Хабибуллина Эльвира Насиховна
учитель
МАОУ Многопрофильный лицей №11
г. Казань, Республика Татарстан
6 КЛ.
Цель: знакомство с видами изобразительного искусства.
Задачи:
-знать: виды искусства, основные художественно-выразительные средства;
-уметь: определять принадлежность произведений искусства к тому или иному виду; анализировать произведения искусства;
-развивать память, мышление, творческую активность, эстетический вкус, способность оценивать, обобщать, анализировать свою работу и работу товарища.
-воспитывать эстетический вкус в процессе восприятия учебного материала и практической деятельности.
Оборудование: презентация «Виды изобразительного искусства»,тетрадь, ручки, гуашевые краски, бумага формат А4.
Ход урока.
- Орг. момент.
- Изучение нового материала.
Сегодня на уроке, мы с вами познакомимся с видами изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, а также научаться различать эти виды искусства.
Итак, в жизни нам приходится достаточно часто слышать такое понятие, как «КУЛЬТУРА». Главными составляющими культуры, в современном мире, являются – материальность, духовность и художественность, где последнее – это не что иное, как ИСКУССТВО.
Искусство является значительной частью в жизни человека, общества и даже целого поколения.
В наиболее широком смысле термин «искусство» может быть переведен как «мастерство» или «ремесло», как средство самовыражения, способ выплескивать свои чувства и эмоции, творить.
Таким образом, искусство – это род человеческой деятельности, выраженный в различных художественно-образных формах отображения действительности.
К искусству относят все формы художественного творчества человека.
Оно воплощается:
- в зрительных образах (изобразительное искусство),
- в звуковых (музыка),
- в словесных (художественная литература).
- через сочетание художественных задач с практическими (архитектура).
Сегодня мы познакомимся более подробно с пространственными видами искусства, а именно, видами изобразительного искусства: живописью, графикой, скульптурой, архитектурой, декоративно-прикладным искусством.
Изобразительное искусство едва ли не наиболее древнее среди других видов искусства и, по существу, сопутствует человеку с доисторических времен. Еще в эпоху палеолита первобытные люди создали множество пещерных изображений, росписей и произведений прикладного искусства, воспроизводивших факты и явления повседневной жизни. Именно во времена первобытных художников появились все виды изобразительного искусства.
Основными видами изобразительного искусства являются:
-Живопись (работа, выполненная во всем красочном богатстве цвета);
-Графика (работа выполненная линиями, штрихами, через линейно-тональное, свето-теневое изображение);
-Скульптура (работа, выполненная в осязаемых трехмерных формах в объеме путем высекания, лепки, отливки);
-Архитектура (искусство создавать здания, сооружения, комплекс сооружений);
-Декоративно-прикладное искусство (искусство украшать).
Каждый вид искусства говорит с нами, говорит на своем языке:
Живопись – цветом на плоскости,
Графика – линией и пятном на плоскости,
Скульптура – на языке объёмов и форм,
Архитектура – конструкции и пространства,
Декоративно-прикладное искусство – и объёма, и цвета, и линий, и пространства.
Сообщение новых знаний при помощи презентации. Знакомство с художественными терминами.
Живопись.
Живопись – один из наиболее ярких и распространенных видов изобразительного искусства, передающий мир с помощью цвета, красок (темперная, масляная, гуашевая, акварельная). Живопись в отличие от других видов искусства обладает цветом как главным, основным средством выражения жизни.
В мировой истории искусств живопись часто занимала ведущее место. Эта ее роль в значительной мере объясняется тем, что ни в каком другом виде искусства нельзя передать видимые явления мира, образ человека или природы с такой полнотой, как в живописи. Более того, эта полнота выражения внешнего, видимого мира позволяет раскрыть и глубокое внутреннее содержание, и смысл общественных явлений, духовную жизнь человека, его мысли, чувства и стремления.
Живопись – само слово означает «писать жизнь». Ведь живописцы изображают предметы «как в жизни». Живописью называют и само произведение искусства, выполненное красками.
Графика.
Графика (от гр. grapho – пишу, рисую) – вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости и состоит из линий, пятен, штрихов преимущественно одного цвета (обычно черного), иногда с ограниченным применением других цветов. Графика объединяет рисунок, как самостоятельную область, и различные виды печатной графики: гравюру на дереве, гравюру на металле, и др.
Графическое изображение по природе своей условнее живописного, поскольку оно не стремится передавать всю сложность и богатство красок окружающего нас мира, т. е. не стремится к живописной полноте в передаче живой, реальной плоти вещей. В то же время графические искусства обладают другими особенностями и качествами, которые восполняют эту известную условность графического языка.
График использует сочетание черного и белого, (белая – бумага, черный – карандаш, уголь, другой сухой материал). Она может быть и цветной – например, работы пастелью.
По назначению различаются станковая, книжная и газетно-журнальная, прикладная графика и плакат.
Скульптура.
Скульптура – один из самых древних видов искусства. Скульптура – вырезать, высекать, ваяние, пластика – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют материальный трехмерный объем. Сами эти произведения (статуи, бюсты, рельефы, и тому подобное) также называют скульптурой. На характер скульптурного произведения влияет и то, что среда и пространство в скульптуре существуют вполне реально.
Архитектура.
Архитектура – искусство проектировать и строить. Архитектура может выражать в художественных образах представления человека о мире, времени, величии, радости, торжестве, одиночестве и многих других чувствах. Поэтому говорят, что архитектура – это застывшая музыка.
Декоративно-прикладное искусство.
Название ДПИ – от французского: декор, украшение. Люди всегда стремились украшать вещи и окружать себя красивыми вещами. В России много мест, где люди с давних пор занимались каким-то прикладным искусством. Секреты народного мастерства передавались умельцами из поколения в поколение.
Предметы быта, украшенные художником или народным умельцем, относятся к декоративно-прикладному искусству: посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и др.
Заключение
Все виды искусства взаимно обогащают друг друга, существуют во взаимной связи, и каждым из них дополняются остальные. Все вместе они несут в себе всю полноту художественного сознания эпохи и способны многогранно, всесторонне отражать жизнь в ее сложных процессах. Именно поэтому в истории искусства всегда наблюдалось как сохранение видовых характеристик отдельных искусств, так и их взаимовлияние, взаимообогащение.
Для закрепления знаний, полученных на уроке, давайте выполним несколько практических упражнений.
Физминутка.
- Закрепление.
1 задание.
Самостоятельная творческая работа учащихся.
Теперь мы с вами попробуем создать собственное графическое и живописное произведение. Приготовьте ваши альбомы, краски подготовьте к работе, кисти выложите перед собой.
Ваша задача выполнить копию пейзажа с картины Исаака Левитана «Золотая осень». Нужно сделать не только живописную копию с картины гуашью,а так же выполнить графическую зарисовку в карандаше.
Просмотр творческих работ. Показ лучших работ.
- Подведение итогов урока.
Итак, мы с вами узнали, как велик и многообразен мир изобразительного искусства. Сегодня мы лишь прикоснулись к нему, познакомились с малой его частью. Узнали о видах изобразительного искусства, о том, что каждый из видов говорит с нами на своём языке и имеет свои неповторимые особенности.