Красильникова Ирина Александровна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №15», г. Лениногорск
Республика Татарстан
Каждый человек имеет свою малую Родину – это то место, где он родился и вырос. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать – все!
Для формирования у детей основ гражданской культуры, социально – нравственного развития личности, необходимо получение детьми знаний об их родном городе. С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего, через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды: местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями. Ведь известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Детям, у которых нет достаточного количества знаний о малой Родине, трудно сформировать уважительное отношение к ней. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия. Нужно с детства знакомить детей не только со своим родным городом, его названием, гербом, улицами, но и с его достопримечательностями, культурными и природными объектами. Одними из таких, являются памятники.
Актуальность:
Наблюдая за детьми, мы увидели, что они с любопытством рассматривают открытки, фотографии о родном городе, делятся впечатлениями. Но, беседуя с детьми, мы убедились в том, что у детей поверхностные представления об истории родного города.
В настоящее время родители не уделяют внимание знакомству детей с родным городом, его достопримечательностями, известными людьми. Зачастую мы сталкиваемся с пренебрежительным отношением к памятникам. Нередко родители сами являются примером такого отношения. Соответственно дети не владеют достаточной информацией, имеют только поверхностные знания.
Памятники – это не только архитектурные сооружения со своей композиционной особенностью, но это, прежде всего, история.
Этим и было обусловлено создание проекта по формированию у детей любви и интереса к родному городу, их малой Родине.
Актуальность проекта состоит в том, что в педагогической литературе и методических пособиях для детей дошкольного возраста отсутствуют подобные материалы по изучению города.
В содержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольников, потому что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников – основа формирования будущего гражданина своей страны.
Эффективность реализации данного направления зависит от методического обеспечения. И поэтому основной задачей было выбор методов и форм для организации работы по данной теме, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития дошкольников. В условиях внедрения ФГОС дошкольного образования и педагога проблема использования информационных технологий очень актуальна. Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать новым способом формирования у детей представлений об окружающем мире. Возможности компьютера позволяют изменить объём и качество предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи. Эти условия обеспечивают способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, цифровую, речевую, музыкальную, видео, фото и другую информацию, направленную на реализацию целей и задач современного образования. И поэтому при необходимости «приблизить» город к ребёнку мы считаем, что бесспорным лидером по эффективности становятся информационно-коммуникативные технологии.
Тип проекта: краткосрочный.
Цель: создание условий для формирования у детей патриотических чувств через совершенствование форм сотрудничества с родителями по патриотическому воспитанию, обогащение предметно – пространственной развивающей среды патриотическим содержанием.
Задачи
1. Пополнить знания детей о городе, в котором мы живем.
2. Формировать умение передавать свои впечатления в рисунках, поделках.
3. Побудить в детях чувство любви к своему городу.
По числу участников: групповой
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители
Возраст участников: дети 3-4 года.
По времени проведения: краткосрочный (1 неделя с 17 января по 23 января)
Ожидаемый результат:
· Повышение интереса к игровой деятельности;
· Усвоение необходимых знаний по теме «Мой дом, мой город»
· Приобретение детьми опыта работы рядом друг с другом, умение повторять за взрослым и действовать совместно с ним.
Этапы реализации проекта:
1 этап: подготовительный (разработка проекта)
– определение актуальности проекта;
– постановка цели и задач;
– определение методов работы;
– сбор информации, литературы, дополнительных материалов;
– работа по составлению этапов и плана по реализации проекта; – создание развивающей среды
2 Основной этап
Комплексно – тематическое планирование по теме проекта. Непосредственное внедрение в совместную деятельность воспитателя и ребенка разных образовательных областей для реализации поставленных целей и задач по теме проекта.
Деятельность по развитию речи
Рассматривание картины «Улицы города», альбома «Дом в котором я живу»
Пальчиковая гимнастика
«Дом построить я хочу», «Это дом»
Знакомство с художественной литературой
Чтение стихов
В.Орлова «Здравствуй, Родина моя!», М.Борисовой «Наш город»
Чтение рус. Нар. сказки «Заюшкина избушка»
Познавательное развитие
Ознакомление с окружающим
Рассказ воспитателя с обсуждением
«Дома нашего города»
«Улицы нашего города»
Продуктивная деятельность
Рисование «Деревья нашего города» (раскрашивание шишек)
Лепка «Люди нашего города»
Рисование «Герб города Лениногорска»
ФЭМП(формирование элементарных математических представлений)
Действия с предметами
«Узкая и короткая дорожка к дому»
Конструирование: «Строим дом»
Социально – коммуникативное развитие
Социализация
Игры с правилами
Словесные игры
«Кто, где живёт», «Найди и назови», «Части дома»
Развивающие игры
«Сложи картинку», «Найди пару»
Дидактические игры
Блоки Дьенеша (Построим дом)
Творческие игры
Сюжетно – ролевые игры
«Строим дом»,
«Куклы гуляют»,
«Магазин»,
«Больница»,
«Парикмахерская»
Развитие общения
Беседы
«Что такое Родина?»
Формирование основ безопасности
Беседа «Опасности на улицах города»
Работа с семьей.
- Поместить наглядный материал в родительском уголке на тему: «Памятка для родителей. «Уроки поведения детей на улице».
- Провести индивидуальные беседы с родителями: подобрать фотографии о родном городе, подобрать и выучить стихотворение.
- Сделать макет дома.
Итог:
Дети имеют начальные знания о родном городе, могут рассказать о транспорте города.
Умеют опыт совместной деятельности с родителями
Появился интерес к своей малой Родине – к своему городу.
Продукт проекта:
Оформление папок – передвижек для родителей по теме «Мой город», «Учите вместе с нами»
Изготовление макета города (дома, деревья, люди)