Гилязетдинова Ольга Анатольевна
педагог дополнительного образования
МБУ ДО Дом детского творчества
г. Мензелинск, Республика Татарстан
Описание материала: предлагаю конспект занятия по теме “Золотая рыбка”,
Занятие проходило в МБУ ДО «Доме детского творчества» объединении «Декоративная роспись». Участники: педагог дополнительного образования и учащиеся творческого объединения (8-9 лет).
Данный материал будет интересен и полезен педагогам по изобразительной деятельности в общеобразовательных школах, педагогам дополнительного образования работающих с природным материалом – глина, родителям.
Работа имеет художественную направленность.
Раздел: «Работа с глиной».
Тема:
«Золотая рыбка»
Лепка (пластовая техника), сувенир.
Вид занятия: комплексное.
Место проведения: объединение «Декоративная роспись».
Количество детей: 12 человек, первый год обучения, учащиеся 2-3 класса.
Цель: способствовать умению фантазировать и воплощать свои фантазии в работе. Приобщать к народным традициям.
Задачи:
• Познакомить детей с понятием – лепка в пластовой технике
• Вспомнить и закрепить на практике способы лепки: скатывание шара, раскатывание пласта , нанесение рисунка по мокрому стекой или палочкой, отпечатывание рисунка.
• Обсудить свойства глины, её качество, что поможет при лепке.
• Развивать фантазию и воображение детей.
• Приобщать детей к народным традициям, развивать желание создавать красоту своими руками.
Литература:
1. Послушная глина, Г.Федотов, Москва, 1998г.
2. Учимся лепить, Н Бельтюкова, С. Петров, Москва 2001г.
Перечень инструментов и материалов для работы.
- Глина
- Стеки
- Круглые формы для оттиска
- Подкладной лист
- Баночка с водой
- Два целлофановых пакета
- Скалка
- Тряпочка
- Несколько видов работ из глины – образцы
Ход занятия:
1. Организационный этап.
Добрый день ребята. Подготовьте свои рабочие места, для лепки. Что вы подготовили? (баночки с водой, стеки, скалку, подкладной лист, два целлофановых пакета). Скажите, а для чего нам нужны , вода, стеки? (предполагаемые ответы детей: стеки ,тряпочка, колпачки -для рисования по глине, вода – это клей для глины и т.д.).
2.Проверочный этап.
Ребята, давайте по очереди перечислим свойства глины: мягкая, пластичная, лопается, примазывается. Так же перечислим способы и приемы лепки, как их можно использовать во время работы (примазывание, оттягивание, скручивание, расплющивание). Молодцы!
3.Подготовительный этап.
Ребята вы знаете, что все времена в народном творчестве искусство всегда было тесно связано с ремеслом. Чем лучше мастер овладевал своим ремеслом, тем большую художественную ценность представляло рукотворное изделие. Мне кажется, будет очень символично в преддверии праздника « 8 Марта» слепить для наших любимых бабушек, мам, сестрёнок сувениры, а затем их расписать. Ведь подарок, выполненный своими руками несет тепло и добро
Ваши работы придут в дома с добром, радостью и принесут удачу! Предлагаю выполнить сувенир «Золотая рыбка»
Кто из вас может пояснить, что значит пластовая техника?(ответы детей)Затем выводим общее определение.
По своей сути этот способ лепки очень напоминает лоскутное шитье. Поэтому пластовую технику можно встретить так же под названием «текстильная керамика».Для раскатывания пластов, применяют обычную кухонную скалку. Чтобы толщина была одинаковая, под скалку во время раскатки подкладывают рейки. Из готовых пластов стеком или деревянной палочкой вырезают детали «выкройки».Далее детали, как конструктор соединяют между собой при помощи шликера (жидкая глина)
В пластовой технике можно создавать как простые предметы быта, так и сложные скульптурные композиции. Не удивительно, что среди мастеров-керамистов, текстильная керамика очень популярна.
Вы готовы приступить к работе?
Ребята, какие советы вы можете дать друг другу с целью безопасности и гигиены? Предполагаемые ответы детей: не размахивать стеком, не брать глину в рот и т. д.. Предлагаю начать работу.
4. Основной этап.
Ребята, вы возьмете кусок глины, и скатаете его в шар.( Дети скатывают большой шар. А теперь положим шар на целлофановый пакет и прикроем другим пакетом. Теперь скалкой раскатываем лепешку толщиной в 0,5 см. Теперь берём трафарет рыбки ,располагаем на раскатанном пласте так чтобы она вся уместилась и начинаем вырезать зубочисткой или острой палочкой строго по трафарету. Убираем лишнюю глину по краям . Зубочисткой рисуем плавники а колпачком от фломастера отпечатываем глаз. Можно с помощью отпечатков сделать рыбке чешую. Сверху делает две насечки стеком под углом и вырезаем кусочек глины. Мокрой тряпочкой оглаживаем края изделия.
Стеком делаем два отверстия сверху для ленточки.
5.Итоговый этап.
Вот и готова наша рыбка!
А возникали ли трудности во время работы? Как вы их решали? Вы как настоящие мастера выполняли свой замысел, советовались друг с другом? Именно так происходит в мастерских у ремесленников. Теперь мы её высушим непременно на ткани, потом обожжём в муфельной печи На следующем занятии приступим к не менее интересному – росписи. И как раз к международному женскому дню8 Марта сувениры будут полностью готовы, и мы их сможем подарить нашим родным и близким! Жду вас всех на следующем занятии. До свидания