Файзрахманова Ляйсан Мударисовна
учитель начальных классов
МБОУ «Многопрофильная школа №181»
г. Казань, Республика Татарстан
Раздел 1. Понятие интеграции
Сегодня Россия стоит на пути инноваций и модернизации различных сфер жизни. Изменения, происходящие в стране и в обществе, модернизация системы общего образования, образовательная инициатива «Наша новая школа» предлагают новый подход к организации обучения. Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. А для того, чтобы УУД формировались активно и необходимо использовать новые и уже известные технологии обучения.
Одной из технологий обучения, которая помогает ребятам лучше раскрыться, является интегрированное обучение. Интегрированное обучение стирает чёткие границы между предметами. Порой успешное изучение школьниками одного предмета зависит от наличия у них определенных знаний и умений по другому предмету. Например, умение списывать грамотно и быстро текст в большей мере зависит от умения бегло и правильно читать.
Мы всё более отчётливо понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными внутренними связями, так что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других. В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это так же есть основание для интеграции.
В этой технологии «спрятаны» различные виды обучения и воспитания, такие как объяснительно-иллюстративные, проблемное обучение, дифференцированное, программное, развивающее.
Интеграция учебного материала способствует развитию творческого, логического и вариативного мышления учащихся, является одним из существенных факторов воспитания внутренней культуры и личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, людям, жизни.
В интегрированном подходе к обучению привлекательно то, что не нужно специально готовить детей смотреть на мир глазами художников, писателей, музыкантов, математиков, физиков и так далее. Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой, с содержания одного узкого предмета на другой. Именно интегрированные уроки позволяют:
- объединить изучаемые в начальной школе дисциплины за счет использования взаимосвязей между учебными предметами, которые дают возможность выстроить целостное представление об изучаемых явлении, процессе;
- повысить эффективность достижения образовательных целей и задач, которые стоят перед каждым учебным предметом, задействованном в интеграции;
- создать условия для сохранности психического здоровья школьников за счет регулярной рациональной смены видов учебной деятельности;
- развить навыки продуктивного общения и разнообразия учебного материала, приобретения жизненно-необходимого опыта, расширить социальное пространство личности; способствовать более высокому уровню усвоения материала, его повторению, повышать мотивацию обучения, формировать обстановку творческого сотрудничества, активизировать познавательную и поисковую деятельность, способствовать восприятию целостной картины мира.
Раздел 2. Уровни интеграции в образовании
Интеграция в современной школе идет по нескольким направлениям и на разных уровнях. Эти уровни: внутрипредметный и межпредметный.
- Внутрипредметная интеграция включает:
- фрагментарную интеграцию, которая включает отдельный фрагмент урока, требующий знаний из других предметов (интегрированные задания);
- узловую интеграцию, когда на протяжении всего урока учитель опирается на знание из других предметов, что составляет необходимое условие усвоения нового материала (интегрированный урок).
- Следующий уровень – межпредметная интеграция, которая объединяет знания разных наук для раскрытия того или иного вопроса (интегрированные курсы, блоки уроков)
Раздел 3. Интегрированный урок и интегрированные задания
Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия обучающимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.
Интегрированные уроки очень большие, объемные, сложные, требуют определенной подготовки учителя и обучающихся. Такие уроки нельзя проводить часто, так как они теряют новизну и интерес.
На основе анализа психолого-педагогической литературы сформулируем следующие требования к интегрированным урокам:
1. Тщательно разработать конспект урока. Продумать цели урока. Подготовка к интегрированному уроку начинается с составления подробного конспекта урока. Каждый этап урока расписывается и указывается время, затраченное на этот этап. Педагог заранее продумывает ход урока и прогнозирует все возможные паузы, связанные с наглядностями и раздаточным материалом.
2. Учесть психолого-педагогические характеристики класса.
3. Продумать использование внепрограммного материала рассматриваемой темы.
4. Создание ситуации успеха у каждого обучающегося.
5. Приготовить оборудование. Обычно на интегрированных уроках немало учебного оборудования: от карточек до мультимедийного оборудования.
Можно привлекать обучающихся к подготовке интегрированного урока, заранее предлагая им подготовить некую часть нового материала. Таким образом, интегрированный урок будет ролевым.
Интегрированные уроки могут быть любых типов:
1. Уроки овладения новыми знаниями.
2. Уроки формирования и совершенствования умений.
3. Уроки обобщения, систематизации знаний и умений.
4. Уроки повторения, закрепления знаний и умений.
5. Контрольно-проверочные уроки.
Но в форме интегрированных уроков целесообразнее проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но один из нескольких предметов является ведущим.
Сейчас Вашему вниманию предлагаем видео – фрагмент интегрированного урока окружающего мира по теме «Путешествие по рекам России». После урока мы с вами определим, какие предметы были задействованы при составлении плана данного урока.
Раздел 4. Заключение.
Потребность в проведении интегрированных уроков очевидна и обусловлена рядом причин:
1) нестандартная форма проведения интегрированных уроков всегда вызывает к ним интерес. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учащихся на высоком уровне, что позволяет говорить об эффективности урока. Такие уроки служат развитию у учащихся воображения, внимания, мышления, речи, памяти, снимают утомляемость за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес;
4) необходимость интеграции в образовании продиктована интеграцией в современном обществе, которому необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты;
5) интеграция дает возможность для самовыражения, творчества учителя;
6) интегрированные уроки способствуют повышению мотивации учения, формированию разносторонне развитой личности.
Интегрированный вид обучения не является новым, но используя его и знакомя своих коллег с опытом своей работы, следует сказать, что данный вид работы очень интересен как для педагога, так и для самих учащихся.
Разработка и проведение интегрированных уроков – это постоянное повышение своего профессионального мастерства, расширение методических знаний, которые помогают формировать познавательный интерес к изучаемым предметам, которые часто связаны с серьезными затруднениями.