Хабирова Наиля Инзиловна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №19 г. Лениногорска» МО «ЛМР» Республика Татарстан
(Для воспитанников подготовительной группы)
Цель. Обобщать знания детей об объектах живой и неживой природы.
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие. Расширять возможность речевого общения ребёнка со взрослыми и сверстниками: развивать умения считаться с желаниями других воспитанников.
Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру: к природе, лесу, его обитателям, чувство доброты, сопереживания ко всему живому.
Познавательное развитие. Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта , его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы. Развивать поисково – познавательную деятельность детей как интеллектуально – личностное, творческое развитие. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.
Речевое развитие
Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища; развивать умение поддерживать непринуждённую беседу.
Художественно – эстетическое развитие
Формировать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения.
Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира
Физическое развитие
Развивать знания о положительном влиянии природы для здоровья человека.
Планируемые результаты: Ребенок проявляет активность, умеет поддерживать беседу на заданную тему, активно взаимодействует с воспитателями и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Методы и приемы:
Наглядные: показ, демонстрация, работа с перфокартами.
Словесные: художественное слово, беседа, вопросы – ответы.
Игровые :сюрпризный момент, игровое упражнение «Здравствуй, дерево!» (Птица, животное), игры: «Чей след?», «Правила поведения в природе», игровое упражнение «Добрые камешки»,
Практические: познавательно-исследовательская деятельность («Как животные шубу меняют», «Почему снег белый?»
Материалы и оборудование.
Перфокарты: “Чей след?”, “Оцени поступок”, цветные камешки, силуэты деревьев для оформления группы, иллюстрации с изображением Эколят9: Умницы, Шалуна, Елочки, Тихони. Кусочки меха, коры дерева, снежинки вырезанные из прозрачной бумаги,
Предварительная работа.
Дидактические игры: “Птицы, животные, нашего края”, «Отгадай чей след», “Оцени поступок”. Чтение познавательной литературы: «Зеленые страницы» сост. С.Сахарнов,«300 страниц про зверей и птиц» сост. С.Сахарнов., Т. Ш. Крюкова «Лесной календарь».разбор проблемных ситуаций и их решение природоохранного содержания, просмотр видеороликов «Природа родного края», «Сохраним природу», загадывание загадок, чтение художественной литературы о природе и животных.
Ход совместной деятельности
Организационный момент
«Здравствуйте, ребята, к вам обращаются: Шалун, Умница, Тихоня и Елочка. Вы, наверное, уже догадались кто мы? Мы Эколята – мы защищаем Природу, но нам нужна ваша помощь. Природа в беде и одни мы не успеваем в разные местах нашей Земли спасать растения, животных и птиц. Не могли бы нам помочь? Но что бы стать юными Эколятами вы должны доказать, что вы любите природу и готовы ее защищать. Вы должны выполнить наши задания. Если вы справитесь с ними, вас ждет сюрприз. Вот вам мешочек с цветными камешками и задания, которые вы должны выполнить. За каждый правильный ответ вы будите получать по камешку, в конце путешествия они вам пригодятся.Удачи вам ребята».
Воспитатель: Ну, что ребята, что будем делать? Будем помогать?
Воспитатель: Как вы думаете, легко ли будет нам найти его? Встретятся ли на нашем пути трудности? (ответы детей). Ребята, вы сможете доказать, что вы в любую минуту придете на помощь природе и ее обитателям? (Ответы детей) Тогда мы можем отправляться в путь. Я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения и сразу окажитесь в лесу…
Встали. Приготовились…
В Королевство Природы попасть легко,
Не надо ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг
Теперь в ладоши хлопнем так:
Один хлопок, ещё хлопок-
И вот уж виден весенний лесок,
И вот уж деревья зачастились
Шумит-волнуется ручей,
Над ним синеют небеса,
Откройте поскорей глаза.
Воспитатель: – Лес сказочно красив! А вы как думаете? (Ответы детей) Но нам он незнаком, мы в нем ни разу не были. А когда кто-то, с кем-то не знаком, что нужно сделать? (Ответы детей). Правильно, нужно познакомиться. Вот сейчас вам предстоит познакомиться с лесными обитателями.
Игровое упражнение “Здравствуй дерево” (животное, птица) Дети задают воспитателю вопросы, воспитатель отвечает на них, дети определяют название дерева, на экране видеопроектора появляется изображение данного дерева. Аналогично проходит игровое упражнение «Здравствуй птица», «Здравствуй, животное!»
Вопросы
«Здравствуй, дерево!» Какого ты будешь роста, когда вырастешь?
Какие у тебя будут листочки? (Какой формы?)
Какая кора? (гладкая или морщинистая? Какого цвета?)
“Здравствуй, птица!”
Вопросы
Где ты зимуешь, птичка?
Какая ты по величине?
Какого цвета у тебя оперенье?
Какие ты издаешь звуки?
Слайд №3 Изображение синицы
Здравствуй, животное!»
Вопросы
Какой у тебя домик?
Какого цвета шерсть?
Чем ты питаешься?
Воспитатель:- Ребята, посмотрите, кто нас встречает, вы узнали его? (это Эколёнок -Шалун).
Шалун хочет проверить как вы умеете наблюдать. Вам предстоит отгадать следы животных.
Игра «Отгадай чей след?»
Педагог обращает внимание детей на перфокарту, на которой нарисованы животные и их следы, (медведь, заяц, волк, лиса). В окошечках около каждого животного, расположены магниты разных цветов (красный, желтый, зеленый, синий).
Детям даются задания:
а) прикрепить магниты соответствующих цветов около следов животных;
б) обозначить красным магнитом “лишний след”;
в) обозначить зелеными магнитами похожие следы.
После выполнения задания, дети высказывают согласие или несогласие с ответом ребенка. За правильное выполнение задания дети получают цветные камешки.
Воспитатель обращает внимание детей на вторую перфокарту.
Воспитатель – Шалун решил узнать как вы относитесь знаете правила поведения в природе?
Игра «Оцени поступок»
На листе нарисованы сюжеты поведения детей в природе: ломаю ветку, вешают скворечник, забираю ежика домой, убирают мусор в лесу, насыпают корм в кормушки для птиц, напротив расположены пустые окошечки.
Детям нужно поместить красный магнитик в окошечко , где изображено отрицательное воздействие человека на природу; зелёным – положительное воздействие. Выполнение задания сопровождается высказыванием своего отношения к поступкам по отношению к природе.
Воспитатель – У вас появились первые цветные камешки, молодцы! Вам интересно узнать от кого будет второе задание?”
Воспитатель: – Это Умница. Она хотела узнать, любите ли вы наблюдать за природой и проводить опыты. (Ответы детей)
Самостоятельная исследовательская деятельность детей
В окошечке, изображен ? и рядом снежинка. Во-втором – рисунок с изображением стакана с молоком (белого цвета), в третьем-рисунок с изображением стакана с водой (символ прозрачности предметов), в четвертом рисунок с изображением стакана с соком желтого цвета). Ребенок выбирают вариант ответа. Воспитатель достает из конверта прозрачные снежинки.
Воспитатель: – Если посмотреть через снежинку на вещи. Видно их? А теперь положите ее на цветную бумагу. Хорошо видно снежинку на цветном листе? (нет) Почему? (она прозрачная и видно цвет листа). Если сложить все снежинки в кучу, что произойдет?
– Посмотрите, изменилось ли что-нибудь? (появился белый цвет). Когда снежинки ложатся друг на друга, то теряют прозрачность и их цвет становится белым.
Воспитатель: – Умница всем вам дарит по камешку! И предлагает скорее поспешить нам на помощь к Елочке!
Воспитатель: – Что же случилось с Елочкой? Она вся в какой то шерсти!
Примерный ответ
Проходили животные, задели шкурой за дерево, оставили клочок шерсти или пуха)
(Около Елочки лежат кусочки меха и кусочки коры. )
Воспитатель: – Елочка предлагает нам провести опыт и увидеть как это происходит.
Опыт № 2 «Как остается шерсть животных на коре деревьев» /с кусочками меха и корой дерева/ Дети проводят кусочками меха по коре. Делают вывод.
Воспитатель: -Молодцы! Правильно, у всех диких животных весной происходит линька. У них выпадает густой подшёрсток, который согревал их зимой, а тело покрывается более редкой шерстью.. Происходит замена тёплой, зимней «шубы» на лёгкую летнюю «одежду», в которой легче переносить летнюю жару.
Воспитатель: – «Куда же мы денем эти кусочки меха? /дети – оставим в лесу/ Почему вы хотите оставить их в лесу?» / примерные ответы детей- (Они пригодятся птицам для строительства гнезд.
Воспитатель: – Елочка тоже дарит каждому из вас по камешку.
Воспитатель: – Нас заждался Тихоня! Пришло время каждому взять свои камешки в руки. Тихоня хотел бы, чтобы вы передали частичку доброты, любви к природе. Сделать это просто, прижмите их к сердцу и расскажите о добрых делах, которые вы бы хотели сделать для природы и положите их в корзинку Тихоне, а он передаст ваше сердечное тепло обитателям леса!
Дети, по очереди, рассказывают, что они хотели бы сделать хорошего и полезного для природы и кладут камешки в корзинку с иллюстрацией Тихони.
Воспитатель: – А вот и приятный сюрприз, который обещали Эколята!
(Воспитатель достает и конверта бумажные медали «Эколята – помошники природы»)
Воспитатель: – Это значит, что вы доказали, что любите и сможете придти на помощь природе.
Рефлексия. Воспитатель: – Эколята. хотят, чтобы вы поделились настроением. которое вы получили от путешествия в природу. Согласны?
«Мое настроения»
Детям раздаются вырезанные из бумаги силуэты кругов, на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют к изображениям Эколят.