Насыбуллина Лилия Равилевна
Давыдова Ольга Николаевна
МАДОУ «Детский сад №407
комбинированного вида»
г. Казань, Республика Татарстан
Цели: Познакомить с картиной художника; закрепить знания о жанре картины; продолжать развивать умение придумывать название произведению; закрепить знания о сказочных героях и их характерных чертах; упражнять в подборе эпитетов к слову лес; учить придумывать окончание рассказа, предложенного воспитателем, и высказывать своё мнение о картине.
Оборудование: Цветные карточки с буквами, картина художника В. Беспалова «Баба Яга», разрезные картинки к сказкам о Бабе Яге; краски, кисти, бумага, салфетки, гуашь; аудиозапись с мелодиями.
Ход занятия:
“Здравствуйте» (становление эмоционального контакта).
Воспитатель: Сегодня к нам гости пришли, поприветствуем их.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, беленький снежок!
Здравствуй утро, здравствуй день
Нам здороваться не лень
Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!
Улыбнемся, подмигнем,
Познавать мы мир начнем.
(Дети выполняют движение по тексту)
Звонок
Воспитатель:
Нам пришло видео письмо, но от кого не понятно,
Видеописьмо: (голос)
Здравствуйте, сладенькие!!!
Я посылаю вам зашифрованное слово и загадки, о моих друзьях и недругах. Отгадайте, что за слово я зашифровала. Вам подсказка : Первый звук в слове, это и есть первая буква в зашифрованном слове. Удачи вам.
Загадки: (загадывает баба-яга, аудиозапись)
-Назовите моего друга
Он разбойник, он злодей,
Свистом он пугал людей.
(Соловей-разбойник.)
-А вот вам загадка – обманка
Он живет в глуши лесной,
Сердца моего герой.
Он костями громыхает
И в округе всех пугает.
Это что за старичок?
Ну конечно, …Пятачок
Нет Кощей Бессмертный.
-Утащили мои птицы
Кроху-братца у сестрицы,
Но сестричка, хоть мала
Все же малыша спасла.
Как звали эту девчонку
(Аленушка)
–Я красив, силён, могуч,
Я грознее грозных туч,
И умнее всех, нет слов, –
Много у меня голов.
(Змей Горыныч персонаж многих русских народных сказок.)
–В зеленой тине, как лягушка,
В болоте прячется старушка.
Моя дорогая подружка.
И жизнь ей в радость беззаботная.
А кто она? (Кикимора болотная)
-Победил Кощея, Змея,
Наказал за все злодеев,
Не поддался на обман
Кто это? – Добрый молодец… (Иван)
(Дети отгадывают загадки и открывают слово «СКАЗКИ»)
Б.Я: (аудиозапись)
Догадались, кто я?
Нет, тогда вам еще одна подсказка обо мне
В лесу живёт одна старушка.
Есть у неё чудо избушка.
Она летает на метле.
Детей ворует на заре.
И костяная у неё нога,
А зовут её … (Яга)!
Показывается Баба Яга (видеозапись)………(Проблемная ситуация)
Б.Я: А вот вспомните и узнайте, где я могу еще появляться?
Дети рассказывают о том, где можно увидеть Бабу Ягу.( сочиняют сказки, иллюстрации на обложках книг и в книгах, стихах и т.д.)
– Вспомните, сказки с моим участием ….
– Попробуйте, соберите мои фотографии. Я очень постаралась их перепутать. Уж даже не знаю, сможете ли.
Воспитатель: ребята, я что-то ничего не вижу, а вы?
Б.Я.: загляните за дверь, там найдете что-то интересное.
(Воспитатель забирает задание. Дети помогают разложить .)
(Перед детьми лежат пазлы с изображением Бабы Яги с разным настроением. Дети собирают пазл и озвучивают свой вариант). Молодцы.
Воспитатель: Есть стихи, где строчки посвящены жилищу Бабы Яги:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…
Воспитатель: Есть песни о нашей героине.
(включить песню из мультфильма «Летучий корабль» о Бабе Яге)
Логопед: Ребята, в коробке ещё что-то есть. Достает, читает («А хотите, обо мне узнать подробнее, вот вам ещё задание. Составьте слова из букв:
Ночка зимняя светла.
Бабушка Яга в полёте.
Ей не нужно самолёта.
Для полёта есть
М А Е Л Т
Осветилась ночь луной.
Бабушка Яга в тулупе,
Ведь зима. Гребёт метлой,
А летит она на
С У Е П Т
Логопед: А еще я вам хочу сказать, что есть картина В.Беспалова «Баба Яга».В……. Беспалов очень любит русские сказки.(ЕЩЕ ДОБАВИТЬ)
-Посмотрите внимательно и скажите, о ком и о чём эта картина?
-Что изображено на картине? (Ответы детей).
-Какой художник изобразил Бабу Ягу? (Ответы детей).
-Почему у неё грустное лицо? (Ответы детей).
-В какой позе и на чём сидит Баба Яга? (Ответы детей).
-Что на картине окружает Бабу Ягу? (Ответы детей).
-Какими художник нарисовал лес, небо? (Ответы детей).
-Какое название вы придумаете для картины? Почему? (Ответы детей).
-Какие чувства вызывает у вас картина? (Ответы детей).
-Какое на этой картине настроение у Бабы Яги, у природы? (Ответы детей).
Игра «Остановись мгновенье»
Логопед: Что-то у нас грустная Баба Яга получается. Я думаю, что настроение у Бабы Яги бывает разным. Сейчас мы с вами увидим, какой может быть наша героиня.
Воспитатель предлагать изобразить при помощи мимики, позы определенное настроение.
Предлагаемые варианты: радость; кто – то сердится; удивление; очень добрый человек; испуг; самый счастливый человек.
– Ребята, я предлагаю вам запомнить вот это последнее остановившееся мгновенье. И мне очень хочется, чтобы у всех нас в жизни таких мгновений было как можно больше.
-А сейчас предлагаю вам придумать рассказ о нашей картине. Я начну , а вы мне пожалуйста помогите: «На берегу таинственного пруда, на поляне, в дремучем лесу жила-была одинокая Баба Яга. Не было у неё ни родных, ни друзей, лишь избушка на курьих ножках, кот-ведун да филины. Никто её не любил, а только боялись да ругали. Вот и стала она такой недоброй к людям. Шли год за годом, надоело Бабе Яге так жить: села она перед избушкой и Задумалась…»
– Подскажите, о чём могла задуматься Баба Яга? Как она решила изменить свою жизнь?
(После высказывания детей воспитатель предлагает свой вариант окончания сказки).
-«Думала-думала Баба Яга и решила: «Помирюсь-ка я со всеми, кого когда-либо обидела, Уберу избушку, наряжусь в праздничную одежду, напеку пирогов румяных и приглашу в гости….».
-Кого она пригласит в гости? (Ответы детей). « Собралось много гостей у Бабы Яги, и все были рады и счастливы».
Воспитатель: Сейчас мы с вами немножечко пошалим.
Физкультминутка:
В тёмном лесе есть избушка – ( шагают)
Стоит задом наперёд – (поворот)
А в избушке есть старушка – (грозят пальцем)
Бабушка Яга живёт – (грозят пальцем другой руки)
Нос крючком – (показывают пальчиком на нос)
Глаза большие – (показывают)
Словно угольки горят – (покачивают головой)
Ух, сердитая какая! – (бег на месте)
Дыбом волосы стоят – (руки вверх)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего здесь лежат бумага и краски? (Ответы детей).
Я предлагаю вам нарисовать лес, где живет Баба – Яга. А рисовать мы с вами будем по мокрому листу. Сначала мы нанесем воду на лист с помощью губки, а затем нарисуем деревья. Дети рисуют под тихую музыку.
Звонок
(Появляется баба – Яга на экране)
Стойте, стойте. Подождите, мне очень понравилось с вами общаться. Я бы хотела, чтобы на ваших рисунках появилась я. Вы ведь рисовали мой лес? (да). Он у вас какой получился? (дремучий) А какие деревья нарисовали? (Елки, сосны) Примите от меня мои фотографии.
Ребята, выберите рисунки с фотографиями бабы – Яги и приклейте их на свои рисунки.
Спасибо вам за интересные рисунки, вы все хорошо потрудились. Ваши работы мы разместим на нашей выставке.
Воспитатель: Верить в сказку – это счастье.
И тому, кто верит
Сказка обязательно
Отворит все двери.