Канзафарова Гузель Альбертовна
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад №19
г. Лениногорска» МО «ЛМР»
Республика Татарстан
Оглавление
I. Пояснительная записка
II. Учебный план и календарно-тематический график
III. Содержание образовательной программы
IV. Ожидаемые результаты освоения программы
V. Контрольно-измерительные материалы
Список литературы
- Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа для разработки программы
Дополнительная образовательная программа разработана в соответствии с:
-«Законом об образовании РФ» (29.12.2012г. №273-ФЗ); Федеральным
государственным стандартом дошкольного образования утвержден
приказом Минобрнауки от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» зарегистрирован в Минюсте РФ 14.11. 2013 г.;
– учетом «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций;
СанПиН 2.4.3648-20» (утв. Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28).
Актуальность программы
Актуальность развивающего обучения детей дошкольного возраста в наше
время не вызывает сомнения. По словам Л.С.Выготского «только – то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развития и ведёт развитие за собой».
Наша задача состоит в том, чтобы прививать пожизненную любовь к
познанию. Чтение – один из важнейших источников познания и речевой
деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи.
Чтение заложено в основу обучения и является одним из необходимых навыков в жизни. Оно играет ключевую роль в образовании, воспитании и развитии
человека. Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями.
Универсальный способ развития познавательных и речевых способностей
ребёнка, его творческих сил. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер. Это и повседневное общение, и залог успешного обучения в школе, овладение будущей профессией.
Зачем ребёнку читать до школы? Преимуществ очень много:
– на раннем этапе улучшается произношение – постоянное проговаривание
слов по складам способствует тому, что речь ребёнка становится чище;
– обогащается словарный запас;
– ребёнок умеющий читать, более самостоятелен: его можно приучить к мысли,
что знания он может добывать сам из книг (очень полезный навык, который
хорошо бы выработать с детства);
– дети, которые научились читать книги рано, читают книги с большим
удовольствием;
– раннее чтение влияет на грамотность.
– навык чтения, правильно сформированный в дошкольном возрасте, благотворно влияет как на становление дальнейшей учебной деятельности, так и на общее развитие личности ребёнка.
Направленность программы:
Цель: научить ребёнка читать с помощью игры в кубики Н.А.Зайцева (читать
слова по складам, «писать» слова кубиками).
Задачи:
– познакомить детей с кубиками и таблицами, научить различать кубики по
цвету, звучанию, величине, классифицировать их;
– уверенно называть склады на кубиках и таблице, составлять слова;
– развивать устную речь путем пропевания складов по таблице, кубикам;
– свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;
– способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи ребёнка;
– привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению;
– развивать у детей внимание, память, воображение, логическое мышление,
мелкую моторику рук, слух;
– воспитывать любовь к родному языку.
Отличительные особенности программы, принципы и подходы к
реализации программы
Данная программа рассчитана на один год и предназначена для детей 5-6 лет.
Её основу составляет обучение дошкольников по методике Н.А.Зайцева. Занятия построены на совместной деятельности ребёнка и взрослого с использованием таблиц и кубиков Н.А.Зайцева. Отличительные особенности программы – использование методов и приемов Н. А. Зайцева при обучении чтению, а также принципов, положенных в основу этого обучения.
Главный принцип методики Зайцева — складовой принцип, т. е. самой
маленькой единицей речи в этой методике является не буква, не слог, а склад
(сочетание согласной буквы с гласной, согласной буквы с мягким или твердым
знаком или же одной буквы) — усилие, которое делает человек, когда произносит звук. «Природные» склады, утверждает Николай Зайцев, знакомы и понятны каждому уже с первых попыток заговорить в младенчестве. Поэтому складовой принцип, иначе говоря произношение буквосочетаний, не вызывает
неестественного напряжения речевого аппарата у ребенка.
Освоение навыка чтения по складам происходит постепенно, в два этапа.
Первый этап: восприятие и узнавание складов. Сначала у ребенка
формируются визуальный и звуковой образы складов в так называемом режиме
«неполного узнавания». Ребенок двигается от таблицы к таблице и вслед за
взрослым показывает, повторяет, прочитывает тот или иной склад. С помощью
взрослого или по его указанию малыш выбирает нужные склады на кубиках для
составления слов, а потом озвучивает написанное. Результат: у ребенка возникает чувство, что склад, который он видит, ему уже знаком.
Второй этап: воспроизведение складов. Ребенок все более уверенно,
самостоятельно находит и произносит склад за складом. Результат: ребенок
полностью овладевает навыком складового чтения.
Занимаясь со «складовыми таблицами» и кубиками Зайцева, ребенок будет
постоянно искать ответ или решение. В процессе «игры», ребенок научится
читать, выделять слоги из слов, определять ударение в словах, составлять слова в предложения, а также считать и писать. При этом методика Зайцева полностью задействует все детские органы чувств: осязание, слух и зрение.
Основные дидактические принципы:
– от общего к частному и от частного к общему. Именно складывание слов и
разбивание слова на склады и есть наглядная демонстрация этого принципа.
– от конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-
логическому. Для начала малыш изучает кубики, просто играя с ними, далее
знакомится со звучанием каждого склада, которые он видит на кубике (лучше
пропевать склады вместе с ним), потом сам начинает складывать слова из
кубиков. Постепенно малыш учится читать и создавать слова и, наконец,
чтение становится достаточно быстрым, а мышление малыша становится
словесно-логическим.
– обеспечение наглядности с использованием различных каналов восприятия. Это не что иное, как таблицы-тренажеры. С их помощью малыш
сможет осмыслить, закрепить и повторить пройденный материал.
– системная подача материала и алгоритмизация учебных действий. Именно благодаря систематическим занятиям (2 раза в неделю) по алгоритму от простого к сложному можно добиться успехов при помощи данной методики.
– учет физиологии восприятия учебной информации.
Занятия проводятся в игровой форме, в движении посредством игры. Игра, как одно из мощнейших средств развития ребенка, органично встраивается в сложный процесс овладения различными учебными умениями и навыками. При этом ребёнок играючи осваивает то, что требует большого труда в школе. Буквально с первых шагов обучения благодаря данной методике чтение превращается для детей в желанное, доставляющее радость занятие.
– охрана здоровья учащихся. Нет монотонности, нет постоянного положения
сидя. Ребята не только не теряют в результате обучения здоровье, но и
исправляют уже имеющиеся недостатки (улучшение зрения, выравнивание
начинающегося сколиоза). Дети постоянно сменяют вид деятельности – то стоя
у складовых блоков на таблице с высоко поднятой головой, следя издали (3-5
метров) за движением указки и пропевая склады, то сидя на ковре «угадывая»
по складовым картинкам слова, то стоя или сидя за столом, собирая слова из
кубиков, а то и бегом от стола к столу, сортируя кубики по одному из
признаков ( классификации) и т.д. Поэтому необходимость в физкульминутке
отпадает.
Курс связан с несколькими направлениями образовательной деятельности:
познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие. Структурно
занятия разделяются на несколько этапов. В зависимости от содержания занятий и форм организации образовательного процесса на различные этапы отводится определённое количество времени. На некоторых занятиях работа с кубиками и таблицами может проводиться параллельно с изучением темы по окружающему миру, т.е. в течение всего занятия. При дифференциации заданий может быть использована индивидуальная или групповая форма работы с детьми по формированию и развитию навыка чтения.
Категория обучающихся: дети 5-6 лет, старшая и подготовительная группа.
Количество обучающихся: от 8 до 10 человек
Продолжительность обучения: 8 месяцев (октябрь-май)
Место реализации образовательной программы: МБДОУ «Детский сад №19 г.Лениногорска» МО «ЛМР» РТ.
Условия реализации программы:
Организационные условия:
Реализация программы осуществляется за рамками основной образовательной
программы ДОУ на платной основе в форме дополнительного образования.
Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня.
Материально-технические условия реализации программы:
Зал, аудио проигрыватель, обручи спортивные, указки длинные легкие – 3 штуки, игрушки, магнитно-маркерная доска, мебель: столы, полки для кубиков.
Кадровые:
Автор-составитель и исполнитель программы–Канзафарова Г.А., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 19», первая квалификационная категория, высшее педагогическое образование; повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Технология раннего обучения чтению детей дошкольного возраста по методике Н. Зайцева» (удостоверение автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения»).
Формы и методы проведения занятий:
В основу положено обучение дошкольников по методике Н.А.Зайцева. В
своей методике Николай Зайцев предлагает альтернативу слогам – использует
склады. У него – это основная единица языка. Складом может быть одна буква,
сочетание гласной и согласной, согласной и твердого знака, согласной и твердого знака. Такой принцип чтения – складовой – является основой методики Зайцева. Такая методика очень похожа с букварем Федота Кузьмичева, XIX век, и азбукой Л.Толстого. В этих книгах тоже был использован принцип обучения по складам.
Склад можно определить, приложив руку ниже подбородка и произнеся слово.
То усилие мускулов, которое вы почувствуете рукой и будет являться складом.
Склады по его методу располагаются на кубиках и в таблицах. Он использовал
в помощь обучению зрение, слух и тактильные ощущения, т.к. аналитическое
мышление. Расположив склады на кубиках, Зайцев сделал их отличающимися по цвету, звучанию, размеру. С помощью этого, когда ребенок берет кубики,
задействуются различные каналы восприятия.
Форма построения занятия:
• Организационный момент.
• Классификация кубиков.
• Озвучивание кубиков и таблиц.
• Поиск.
• Письмо и чтение слов.
Основными формами образовательного процесса являются:
– игровые занятия;
– занятия – соревнования;
– занятия – викторины;
– занятия – обобщения;
– занятия- путешествия.
1. Словесные методы обучения:
а) объяснение;
б) пропевание (звуков и складов).
2. Наглядные методы обучения:
а) показ кубиков, таблиц;
б) использование дополнительных пособий (иллюстрации, карточки, настольно- печатные игры);
в) показ способов действия.
3. Практические методы обучения:
а) совместная деятельность взрослого и детей;
б) самостоятельная детская деятельность.
Методическое обеспечение программы:
1. Зайцев Н.А. Учебник для родителей, воспитателей, учителей. – СПб.:
НОУДО «Методики Н. Зайцева», 2012.
2. Зайцев Н.А., Струве Г.А. Читай и пой. – СПб.: НОУДО «Методики Н.
Зайцева», 2012.
3. Зайцев Н.А. Комплект «Кубики Зайцева». – СПб.: НОУДО «Методики Н.
Зайцева», 2012.
4. Зайцев Н.А. Комплект «Складовые картинки». – СПб.: НОУДО «Методики
Н.Зайцева», 2012.
Дидактический материал:
1. 6 картонных листов настенных таблиц формата В2 (520х720мм);
2. 4 листа таблиц формата B3 (360х520мм);
3. 52 картонных кубика (50х50мм и 60х60мм) – 2 набора;
4. Учебная аудиокассета с напевками всех складов;
5. 240 складовых картинок.
6. “Кто вокруг меня живет, что вокруг меня растет” – учебное пособие из 180
карточек с изображениями животных, растений и грибов и их названиями.
7. Подборка загадок, пословиц, поговорок, потешек, стихов, басен, кроссвордов.
8. Карточки слов.
II. Учебный план
Занятия проводятся 2 раза в неделю в течение 8 месяцев (октябрь – май).
Продолжительность одного занятия 25 минут, что составляет 1 академический
час. Всего занятий 60. Всего часов 60.
№ |
Тема раздела |
Всего часов |
I |
Раздел 1: Восприятие и частичное узнавание складов |
|
1 |
«Как тебя зовут?» |
1 |
2 |
«Как зовут маму, папу?» |
2 |
3 |
«Моя любимая еда» |
1 |
4 |
«Путешествие» |
2 |
5 |
«Поющий город» |
2 |
Всего: |
8 |
|
II. |
Раздел 2: Узнавание складов |
|
«Певцы» |
1 |
|
2 |
«Магазин игрушек» |
1 |
3 |
«Загадки» |
2 |
4 |
«Фотографы» |
1 |
5 |
«Где я живу?» |
3 |
6 |
«Зоопарк» |
5 |
7 |
«Наше меню» |
3 |
Всего: |
16 |
|
III |
Раздел 3: Обучение чтению по слогам слов из 2-3 складов |
|
1 |
«Волшебники» |
1 |
2 |
«Загадки 2 -3» |
2 |
3 |
«Зима» |
3 |
4 |
«Детский сад» |
2 |
Всего: |
8 |
|
IV |
Раздел 4: Обучение чтению целым словом из 3-4 и 4-5 букв |
|
1 |
«Буквенные поля» |
2 |
2 |
«Профессии» |
2 |
3 |
«Загадки 3-4» |
2 |
4 |
«Столбики» |
1 |
5 |
Викторина «Мамины помощники» |
1 |
Всего: |
8 |
|
V |
Раздел 5: Формирование и закрепление словесного чтения |
|
1 |
Грамматика с кубиками |
4 |
2 |
Чтение словосочетаний |
3 |
3 |
Работа с предложением |
3 |
4 |
Отработка чтения и письма проблемных складов |
5 |
5 |
Отгадывание и составление кроссвордов |
2 |
6 |
Чтение скороговорок |
2 |
7 |
Открытое занятие «Чему мы научились за год» |
1 |
Всего: |
20 |
|
Итого: |
60 |
Календарно – тематический график
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
Месяц |
«Как тебя зовут?» |
1 |
октябрь |
|
«Как зовут маму, папу?» |
2 |
||
«Моя любимая еда» |
1 |
||
«Путешествие» |
2 |
||
«Поющий город» |
2 |
||
«Певцы» |
1 |
ноябрь |
|
«Магазин игрушек» |
1 |
||
«Загадки» |
2 |
||
«Фотографы» |
1 |
||
«Где я живу?» |
3 |
||
«Зоопарк» |
5 |
декабрь |
|
«Наше меню» |
3 |
||
«Волшебники» |
1 |
январь |
|
«Загадки 2 -3» |
2 |
||
«Зима» |
3 |
||
«Детский сад» |
2 |
февраль |
|
«Буквенные поля» |
2 |
||
«Профессии» |
2 |
||
«Загадки 3-4» |
2 |
||
«Столбики» |
1 |
март |
|
Викторина «Мамины помощники» |
1 |
||
Грамматика с кубиками |
4 |
||
Чтение словосочетаний |
3 |
||
Работа с предложением |
3 |
апрель |
|
Отработка чтения и письма проблемных складов |
5 |
||
Отгадывание и составление кроссвордов |
2 |
май |
|
Чтение скороговорок |
2 |
||
Открытое занятие «Чему мы научились за год» |
1 |
||
Итого: |
60 |
III. Содержание образовательной программы
Раздел 1: Восприятие и частичное узнавание складов
Тема 1: «Как тебя зовут»?
Теория: Знакомство с детьми. Инструктаж по ТБ.
Познакомить детей с правилами поведения на занятии, друг с другом. Создание
Благоприятной эмоциональной атмосферы на занятии.
Формирование представлений детей о многообразии звуков, развитие фонематического слуха.
Воспитывать коллективизм, умение сотрудничать. Осваивание складов.
Практика: Дыхательные упражнения. Чистоговорки. Прописывание имен указкой по таблице. Упражнение «Какую песенку тебе спеть»? Озвучить выбранный кубик.(Попевка1)
Тема 2: «Как зовут маму, папу»?
Теория: Осваивание складов. Учить в процессе манипуляции с кубиками
сортировать кубики по признакам: глухие-звонкие.
Практика: дыхательные упражнения. Чистоговорки. Упражнение «Какую песенку тебе спеть»? Командная игра-соревнование «Классификация». Игра «Поезд», «Сардельки и сосиски». Прописывание имен указкой по таблице. Коллективное выкладывание имен из кубиков. Игра «Бесконечный круг».
Тема 3: «Моя любимая еда»
Теория: Осваивание складов.
Практика: Дыхательные упражнения. Чистоговорки. Упражнение «Какую песенку я спела?» (найти по таблице). Прописывание блюд указкой по таблице. «Какое слово тебе написать?» Выкладывание кубиками.
Тема 4: «Путешествие»
Теория: Осваивание складов. Учить в процессе манипуляции с кубиками
сортировать кубики по признакам: твердые-мягкие. Работа с кубиками на
заданную букву. Разбиение на условные слова.
Практика: Дыхательные упражнения. Упражнение «Какую песенку тебе спеть»? Командная игра-соревнование «Классификация». Игра «Поезд» (2 поезда на буквы «А» и «Я» – «Братишки-сестренки)». Игра «Сардельки и сосиски».
Тема 5: «Поющий город»
Теория: Осваивание складов. Учить детей чувствовать, что слово не бесконечно
имеет свою длину, учить манипулировать с кубиками.
Практика: Дыхательные упражнения. Чистоговорки. Упражнение «Какую песенку я спела»? Игра «Поезд» (2 поезда на буквы «У» и «Ю» – «Братишки-
сестренки)».Упражнение «Поющие башенки». Озвучиваем поющую башню,
затем строим свои башни и озвучиваем. Игра «Смешные слова».
Раздел 2: Узнавание складов
Тема1: «Певцы»
Теория: Осваивание складов. Система поиска нужного склада. Узнавание своего имени и имен близких из ряда других слов.
Практика: Дыхательные упражнения. Пение по таблице 1 в вертикальной
плоскости, пение по таблице 1 в горизонтальной плоскости. «Какую песенку тебе спеть/я спела»? Упражнение «Письмо слов по таблице 1», Игра «Поезд» (2 поезда на буквы «О» и «Ё» – «Братишки-сестренки)». Игра «Найди кубики по песенке».
Тема2: «Магазин игрушек»
Теория: Осваивание складов. Система поиска нужного склада.
Практика: Дыхательные упражнения. Пение по таблице 1 в вертикальной
плоскости, пение по таблице 1 в горизонтальной плоскости. «Какую песенку тебе спеть/я спела»? Упражнение «Письмо слов по таблице 1», Игра «Поезд» (2 поезда на буквы «Э» и «Е» – «Братишки-сестренки)».Игра «Магазин». Переписывание слов со складовых картинок.
Тема3: «Загадки»
Теория: Осваивание складов. Система поиска нужного склада.
Практика: Дыхательные упражнения. Пение по таблице 1 в вертикальной
плоскости, пение по таблице 1 в горизонтальной плоскости. «Какую песенку тебе спеть/я спела»? Игра «Поезд» (2 поезда на буквы «Ы» и «И» – «Братишки-
сестренки)». Попевки А-Я, У-Ю, О-Ё, Э-Е. Игра «Загадки», «Какие слова
начинаются на первый кубик этого слова?», «Угадай-ка».
Тема 4: «Фотографы»
Теория: Осваивание складов. Воспроизведение и запоминание складов.
Практика: Дыхательные упражнения. Пение по таблице 1 в вертикальной
плоскости, пение по таблице 1 в горизонтальной плоскости. «Какую песенку тебе спеть/я спела»? Игра «Фотоаппарат кубиков». Упражнение «Посмотри и повтори». Игра «Живое слово». Классическая работа со складовыми картинками (чтение, переворот и отгадывание).
Тема 5: «Где я живу?»
Теория: Осваивание складов. Расширение словарного запаса, отработка навыка
поиска и составления складов.
Практика: Дыхательные упражнения. Пение по таблице 1 в вертикальной
плоскости, пение по таблице 1 в горизонтальной плоскости. «Какую песенку я
спела, какую тебе спеть?». Игра «Чудесный мешочек». Письмо по таблице и
кубиками адресов проживания, названия города, достопримечательностей,
столицы, страны. Игра «Кубики разбежались», «Прочитай кубик у соседа»,
«Задуманное слово», «Чудесный мешочек». Переписывание слов со складовых
картинок.
Тема 6: «Зоопарк»
Теория: Осваивание складов. Расширение словарного запаса, интуитивное чтение слов. Отработка категорий единственного и множественного числа.
Классификация картинок по группам животных (дикие и домашние животные,
птицы, морские обитатели, насекомые).
Практика: Дыхательные упражнения. Пение по таблице 1 в вертикальной
плоскости, пение по таблице 1 в горизонтальной плоскости. «Какую песенку тебе спеть, какую я спела»? Игра «Поезд», вагончики-имена. «Посмотри и повтори». Классическая работа со складовыми картинками (чтение, переворот
и отгадывание). Письмо слов из кубиков по складовой картинке. Игра «Путаница» (животные перепутали свои места). Игра «Кто быстрей найдет склад?», «Задуманное слово».
Тема7: «Наше меню»
Теория: Осваивание складов. Расширение словарного запаса, интуитивное чтение слов.
Практика: Дыхательные упражнения. Пение по таблице 1 в вертикальной
плоскости, пение по таблице 1 в горизонтальной плоскости. «Какую песенку я
спела, какую тебе спеть?». Командная игра «Суп и каша», игра «Обед».
Составление меню на завтрак, обед, полдник и ужин. Выкладывание кубиками.
Игра «Кто знает, где это блюдо?». Игра «Сварим суп, компот». Игра «Чудесный
мешочек» (с кубиками).
Раздел 3: Обучение чтению по слогам слов из 2-3 складов
Тема 1: «Волшебники»
Теория: Чтение и письмо складам.
Практика: Дыхательные упражнения. Пение по таблице 1 в вертикальной
плоскости, пение по таблице 1 в горизонтальной плоскости. «Какую песенку тебе спеть, какую я спела»? Упражнение «Письмо слов по таблице 1 – волшебные слова». «Игра «Что у меня в шкатулке?» (называются кубики, из которых состоит слово, дети отгадывают и составляют слово). Игра «Трансформер, волшебник» (превращения слов вода-сок, вода-молоко, рыба-мясо, каша-суп, муха-слон, ночь-день). Упражнение «Цепочка».
Тема 2: «Загадки 2-3»
Теория: Чтение и письмо складам. Составление слов из 2-3 складов.
Практика: Дыхательные упражнения. Пение по таблице 1 в вертикальной
плоскости, пение по таблице 1 в горизонтальной плоскости. «Какую песенку тебе спеть, какую я спела»? Упражнение «Письмо слов по таблице 1 – мои подарки». Игра «Живое слово». Загадки с отгадками на 2-3 кубика. Игра «Чудесный мешочек» (с игрушками).
Тема 3: «Зима»
Теория: Чтение и письмо складам. Составление слов из 2-3 складов. Зрительное
запоминание и воспроизведение целого слова.
Практика: Дыхательные упражнения. Пение по таблице 1 в вертикальной
плоскости, пение по таблице 1 в горизонтальной плоскости. «Какую песенку тебе спеть, какую я спела»? Упражнение «Письмо слов по таблице 1 – развлечения зимой, погода зимой,». Игра «Лото» (по теме «Зима»). Классификация слов из 2-3 складов – найди лишнее слово, распредели на группы, подбери слова на 1 тему. Командная игра «Составление слов» из 2 кубиков лыжи-сани, шар-куб, каша-суп, день-ночь, море-горы, дым-пар, рыба-мясо (кубики приготовлены).Работа со складовыми картинками по теме «Зима».
Тема 4: «Детский сад»
Теория: Чтение и письмо складам. Составление слов из 2-3 складов. Зрительное
запоминание и воспроизведение целого слова.
Практика: Дыхательные упражнения. Пение по таблице 1 в вертикальной
плоскости, пение по таблице 1 в горизонтальной плоскости. «Какую песенку тебе спеть, какую я спела»? Упражнение «Письмо слов по таблице 1 –мои друзья в детском саду». Упражнение «Инструкции». Упражнение «Фотоаппарат слов».Работа со складовыми картинками по теме «Детский сад». Командная игра «Сбей и составь».
Раздел 4: Обучение чтению целым словом из 3-4х и 4-5 букв
Тема1: «Буквенные поля»
Теория: Чтение и письмо складам. Зрительное запоминание и воспроизведение
целого слова.
Практика: Дыхательные упражнения. Пение по таблице 1 в вертикальной
плоскости, пение по таблице 1 в горизонтальной плоскости. «Какую песенку тебе спеть, какую я спела»? Упражнение «Письмо слов по таблице 1 – что на поле я найду». Упражнение «Поля слов». Упражнение «Фотоаппарат слов». Работа со складовыми картинками. Командная игра «Составление слов» из 3 кубиков: шапка-пальто, кошка-собака, ключ-замок, чашка-ложка, корова-лошадь, двери- окна (кубики приготовлены или выбирают дети). Игра «Чудесный мешочек» (с игрушками).
Тема 2: «Профессии»
Теория: Чтение и письмо складам. Составление слов из 3-4 складов. Зрительное
запоминание и воспроизведение целого слова.
Практика: Дыхательные упражнения. Пение по таблице 1 в вертикальной
плоскости, пение по таблице 1 в горизонтальной плоскости. «Какую песенку я
спела»? Упражнение «Письмо слов по таблице 1 – «загадалки» «военные
профессии». Игра «Лото» (по теме «Защитники Родины»). Классификация слов
из 3-4 складов – найди лишнее слово, распредели на группы, подбери слова на 1
тему. Командная игра «Составление слов» из 4 кубиков пароход-самолёт,
пароходы-самолеты, рубашка-пиджак, рубашки-пиджаки, пельмени-оладьи
(кубики приготовлены). Работа со складовыми картинками по теме «День
защитника Отечества».
Тема3: «Загадки 3-4»
Теория: Чтение и письмо складам. Зрительное запоминание и воспроизведение
целого слова.
Практика: Дыхательные упражнения. Пение по таблице 1 в горизонтальной
плоскости. «Какую я спела»? Игра «Живое слово», «Задуманное слово». Загадки с отгадками на 3-4 кубика. Упражнение «Фотоаппарат слов». Работа со складовыми картинками. Командная игра «Составление слов» из 3 кубиков: шапка-пальто, кошка-собака, ключ-замок, чашка-ложка, корова-лошадь, двери-окна (кубики приготовлены или выбирают дети). Игра «Чудесный мешочек» (с игрушками).
Тема 4: «Столбики»
Теория: Чтение и письмо складам. Зрительное запоминание и воспроизведение
целого слова.
Практика: Дыхательные упражнения. Пение по таблице 1 в горизонтальной
плоскости. «Какую песенку я спела»? Игра «Задуманное слово» – 3 варианта
(выставляются в столбики). Игра «Загадки» (с отгадками на 3 кубика) –
выставляются в столбик. Упражнение «Столбики». Упражнение «Назови букву в слове», «Прочитай наоборот».
Тема 5: «Викторина-эстафета «Мамины помощники»
Теория: Чтение и письмо складам. Зрительное запоминание и воспроизведение
целого слова.
Практика: Дыхательные упражнения. Пение по таблице 1 в горизонтальной
плоскости. «Какую песенку я спела»? Игра «Загадалка» (1 балл отгадал, 2 балла
написал). Упражнение «Фотоаппарат из слов», «Посмотри и повтори». Игра
«Цепочка», «Кто больше назовет слов со складом…?», «Инструкции».
Раздел 5: Формирование и закрепление словесного чтения
Тема 1: «Грамматика с кубиками»
Теория: Изменение слова с помощью приставок, суффиксов, окончаний.
Закрепление навыка словоизменения и словообразования.
Практика: Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов имен существительных; употребление приставочных глаголов; согласование
существительных и прилагательных в роде; подбор однокоренных слов. Игра
«Превращение». Работа со складовыми картинками.
Тема 2: «Чтение словосочетаний»
Теория: Чтение и письмо складам. Зрительное запоминание и воспроизведение
словосочетаний.
Практика: Работа с таблицами, кубиками. Подбор слов по картинкам. Игра
«Классификация». Упражнения «Найди пару», «Найди слово по смыслу».
Тема 3: «Работа с предложением»
Теория: Простое беспредложное предложение. Распространенное предложение.
Знаки препинания и заглавные буквы.
Практика: Счет слов в написанном предложении, расстановка знаков препинания. Неоформленное предложение, распространенное предложение.
Работа с таблицами 1, 2.
Тема 4: «Отработка чтения и письма проблемных складов»
Теория: Чтение и письмо складов с мягкими слияниями или другими
проблемными складами. Зрительное запоминание и воспроизведение целого
слова.
Практика: Склады жи-ши, же-ше, ча-ща, чу-щу, це – ь. Работа с указкой и
кубиками, попевки. Работа с таблицами и кубиками.
Тема 5: «Отгадывание и составление кроссвордов»
Теория: Чтение и письмо складам. Зрительное запоминание и воспроизведение
целого слова.
Практика: Составление слов и из них кроссвордов. Работа с кубиками и
картинками.
Тема 6: «Чтение скороговорок»
Теория: Чтение и письмо складам. Зрительное запоминание и воспроизведение
целого слова.
Тема 7: «Открытое занятие «Чему мы научились за год»
Теория: Чтение и письмо складам. Зрительное запоминание и воспроизведение
целого слова.
IV. Ожидаемые результаты освоения программы
По окончании обучения дети должны уметь:
1. Вид деятельности –письмочтение– последовательное выкладывание (или
показ) складов и их озвучивание.
Уметь легко ориентироваться в кубиках.
Легко отыскивать нужную букву.
Уметь составлять и разбирать различные слова по образцам.
Дописывать кубиками слова, которые начал составлять взрослый, и прочитывать их.
Дописывать по таблице слова, которые начал составлять (показывать указкой)
взрослый: показывать своим пальчиком или указкой, одновременно прочитывая
их.
2. Вид деятельности –поиск. Этот вид деятельности можно назвать настоящим
«стимулятором» для восприятия, внимания и памяти малыша. Он призван
закрепить представления ребенка о видах кубиков и порядке расположения
складов на кубиках и в таблицах. Поиск — основной вид деятельности на этапе
усвоения и закрепления системы складов. Ребенок сможет осуществлять:
Поиск объекта (кубика, группы складов, склада) по заданным свойствам:
Примеры:
«Найди среди кубиков железный кубик «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» и принеси его».
«Найди серую строчку «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» в этой таблице» («Таблица №1»).
«Найди и покажи в слове «БАБУШКА» серый склад «БА».
Поиск места объекта по заданным ориентирам
Примеры:
«Найди среди кубиков кубик «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ», он находится первым в
дорожке из кубиков (среди больших железных кубиков, верхним в башенке из
кубиков и т. д.) и принеси его».
«Найди на кубике «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» склад «БЭ». Поверни к себе кубик и
посмотри на верхнюю грань».
«Найди и покажи в слове «БАБУШКА» склад «БА», он находится впереди
(крайним слева, первым по счету)».
«Найди строчку «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» в таблице. Это самая первая строчка
сверху (первая слева верхняя строчка)».
«Найди склад «БА» в таблице. Он находится сразу под «Б» («Таблица №1»). Он
находится рядом с «Б» в самой верхней строчке (в одном из самых первых
столбиков наверху)» («Таблица №2»).
3. Вид деятельности – озвучивание или пропевание складов — ведущий вид
деятельности на начальном этапе обучения чтению. Озвучивание складов
проходит по кубикам и по таблицам и занимает совсем немного времени.
Пропевание — прекрасная фонетическая разминка, с ее помощью
«шлифуется» произношение каждого звука, тогда как в потоке обычной речи
дефекты дикции малыша могут быть не слышны, не заметны. Запоминание
складов через пропевание идет удивительно быстро. Это происходит за счет
многократных повторений.
Ребенок может:
– озвучивать кубики. (Озвучить любой кубик (по своему выбору).
– озвучивать таблицы.
– озвучивать склады последовательно столбиками, двигаясь слева направо: сначала все верхние столбики сверху вниз, потом все нижние столбики сверху вниз («Таблица № 1», по отдельным столбикам сверху вниз («Таблица № 2»).
– озвучивать столбики с парными согласными по «Таблице № 1» сверху вниз:
верхний столбик, потом нижний столбик и т. д.
– озвучивать склады по таблицам строчками: последовательно сверху вниз.
-озвучивать склады в любом другом порядке, последовательно или выборочно, на разные мотивы знакомых детских песенок.
– ребенок может действовать вместе со взрослым или самостоятельно, под
наблюдением взрослого.
4.Вид деятельности – классификация — это распределение кубиков на отдельные группы. Ребенок умеет классифицировать:
– по размеру.
– по цвету.
– по цвету и звучанию.
– по размеру, цвету и звучанию.
– по гласным буквам.
– по согласным буквам.
– владеет основными этапами классификации:
– выбор кубика из числа других кубиков.
Выбираем нужный кубик из двух-трех, а потом из пяти-шести других кубиков.
V. Контрольно-измерительные материалы
Для выявления уровня развития детей в начале и в конце учебного года
проводится диагностическое обследование педагогом. Мониторинг проводится
исключительно с целью индивидуализации образовательного процесса и
оптимизации работы с группой детей. Все данные заносятся в сводную
диагностическую карту обследования, которые помогают проанализировать
результаты обследования, спланировать работу и увидеть динамику развития
ребенка.
Форма диагностической карты:
ФИО |
Правильно озвучивает и показывает «золотые», «железные»,«деревянные» склады(таблица и кубики) |
читает попевки (слева –направо,сверху-вниз) |
Классифицирует кубики |
Умеет голосом выделять ударный клад |
Владеет складовым чтением слов |
Список литературы
1. Пятибратова Н.В. Учимся с удовольствием! Система быстрого обучения
чтению детей 5-6 лет с речевыми нарушениями по методике Н.А.
Зайцева/Пятибратова Н.В.; под ред. Н.Я. Ильяковой. – М.:Издательство
ГНОМ и Д, 2007, – 72с.
2. Зайцев Н.А. Учебник для родителей, воспитателей, учителей. – СПб.:
НОУДО «Методики Н. Зайцева», 2012.