Асылгараева Лия Олеговна
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №19 «Звёздочка»
Альметьевского муниципального района РТ, г. Альметьевск
Возраст детей: 6 лет
Речевой диагноз: Общее недоразвитие речи III уровня речевого развития (при задержке психического развития)
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»
Виды деятельности: игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная.
Форма организации детей: подгрупповая, индивидуально-подгрупповая.
Формы организации совместной деятельности: совместные действия педагога и детей, подражание действиям педагога и действия по образцу, действия по словесной инструкции; сравнение, анализ деятельности.
Методы организации:
- наглядные: рассматривание предметных картинок; работа с раздаточным материалом.
- словесные: беседа, объяснение, координация речи и движений.
- игровые: игровой момент; игровые упражнения, физкультминутка, дидактическая игра, пальчиковая гимнастика и упражнение на развитие голоса.
Цель: закрепить правильное произношение звука [А], познакомить со звуком [А] и буквой А.
Задачи:
Образовательные: уточнить произношение звука [А]; определять позицию звука в слове; учить детей выделять звук [А] из состава слогов, слов, познакомить с буквой А, учить делить слова на слоги, уточнить и закрепить понятие «звук» и «буква».
Коррекционно-развивающие: развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику; развивать координацию речи с движениями, развивать зрительный анализ и синтез, развивать мышление (операцию анализа); учить детей изменению силы и высоты голоса; развивать фонематический слух и восприятие.
Воспитательные: воспитывать навыки организованного поведения; воспитывать у детей самоконтроль за речью; воспитывать у детей умение выслушивать ответы других детей.
Оборудование: ноутбук с презентацией для занятия, кукла, схема гласных и согласных звуков, фишки (красного, синего, зеленого цвета), звуковые схемы, карандаши (2 шт.), предметные картинки на звук А (автобус, аист, арбуз, апельсин, шар, лиса,), схема(картина) к игре «Найди предметы, которые начинаются со звука [А], счетные палочки, изображение буквы А, магнитная азбука, разрезная азбука, рабочие тетради детей, графические задания.
Время реализации занятия: 25 минут
Ход занятия:
I. Вводная часть (Организационный момент).
Логопед: Ребята, здравствуйте! Посмотрите сегодня к нам на занятие пришла кукла Аня. Давайте с ней поздороваемся.
Дети здороваются.
Логопед: Кукла Аня хочет загадать вам загадку. Отгадав ее, вы узнаете, с каким звуком и буквой мы сегодня познакомимся. А также кукла приготовила для вас много интересных заданий и игр. Поиграем вместе с ней?
Ответы детей.
II. Основная часть.
1.Сообщение темы занятия.
Логопед: Ребята, отгадайте загадку.
Зелёный полосатый шар,
С начинкой алой словно жар,
Лежит на грядке, словно груз,
Скажите, что это. (Арбуз)
Ответы детей.
Логопед: Правильно. Какой первый звук в слове «арбуз»? (звук [А]). Сегодня на занятии мы будем говорить о звуке [А].
2. Развитие силы голоса. Голосовые упражнения.
Логопед: Дети, скажите, а где мы можем услышать звук А?
Ответы детей. Рассматривание презентации и проговаривание детьми звукоподражаний (сюжетных картинок): мальчик показывает горло врачу и говорит(А-А-А), певица поет(А-А-А), малыш плачет (А-А-А).
Голосовые упражнения:
Логопед: Сейчас давайте произнесем звук [А] беззвучно, просто губками – шепотом – тихо – громко;
Дети произносят.
3. Акустико – артикуляционный образ звука [А] (характеристика звука [А]). Понятие звук и буква.
Логопед: Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [А] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? (рот широко открыт). А как лежит язычок во рту? (язык спокойно лежит внизу, кончик языка за нижними зубами).
Дети отвечают. Произносят звук перед индивидуальными зеркалами.
Логопед: Посмотрите, как он произносится: воздух во рту не встречает преграды, звук поётся голосом, тянется. Поэтому его называют – гласный звук.
Логопед: На схемах будем обозначать гласные звуки красным кружком.
Понятие звук и буква. Логопед: Ребята, давайте вспомним, что такое звук и что такое буква?)
Дети: Звуки-мы слышим и произносим, буквы-видим, читаем и пишем
4. Игра на развитие фонематического слуха «Поймай звук [А]»
Логопед: Ребята, кукла Аня хочет проверить какие внимательные и предлагает поиграть вам в игру «Поймай звук А. Приготовьте ладошки.
Логопед произносит гласные звуки: и, а, у, а, э, о, а, а, и, ы, а, м, у, а
Дети хлопают в ладоши, когда услышат звук А.
Слова: антенна, утюг, окунь, автобус, эхо, астра, иней, апельсин.
5. Игра «Найди предметы со звуком [А]»
Логопед: Ребята, посмотрите на доску, что вы видите? Найдите предметы, названия которых начинаются со звука [А].
Дети отвечают, называют картинки.
Слова: ананас, аист, аквариум, астра.
Логопед: Молодцы, ребята! Вы справились и с этим заданием от куклы Ани.
6. Пальчиковая игра «Апельсин»
Логопед: Дети, кукла Аня предлагает вам немного отдохнуть. Выходите, вставайте в круг.
Мы делили апельсин. (Дети образно разделяют апельсин на дольки).
Много нас, (Дети демонстрируют все десять пальцев, что отражает слово «много»).
А он один. (Дети показывают один любой палец).
Эта долька – для ежа. (Во время всего перечисления загибаются пальцы
левой руки).
Эта долька — для стрижа.
Эта долька — для утят.
Эта долька — для котят.
Эта долька — для бобра
А для волка – кожура. (Имитируются «бросательные» перемещения рук).
Он сердит на нас – беда! (Дети зажимают две руки в кулачки и притягивают их к груди)
Разбегайтесь – кто куда! (Дети «бегут» двумя пальцами по твёрдой и плоской поверхности).
Дети выполняют движения в соответствии текстом.
7. Определение места звука в слове. Игра «Где спрятался звук?»
Слова(картинки): аист, автобус, апельсин, лиса, шар, арбуз.
Логопед: Кукла Аня просит вас помочь ей, определить где спрятался звук А в словах. А для этого нам понадобятся звуковые схемы (начало, середина, конец слова)
Логопед раздает картинки.
Дети называют свои картинки, определяют, где находится звук А в слове и ставят фишку в соответствующую клеточку звуковой схемы.
8. Знакомство с буквой А.
Логопед: Ребята, посмотрите на доску. Это буква А. Запомните, звук [а] на письме обозначается буквой А.
Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
Логопед: Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков (указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок»). А еще давайте сделаем букву А из счетных палочек. И напишем букву А в воздухе.
Работа детей в тетради. Печать буквы А. Работа с разрезной азбукой.
III.Заключительная часть. Подведение итога коррекционно – образовательной деятельности.
Логопед: Итак, ребята, давайте вспомним, с каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? Кто к нам приходил на занятие? Давайте вспомним, букву мы- …, а звук -… Звук «А» это какой звук? Каким цветом мы его обозначаем?
Дети отвечают.
Логопед: Молодцы, вы сегодня справились со всеми заданиями, многое узнали, а что вам особенно запомнилось?
Ответы детей.
Логопед: Ну вот и пришла пора возвращаться, давайте попрощаемся с куклой Аней.