Бабушкина Карина Артуровна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №35»
г. Казань, Республика Татарстан
Характеристика приёма: суть, преимущества, недостатки
Мозговой штурм — это приём, который решает образовательные задачи с помощью стимулирования творческой активности ребят. Он был придуман в 1953 году Алексом Осборном, специалистом по рекламе из Америки, который был убеждён, что главным препятствием на пути поиска нетривиальных идей является страх критики. Совместная работа над решением конкретной проблемы это опасение сводит на нет. Суть приёма заключается в продуцировании новых идей в процессе работы в группе. Мозговая атака предполагает объединение усилий всех участников обсуждения и развитие идей друг друга, а также выбор наиболее перспективных, практичных и удачных предложений.
Мозговой штурм удобен тем, что не требует никакой подготовки со стороны учеников.
Среди недостатков можно выделить следующее:
- сложность применения приёма для проведения дискуссий — процесс обсуждения тяжело контролировать;
- отсутствие критериев оценивания работы (естественно, что вклад каждого члена группы неравнозначен, поэтому оценки будут различаться, а это, в свою очередь, может вызвать напряжение отношений внутри коллектива);
- трудности при выборе наиболее удачных и перспективных идей.
Правила организации работы на уроке с помощью метода
Эффективность использования приёма на уроках определяется тем, насколько правильно учитель сформулировал проблемный вопрос и сформировал рабочие группы.
В каждой группе необходимо выделить две подгруппы:
- генераторы (выдвигают предложения, создают банк идей);
- аналитики (обрабатывают предложенные варианты, формулируют решения).
Для старшеклассников возможно совмещение этих полномочий: сначала все ребята предлагают идеи, а затем коллективно обсуждают. Такое объединение становится возможным только тогда, когда учащиеся смогли попробовать себя и в роли генератора, и в роли аналитика, то есть имеют представление о работе каждого участника мозгового штурма. Но на начальном этапе всё же лучше формировать группы исходя из личностных качеств детей: активные и любопытные школьники отлично справятся с предложением различных идей, а спокойные и вдумчивые — с анализом и построением доказательной базы для этих мыслей. Нужно определить, кто из учеников будет генератором, а кто станет аналитиком в группе.
Чтобы работа шла слаженно и быстро, педагогу необходимо соблюдать ряд правил:
- темы должны быть интересны школьникам (как правило, такими являются проблемы, имеющие несколько возможных решений («Как дальше могла бы сложиться судьба Дубровского?»);
- необходимо следить за тем, чтобы мысли не повторялись (эта особенность часто проявляется в работе с младшими школьниками — они начинают перефразировать чужие идеи, поэтому нужно направлять их в русло новых предложений);
- обязательно следует формировать равнозначные группы (если все активные ученики будут собраны в одном объединении, то эффективной работы не получится).
Все идеи должны быть зафиксированы.
Обучение в рамках приёма мозговой атаки строится в три этапа:
Наработка банка идей. Для того этапа необходимо выделить около 15 минут. Все предложения ребят фиксируются учителем, лучше всего делать это на доске — так каждый ученик будет чувствовать важность личного вклада в работу группы. На этой стадии ни в коем случае нельзя критиковать и комментировать мысли ребят.
Аналитика. Это основная стадия работы, во время которой происходит коллективное обсуждение, критика всех идей. Детям нужно найти плюсы и минусы каждого предложения, а задача учителя — подкорректировать и усовершенствовать ход мыслей учащихся.
Выбор. Из всех решений, предложенных и проанализированных, выбираются наиболее удачные, интересные и практичные.
«Особенность романа «Дубровский» и возможные пути развития событий?»
Все прозвучавшие мысли:
- Нет линейного повествования
- Конфликт переходит «по наследству»
- В основе романа лежит историческая действительность
- Принципиальные различия одного сословия
- Вопрос истинности чувств Маши и Владимира
- Достоинства и недостатки главного героя
- Решения Владимира относительно своего дома
- Название произведения носит имя бедного помещика
- Открытый финал
Какие выводы можно сделать из получившихся результатов и как это связано с темой тренинга?
На основе высказанных мыслей можно сделать вывод, что Пушкин, раскрывая историческую действительность, раскрывает особенности взаимоотношений между помещиками, когда от произвола крепостников страдали не только простые люди, но даже бедные дворяне. Раскрывает главного героя не только как оплот морали, но и как разбойника, который не считает себе ровней своих друзей. Показывает через последовательность действий и принятых решений, что истинной любовью любил только Владимир.