Саубанова Римма Голусовна
учитель начальных классов
МБОУ «Шугуровская СОШ имени Валерия Павловича Чкалова»
РТ Лениногорский район с. Шугурово
Республика Татарстан
Аннотация. Данная тема рассматривает сущность формирования креативного мышления обучающихся в начальной школе.
Ключевые слова: креативное мышление, начальная школа, младший школьный возраст, творческий потенциал, проблемная ситуация, нестандартное решение.
Процесс развития творческого мышления в детском возрасте
Проблема человеческого неординарного мышления вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творческим мышлением людьми. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что креативное мышление человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу его развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека.
Целесообразно развивать их способности, начиная с самого раннего возраста. Поэтому в школьном обучении нужно уделять особое внимание развитию творческого, а не только репродуктивного стиля мышления. На данный момент существует потребность психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого- педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.
В младшем школьном возрасте наиболее действенными являются психологические механизмы подражания творческому взрослому, самооценки, принятия и освоение ролей, поскольку детям данного возраста свойственна, с одной стороны, творческая самореализация в создаваемых ими; продуктах деятельности, а с другой – из-за отсутствия опыта, невозможность самостоятельного воплощения многих своих творческих идей и
замыслов. Отсюда, неизбежна ориентация на мнение значимого другого (стремление ему подражать), осуществление сравнения своих творческих достижений, с достижениями своих одноклассников.
Процесс развития творческого мышления в детском возрасте сопряжен со сложностями выявления носителя этого ценного свойства. Распознавание творческого мышления психологи и педагоги связывают с рядом трудностей: десинхрония в развитии творчески одарённых детей, сложности их идентификации, связанные с феноменом
«скрытой креативности»; восприятие взрослыми взрослого креативного ребёнка как недисциплинированного, «трудного» и т.д.
Решение задачи развития творческого мышления ребенка связано с потребностью образовательных заведений в педагогах, эффективно преодолевающих данные сложности. Подготовленность психологов и педагогов работать в режиме поощрения креативности на данный момент является актуальной и востребованной.
Несмотря на большое число исследований, направленных на изучение творческого мышления, многообразие аспектов и подходов в определении природы творческого мышления, в выделении условий реализации и развития креативных свойств личности значительный круг вопросов остается недостаточно разработанным. В частности, это относится к разработке проблемы развития творческого мышления детей на разных возрастных этапах.
На основании многочисленных исследований (В.Н. Дружинин, А.В. Брушлинский, Д.Б. Богоявленская, С.Л. Рубинштейн, Н.С. Лейтес, Б.Г. Ананьев и др.) установлено, что особенно актуальным для развития творческого мышления является младший школьный возраст. С одной стороны, наблюдается снижение творческой активности у детей, а с другой, глубокие изменения, происходящие в психическом развитии младшего школьника свидетельствующие о широких возможностях творческого развития на данном этапе.
В отечественной науке теория творческого мышления разрабатывалась А.В. Хуторским, А.М. Матюшкиным, Л.С. Выготским, С.С. Жумашевой, Д.В. Чернилевским, А.В. Морозовым, В.Н. Дружининым, Д.Б. Богоявленской и др. Перечисленные исследователи рассматривали проблему развития креативности различных представителей учебного процесса (учителя, преподавателя, ученика, ребенка и т.д.) в разнообразных педагогических условиях.
Ученые, занимающиеся изучением творческого мышления, отмечают, что для творческого развития ученика необходима гностическая и практическая направленность, обеспечивающая использование творческих решений. Процесс развития творческого мышления младших школьников связан со стратегической организацией мыслительной
деятельности при решении новых задач. Задачи и их решения имеют непосредственное отношение к деятельности людей. Каждый жизненный этап — это постановка и решение все новых задач, стоящих перед людьми. Задача — это цель, заданная в определенных условиях. Главным в процессе решения задачи с точки зрения психологии мышления является то, как субъект находит принцип, согласно которому выполняются те или иные действия для достижения положительного результата. Будучи объектом мыслительной деятельности, задача содержит в себе как объективную информацию, которая содержится в задачи и определяется ее структурой, так и субъективную, которая является познавательным результатом каждого действия по отношению к задаче.
Ряд исследований (Матюшкин А. М., Кудрявцев Т. В., Гурова Л. Л. и др.) рассматривают деятельность, направленную на решение новых задач, как важную форму подготовки учащихся к творческой деятельности, как форму творческой деятельности.
Творческое мышление выступает мощным фактором развития личности, определяющим ее готовность изменяться, отказываться от стереотипов. Но, пожалуй, самое главное, что побуждает человека быть творческим – это изменчивость современного мира. Вследствие всего этого становится очевидной необходимость поиска средств, позволяющих развивать творческое мышление – способность, которой, пусть и в разной степени, обладает каждый человек.
Особенности формирования креативного мышления младших школьников Мир, в котором мы живем, регулярно изменяется. Стремительный подъем научно-
технического прогресса обуславливает необходимость формирования и воспитания людей, обладающим креативным мышлением и способностью к нестандартному решению недостатков.
В настоящее время необходимы люди, способные находить выход из проблемных ситуаций, принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. В связи с этим повышается роль образовательных учреждений. Ведь целью Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является развитие личности школьников, их творческих способностей, формирование желания и умения учиться.
Стратегия современного образования состоит в том, чтобы дать возможность всем учащимся проявлять свои способности и творческий потенциал. Формирование креативных возможностей важно на всех этапах школьного обучения, но больше всего в младшем школьном возрасте.
Как показывает опыт, именно в начальной школе развивающее обучение позволяет раскрыть индивидуальные способности школьника. А наиболее эффективным средством
формирования креативного мышления является использование творческих заданий в процессе обучения.
Каковы же особенности формирования креативного мышления младших школьников? Младший школьный возраст называют вершиной детства. Однако в этом возрасте появляется другая логика мышления, утрачивается детская непосредственность, происходит смена образа и стиля жизни. Меняются интересы, ценности ребёнка. Он приобретает не только знания и умения, но и новый социальный статус. Преобладающей функцией младшего школьника становится мышление, в результате чего интенсивно развиваются и перестраиваются мыслительные процессы, которые тесно связаны с творческой деятельностью.
Формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления является главной задачей педагога. А развитие таких качеств делает мышление ребёнка нестандартным, продуктивным, гибким.
Развитие творческого мышления возможно при создании определенных условий, благоприятствующих его формированию. Такими условиями являются:
- создание творческой обстановки;
- обеспечение учащимся свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом;
- предоставление младшим школьникам возможности для самостоятельного решения задач, требующих максимального напряжения сил.
Проблемой развития творческих способностей детей, креативного мышления сегодня занимаются психологи и учителя. Задача учителя – активизировать творческую деятельность ученика, в результате которой возникает познавательный интерес в учебном процессе. Именно в начальной школе ребёнок должен научиться работать с информацией, синтезировать знания, приобретать навыки выхода за рамки привычных цепочек рассуждений, используя при этом своё воображение.
Успешное развитие возможно при создании определенных условий, таких как:
- Изменение роли ученика. Ученик – активный участник познания, имеющий возможность выбирать, удовлетворять свои потребности, интересы, реализовывать свой потенциал.
- Создание комфортной обстановки, благоприятствующей развитию способностей. Поощрение и стимулирование стремления детей к творчеству, принятие каждого ученика, уважение его мнений, исключение замечаний и осуждений.
- Создание внутренней мотивации учения. Установка на творчество, высокая самооценка, уверенность в своих силах.
- Корректная педагогическая помощь ребёнку. Доброжелательная помощь взрослых, а не подсказка.
- Сочетание разнообразных форм работы в зависимости от целей выполнения творческого задания и уровня сложности.
- Межпредметность. Использование знаний из разных областей.
- Самостоятельность выполнения творческого задания.
- Разнообразие творческих заданий, как по содержанию, так и по степени сложности.
- Последовательность и системность в развитии творческих способностей школьников.
Таким образом, каждый учитель начальных классов должен ставить перед собой задачу – создание благополучных условий для формирования креативных способностей через использование творческих заданий. Ему нужно создать систему педагогических действий и средств, для достижения результата. Педагогу необходимо оказать помощь ученику узнать свои способности, увлечь и поддержать, продемонстрировать результат его творчества. Работу по формированию и развитию творческих способностей младших школьников необходимо проводить на каждом уроке и во внеурочное время, используя различные приёмы.
Следует отметить, что развитие творческого мышления невозможно без помощи взрослых — родителей и педагогов. Очень важно, чтобы педагог осуществлял процесс формирования творческого мышления учащихся уже с первого класса. Творческие задатки есть у каждого ребенка. Поэтому задача педагога — увидеть индивидуальную креативность ученика и стремиться развивать ее. Надо стремиться к тому, чтобы обучение было не просто понятным и доступным, но и интересным. Если учебный материал является довольно понятным, доступным, однако сами задачи являются стандартными, шаблонными, то это не вызывает у детей никакого интереса, а не активизирует творческого мышления.
Развитие креативных способностей младших школьников должно проходить в учебной и во внеклассной деятельности. Успешная адаптация к новым жизненным условиям заставляет действовать активно, самостоятельно находить верные решения в затруднительных ситуациях. Всё это способствует расширению кругозора, развитию познавательных интересов, творческой инициативы и активной жизненной позиции.