Масабурова Гулхумар Пазилжановна
воспитатель
Детский сад №81 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения
г. Казань, Республика Татарстан
Лэпбук – это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которое однажды начавшись, будет длиться всю жизнь, так как если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать ребенку уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
Поэтому мною был разработала лэпбук по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста.
Идеи игр может быть и не новые, но когда я объединила их вместе, получилось очень удобное и много функциональное пособие, которое может быть использовано в индивидуальной и подгрупповой работе, а также как диагностический материал. В него вошли игры на различение величины, цвета и формы.
Многие авторы работ о применении лэпбуков в дошкольном образовании подчёркивают, что оптимальный возраст для начала занятий с тематическими папками – 5 лет. Да, конечно, дети 5-7 лет могут уже принимать активное участие не только в работе с готовыми лэпбуками, но и в изготовлении своих собственных тематических книжек. И содержание этих интерактивных книг более насыщенное, более научное. Но я убеждена, что и в младшем дошкольном возрасте лэпбук может стать таким же эффективным средством всестороннего развития малыша. Его умелое применение будет способствовать развитию пытливости и гибкости ума, интереса к явлениям окружающей жизни, художественно-эстетическому, социально-коммуникативному, эмоциональному и творческому развитию. Главное, соблюдать некоторые условия при изготовлении лэпбуков. И когда создавала свой лепбук, я эти условия исполнила:
- во-первых, мой лэпбук для малышей красочный. Ведь непроизвольное внимание в младшем возрасте могут привлечь только яркие, бросающиеся в глаза элементы;
- во-вторых, я сделала лепбук достаточно крепким. Движения младших дошкольников ещё недостаточно точны и скоординированы, а бережному, аккуратному отношению с книгой малыши только учатся, поэтому для изготовления лэпбуков выбирала достаточно толстый и прочный материал;
- третье условие – дети играя с лепбуком могут активного манипулировать его структурными компонентами. Созданный мной лэпбук для малышей получилась как книжка-игрушка, в которой большинство элементов активно двигаются и дают толчок к возникновению новой занимательной игры;
- четвёртое – доступность содержания. В младшем возрасте малыши любят многократное повторение давно знакомого содержания, поэтому в лэпбук включила материал, предварительно изученный, соответствующий возрастным возможностям детей. Не один раз возвращаясь к игровым заданиям, дети прочно закрепят и систематизируют знания по предложенной теме. Но это вовсе не означает, что исключаются задания, где ребёнок должен применить свои знания в новых условиях. Я не забыла про гибкость и самостоятельность мышления;
- пятое — вариативность. Для поддержания длительного интереса к теме содержимое кармашков регулярно меняю, дополняю новыми заданиями.
Цель лэпбука: развитие сенсорной культуры детей, сенсорных представлений о цвете, форме, величине, целостного восприятия ребенка.
Содержание: лэпбук содержит пособия на развитие сенсорной культуры ребенка (закрепление основных цветов, величины, геометрических форм, тактильных ощущений) представлений о цвете, форме, величине, целостного восприятия ребенка.
Актуальность: Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Тема актуальна, потому что успешность познавательного развития определяется уровнем развития сенсорных процессов. Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей; являются одним из наиболее важных занятий для развития детей дошкольного возраста, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Сенсорное развитие – фундамент формирующегося интеллекта.
Дидактические игры, представленные в лэпбуке:
1.Игрушки
Цель: учить детей складывать из двух частей целое изображение, познакомить с игрушками, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук и координацию движений.
Ход игры:
Разложить разобранные картинки, показать ребёнку одну деталь и спросить, что на ней нарисовано, предложить ребенку найти недостающую половинку.
2. Круги
Цель: развивать представления о величине, форме, цвете; умение называть геометрическую фигуру (круг).
Ход игры:
1.Разложить все цветные кольца. Предложить ребёнку найти кольцо определённого цвета и собрать из них круг вкладывая кольца друг в друга (по размеру).
2.Разложить все кольца на столе и предложить ребенку построить гирлянду из колец, соблюдая определённую закономерность по размеру, например,
– большой-маленький-большой-маленький,
– большой- средний –маленький-большой и т.д.
3.Использовать кольца в качестве конструктора. Предложить ребенку построить снеговика цветок мишку неваляшку, накладывая кольца друг на друга, можно получать новые формы и фигуры.
3. УГОСТИ.
Цель: закрепить знания детей о том, чем питаются разные домашние и дикие животные. Развивать мышление, внимание, слух, навыки звукоподражания. а также развивать мелкую моторику рук. Учить произносить слова отчётливо и внятно. Воспитывать бережное отношение к диким и домашним животным.
Ход игры:
1.Рассмотреть и назвать животных, обсудить кто что ест. Необходимо прикрепить животных на круг таким образом, чтобы обозначить правильное соответствие животного и пищи, которой он питается.
2.Обсудить какие звуки произносит каждое животное.
4. ЦВЕТНЫЕ ФИГУРЫ
Цель: Учить детей различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Учить видеть форму предметов, соотносить её с названием геометрических фигур.
Ход игры:
Рассмотреть вместе с ребенком геометрические фигуры. Попросить назвать все фигуры. Уточнить, сколько всего фигур, какого они цвета? Предложить ребенку найти в комнате и назвать предметы круглой, квадратной, треугольной формы.
5. ЧЕЙ МАЛЫШ?
Цель: учить детей подбирать “малыша” к “маме», различать взрослых животных и их детёнышей. Закреплять знания детей о домашних животных.
Ход игры:
Разложить на столе картинки детёнышей домашних животных и предложить найти каждому детёнышу его маму. Например, «У собаки есть сынок, и зовут его …(щенок)»; «У мамы коровы сыночек … (теленок)»; «У кошки …(котенок)» и т.д. Задать детям вопросы, например, «Как мама собака зовет своего щенка?», «Громко или тихо отвечает щенок?», «Покажите, как отвечает щенок» и т.п. Меняя силу голоса, подражать какому-либо животному, а дети определяют, какое это животное, мама или детеныш, находят картинку и селят в домик. Дети хором и по одному, меняя силу голоса звукоподражают маме и детенышу.
6.ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР.
Цель: развивать связно речи её диалогической формы (умение повторять несложные фразы отрывки из хорошо знакомо сказки в совместной деятельности с взрослым).
Литературы:
1.Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф.— Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162–164.
2.Лэпбук, как новейший способ систематизации знаний. [Электронный ресурс] /Режим доступа:http://active-mama.com/lepbuk-kak-novejshij-sposob-sistematizacii-znanij.html