Александрова Наталья Владимировна
воспитатель
МБДОУ № 31 «Аленушка»
г. Бугульма, Республика Татарстан
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Маленький ребенок по сути своей – неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать
Познавательное развитие по ФОП в ДОО предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.
Основными принципами дошкольного образования являются:
― поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
― формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Приоритетным направлением в моей работе является формирование у детей элементарных естественнонаучных представлений. С этой задачей мне помогает справляться организация опытно – экспериментальной работы.
Так как метод экспериментирования занимает одно из главных мест в работе с детьми, мы пришли к выводу, что необходимо в группе создать «Центр науки» и «мини-лабораторию» для экспериментирования, в которой можно разместить различные игры, книги, материалы и оборудование (лупы, мерные емкости, образцы песка, глины, природный, бросовый материал и т. д.).
Дошкольный возраст – это период интенсивного когнитивного и эмоционального развития. В этот период ребенок начинает активно интересоваться окружающим миром, задавать вопросы и стремиться к самостоятельным открытиям. Экспериментирование становится для него естественным способом удовлетворения этой потребности.
Посредством простых опытов и наблюдений ребенок учится исследовать окружающую среду, анализировать результаты своих действий, формулировать гипотезы и проверять их. Например, играя с песком и водой, он узнает о таких понятиях, как плотность и объем, а наблюдая за растением, которое растет на окне, осознает, что живым существам нужна вода и свет.
Опытно-экспериментальная деятельность способствует развитию у ребенка целого ряда познавательных способностей.
Прежде всего, это способность к анализу и синтезу, которая проявляется в умении выделять отдельные элементы и обобщать полученные данные. Кроме того ,развивается критическое мышление, так как ребенок учится задавать вопросы и искать на них ответы.
Еще один важный аспект-формирование навыков самоконтроля и рефлексии. В процессе экспериментов дети учатся оценивать правильность своих действий, а также понимать, почему полученный результат может отличаться от ожидаемого. Это, в свою очередь, способствует развитию научного мышления.
Роль взрослого в организации экспериментальной деятельности дошкольников трудно переоценить. Педагоги и родители должны создавать условия для проведения опытов, обеспечивать безопасность, а также направлять процесс познания, не ограничивая при этом инициативу ребенка. Важно, чтобы взрослый был не только наблюдателем, но и активным участником процесса, который может предложить идеи для экспериментов, задать наводящие вопросы и помочь ребенку проанализировать результаты.
Кроме того, взрослые должны поощрять стремление детей к экспериментированию, поддерживая их интерес к новым открытиям. Для этого можно использовать различные материалы, проводить занятия на природе, вносить элементы игры в процесс исследования.
Примеры опытно-экспериментальной деятельности могут быть самыми разнообразными. Например, изучение свойств воды может включать в себя наблюдение за таянием льда, определение, какие предметы тонут, а какие плавают, исследование испарения воды.
Другая интересная тема для экспериментов – это воздух. Дети могут надувать шарики и наблюдать, как воздух удерживает их форму, создавать простые ветерки с помощью вееров или проводить эксперименты с бумажными самолетиками.
Способность магнитов притягивать железные предметы завораживает Попробуйте показать малышу все грани таинственной силы магнитов. Как? С помощью игры, конечно!
Что такое тень и как она появляется? Почему тень бывает только от непрозрачных предметов? От чего зависит размер тени? Как с помощью пальцев рук на стене показать силуэты разных животных? Игры для детей, в которых используют лампы, фонарики, тени, хороши тем, что не требуют особых затрат. Кроме того, они помогают развивать в ребенке такие качества, как воображение и любознательность.
Эксперименты с растениями, такие как выращивание бобов в банке или наблюдение за прорастанием семян, позволяют детям на практике увидеть, как растут растения, каковы условия для их развития.
Опытно-экспериментальная деятельность является необходимым методом познания окружающего мира для дошкольников. Через эксперименты дети получают уникальный опыт, который закладывает основу для их дальнейшего обучения и развития. Поощряя экспериментирование, взрослые помогают детям лучше понять мир, развить важные познавательные и личностные качества, а также воспитать интерес к науке и открытиям.