика: система основных понятий» приводится следующее определение компетентности – это «способность (готовность) человека к практической деятельности, к решению жизненных проблем, основанная на приобретенном обучающимся жизненном опыте, его ценностях, склонностях и способностях» [3, с. 80]. В ряде исследований (В.А. Адольф, А.К. Маркова, А.И. Субетто, В.Д. Шадриков и др.)
профессиональная компетентность рассматривается в связи с понятием «профессионализм» и понимается как высший уровень профессионального развития педагога.
Современный педагог дополнительного образования – это своего рода «управленец» всем образовательным процессом, обладающий широким кругозором, соответствующий потребностям общества, устанавливающий связь между участниками образовательных отношений.
Условия динамичного развития общества и социальных установок нынешних реалий предъявляют к компетенциям педагога дополнительного образования высокие стандарты. Ключевым и самым важным качеством педагога считается восприимчивость к инновациям в сфере образования, что позволяет адаптироваться к образовательной среде стремительно изменяющейся в отношении интеграционного процесса системы дополнительного образования.
Формирование профессиональных компетенций педагога сферы дополнительного образования — это разноуровневый и непрерывный процесс, состоящий из «дефицитных» компетенций, определения образовательных траекторий и оценки эффективности исполнения профессиональных компетенций.
На сегодняшний день выделяют следующие направления развития профессиональных компетенций:
– повышение уровня квалификации;
– самообразование педагога;
– участие в образовательной деятельности (посещение семинаров, научных конференций, учительских съездов, участие в конкурсах и исследованиях, создание индивидуального проекта, курсы повышения квалификации);
– совершенствование знаний и овладение современными образовательными технологиями, в том числе, информационно-коммуникативными, современными педагогическими и методическими приемами [2, c. 26].
Деятельность педагога дополнительного образования направлена как на развитие познавательной мотивации детей, так и на решение образовательных задач, отвечающих потребностям детей, что позволит в будущем прогнозировать в различных жизненных ситуациях возможность применения знаний и навыков, полученных в системе дополнительного образования. Именно педагоги дополнительного образования призваны интегрировать усилия по физическому, интеллектуальному и нравственному развитию личности [1, с. 42].
Педагог должен непрерывно развиваться и совершенствовать свою деятельность, накапливать полученный опыт и развивать профессиональные качества и творческой индивидуальности – все эти процессы необходимы для грамотного развития профессиональной компетентности [5, c. 167].
Сегодня востребован педагог «новатор» – создатель собственной профессиональной деятельности, который идет новыми путями. Такой педагог способен мобилизовать свой личный потенциал в современной образовательной среде.
Список литературы
1. Марценковская, Е.А Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования: точки роста / Е.А Марценковская // Образование и самообразование. – 2018. – С. 92.
2. Никульников, А.Н Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования: от условий к эффективному результату / А.Н Никульников // Мир науки, культуры и образования. – 2020. – С. 84.
3. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: Издательский центр ИЭТ,
2013. – 268 с.
4.Семибратова, И.А Оценка профессиональной компетенции педагогов дополнительного образования и их деятельность по обеспечению качества образования / И.А Семибратова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. – 2019. – С. 59.
5. Сластенин, В.А Педагогика: учебное пособие / В.А Сластенин // Издательский центр «Академия». – 2020. – С. 342.