Салахов Ильяс Ирекович
воспитатель
ГБОУ Детский дом приволжского района
г. Казань, Республика Татарстан
Психические особенности детей-сирот и их коррекция
Как показывают исследования, проведенные в специализированных учреждениях, недостаток постоянных эмоциональных связей с взрослыми и нарушенные условия взаимодействия могут привести к серьезным задержкам в психическом развитии. Эти отклонения можно частично скорректировать с помощью психологической поддержки со стороны наставников и приемных родителей.
Психологическая важность наставничества и приемных семей для детей-сирот
Основной проблемой детей, находящихся в системе общественного воспитания, является отсутствие стабильных эмоциональных связей со взрослыми, которые формируют основу полноценного психического развития в раннем возрасте. Взаимодействие ребенка с наставником или приемными родителями помогает частично компенсировать дефицит привязанностей и эмоциональной поддержки, столь необходимых для нормального развития личности.
Семьи, которые решают принять ребенка из детского дома, часто сталкиваются со стереотипами: им говорят, что “после детского дома невозможно жить в семье”, “что если он будет курить и воровать”, или даже “вдруг у него плохая генетика”. Однако воспитывать приемного ребенка — это, безусловно, отличается от воспитания родного, но в этом нет ничего пугающего. Вместе с психологами, мы можем лучше понять, чего ожидать в период адаптации, какие особенности поведения детей стоит учитывать, и какие упражнения помогут установить доверительные отношения. Эти особенности могут быть полезны не только для приемных родителей, но и для родителей, воспитывающих родных детей.
Психические особенности детей-сирот
- Они не доверяют взрослым. Одной из главных особенностей детей, воспитывающихся в детских домах, является отсутствие базового доверия к взрослым. Это доверие формируется в первые годы жизни, когда ребенок должен получать мгновенный отклик на свои потребности. В учреждениях же, из-за строгого распорядка дня, дети часто получают необходимое уже после того, как они долго вымучивали желаемое, что приводит к закреплению ощущения, что они никому не нужны. Эта эмоциональная травма, несмотря на кажущуюся простоту, глубоко влияет на формирование доверия к новым взрослым, включая приемных родителей.
- Проблемы с границами. Невозможно переоценить значение Матери, ведь именно она с помощью игры помогает ребенку сказать первые слова, дарит тепло и чувство безопасности. Дети, не получившие достаточного телесного контакта, плохо понимают свои собственные границы, что проявляется в поведении. Эти пробелы в эмоциональном развитии можно компенсировать с помощью специальных упражнений, разработанных психологами. Одно из таких упражнений — “знакомство с собой” (скажи 5 существительных о себе: «я играю в компьютер – я игрок, я хожу на бокс – я спортсмен…») где приемные родители помогают ребенку восстановить связь со своим телом и историей, используя визуализацию и тактильные методы.
- Им труднее формировать привязанности. Механизмы привязанности закладываются в первые месяцы жизни, и если в это время ребенок находится в учреждении, где нет одного постоянного взрослого, способного о нем заботиться, у ребенка возникают трудности с доверием и привязанностью. Преодоление этих проблем требует времени и внимания, а также понимания со стороны приемных родителей, что доверие формируется через стабильные и последовательные взаимодействия.
- Борьба за внимание. В каждой родной семье дети борются за внимание родителей, и тем более приемные дети не являются исключением. Важно установить четкие правила и иерархию в семье, где каждый ребенок чувствует себя ценным. Регулярное время, проведенное с каждым ребенком индивидуально, помогает предотвратить чувство ненужности и усиливает уверенность ребенка в своей значимости для родителей.
- Восстановление эмоциональных связей. Регулярное и стабильное общение с приемными родителями или наставником помогает детям формировать доверительные отношения, что является важным условием для коррекции нарушений в эмоциональной сфере. Одним из методов работы является «история о моей дороге», где ребенок и приемные родители вместе вспоминают и визуализируют все важные этапы его жизни, благодарят тех, кто заботился о ребенке на каждом этапе, что помогает ребенку осознать и принять свою историю.
- Поддержка в процессе социализации. Приемные родители и наставники помогают ребенку адаптироваться к новым условиям, обучая его правилам взаимодействия в семье и обществе. Это важно не только для успешной интеграции ребенка в семью, но и для его дальнейшей социализации.
Наставничество и приемная семья — это ключевые элементы психологической поддержки детей-сирот, которые позволяют минимизировать последствия эмоциональной депривации и стимулировать психическое развитие ребенка. Учитывая глубину и масштаб отклонений, возникающих в результате дефицита общения с взрослыми, такие формы взаимодействия становятся важными составляющими системы реабилитации детей, лишенных родительской опеки. Не стоит забывать, что приемная семья или наставник способны помочь ребенку, а иногда они даже усугубляют проблемы детей.