Ахмадишина Айгуль Фаннуровна
Сафина Гузель Илдаровна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад присмотра
и оздоровления № 60 «Дружная семейка»
г. Альметьевск, Республика Татарстан
Проект
«Наш весёлый огород»
в первой младшей группе «Кнопочки»
Воспитатели: Ахмадишина А.Ф
Сафина Г.И
Актуальность:
Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно – исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.
Цель проекта: Формирование экологической культуры у детей и их родителей; создание условий для познавательного развития детей; расширение представлений детей об окружающем мире, о значении воды и тепла в жизни человека, растений; создание условий для участия детей в трудовой деятельности.
Задачи проекта:
Для работы с детьми
Обучающие:
– Формировать элементарные представления о том, как выращиваются огородные растения.
– Формировать желание ухаживать за огородными растениями: вовремя полить, рыхлить почву, предохранять от прямых солнечных лучей.
– Формировать коммуникативные навыки.
Развивающие:
– Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через:
– Наблюдения за ростом растений;
– Беседы о значении овощей в жизни человека;
– Опытно-экспериментальную деятельность.
– Развивать речь детей, активизировать словарь.
– Развивать трудовые навыки.
Воспитывающие:
– Воспитывать бережное и доброе отношение к природе.
– Воспитывать желание производить трудовые действия, помогать взрослым.
Для работы с родителями
1. Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе.
2. Выполнять совместные задания по проекту.
Для педагога
1. Овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.
2. Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми.
3. Сформировать предметно-развивающую среду для проекта, пополнить центр познания играми на тему проекта.
4. Помогать детям добывать знания.
Вид проекта: познавательно – исследовательский.
Время реализации проекта: 18 марта – 19 апреля 2024 года.
Участники проекта: воспитатели Сафина Гузель Илдаровна, Ахмадишина Айгуль Фаннуровна дети первой младшей группы “Кнопочки”, родители воспитанников.
Предполагаемый результат:
Для детей: расширение знаний о строении растений и роли овощей в жизни человека; формирование первоначальных навыков бережного отношения к растительному миру; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой; самоутверждение личности ребенка; снятие стрессовых факторов.
Для родителей: повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений, самореализация.
Для педагога: повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.
Оборудование и материалы для посадки растений и ухода за ними: ящики с землей, семена растений, палочки, совочки, лейки с водой, грабельки.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный (1 неделя):
– определение цели и задач проекта,
– сбор информационного материала,
– создание условий для организации работы в «огороде на окне»,
– составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
2. Основной (или этап реализации проекта) (3 недели):
проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение).
3. Заключительный (1 неделя):
Выставка рисунков детей, постановка сказки «Репка», презентация фотоальбома «Наш весёлый огород».
Реализация проекта
1 этап – подготовительный
Беседа с родителями «Мини – огород на окне»:
– Обсудить цели и задачи проекта;
– Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
– Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимых атрибутов;
– Создать условия для реализации проекта «Наш весёлый огород».
2 этап – основной
а.) Знакомство и закрепление представлений об овощах и фруктах:
– Беседы: «Овощи и фрукты», «Что такое огород и что на нём растёт», «Какие растения можно вырастить на подоконнике», «Витамины с грядки»;
– Углублять и расширять знания видах растений;
– Рисование: «Яблоко», «Фруктовый сад», «Однажды хозяйка с базара пришла…» с использованием трафаретов;
– Лепка: «Морковка», «Яблоко», «Апельсины», «Бананы»;
– Дидактические игры: «Овощ или фрукт», «Чудесный мешочек», «В борщ или в компот?», «Какой формы?», «Во саду ли в огороде», «Лото: овощи, фрукты и ягоды», «Овощной магазин» (знакомство и закрепление формы и цвета предметов);
б) Знакомство с художественными произведениями об овощах, фруктах:
– Чтение художественной литературы: В. Коркин «Что растет на нашей грядке», Ю. Тувим «Овощи», Ю. Мориц «Зеленеет лук в воде», М. Бородицкая «Щи-талочка», И. Токмакова «Купите лук»;
– Рассматривание книг, иллюстраций и энциклопедий о растениях;
– Разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом, овощами и фруктами;
– Отгадывание загадок про овощи и фрукты;
– Заучивание русской народной песенки “Огуречик – огуречик”;
-Чтение русской народной сказки “Репка” с использованием театрализованной деятельности;
– Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки»;
– Развивать речь детей, расширять словарный запас.
б) Развивать мелкую моторику пальцев рук детей:
– Пальчиковые игры: «Мы делили апельсин», «Засолка капусты», «Варим щи», «Компот»;
г.) Практическая деятельность:
-Посадка лука. Вызвать интерес к выращиванию лука.
-Выращивание рассады (бархатцы, петунья, настурция, циннии, горох, фасоль, редис, помидоры, огурец, перец, салат, укроп, петрушка, базилик). Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями.
-Опыт – наблюдение за ростом лука. Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерна.
– Опыт – наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях. Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло).
д.) Формирование инициативы и творчества, развитие двигательных умений и навыков детей:
– Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Огуречик-огуречик», «Пузырь», «Соберем урожай».
е.) Работа с родителями:
– Консультация для родителей «Огород для детей»;
– Консультация для родителей «Лук от семи недуг»;
– Оформление фотоальбома «Огород на подоконнике»;
– Создать у родителей радостное настроение, вызвать желание участвовать в проекте.
3 этап – заключительный
– Выставка результатов творчества детей. Демонстрация результатов работы по проекту;
– Показ инсценировки сказки «Репка». Развитие творческих способностей детей;
– Презентация фотоальбома «Наш весёлый огород». Представление результатов реализации проекта.
Итоги проекта:
Результатом нашей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение наших детей. Считаю, что цели, поставленные перед нами в этом проекте, были выполнены. Участниками проекта являлись не только дети, но родители, принявшие активное участие в конкурсе «Огород на окне».
Анализ:
Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста.
С целью формирования интереса к познавательно-исследовательской деятельности, расширения знаний детей об особенностях строения и условиях роста растений и воспитания бережного и заботливого отношения к растениям был создан и оформлен мини-огород на подоконнике с привлечением родителей. Родителями вместе с детьми креативно оформлены стаканчики для высадки луковиц.
Таким образом, выращивание овощей на подоконнике – полезно тем, что оно развивает любознательность у детей и помогает лучше познать жизнь растений. Они украшают быт и могут доставлять эстетическое наслаждение.
По реализации проекта «Наш весёлый огород» были получены следующие результаты:
1. Дети познакомились с овощами и фруктами.
2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
4. Дети увидели многообразие посевного материала.
5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
6. В группе был создан мини – огород на подоконнике.
7. Дети стали более уважительно относиться к труду.
8. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
Список использованной литературы
- Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005.
- Николаева С. Н «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». М.: «Просвещение», 2008 г.
- Интернет ресурсы.