Гафиятуллина Алсу Фанисовна
педагог-психолог
Структурное подразделение
МАОУ «СОШ №3»,
ППМС служба «Доверие»
г. Нурлат, Республика Татарстан
Цель: гармонизация детско-родительских отношений.
Задачи:
- Формирование навыков конструктивного взаимодействия;
- Осмысление собственного эмоционального состояния и поведения.
Здравствуйте, дорогие родители! Искренне рада видеть вас. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, заботе и уважению. Мы сегодня собрались с вами для интересной и познавательной работы, которая поможет нам лучше узнать и понять наших детей».
Упражнение «Знакомство»
Цель: способствовать установлению дружеской атмосферы в группе; настроить родителей на диалог; вызвать у них положительные мнения об их детях; снять эмоциональное напряжение.
Ход упражнения. Психолог. Для эффективной работы я предлагаю Вам, чтобы каждый из родителей назвал свое имя, имена и возраст своих детей. И, пожалуйста, закончите одно из следующих предложений, которые лежат перед вами:
1. Два слова, которыми можно описать моего ребенка – …
2. Если бы мой ребенок был звуком, он звучал бы, как -…
3. Больше всего мне в моем ребенке нравится – …
4. Мой ребенок заставляет меня смеяться, когда – …
Участник, который имеет более чем одного ребенка, может применять по одному предложению, говоря о каждом из них. Каждое предложение построено так, чтобы высказывание было положительным. Это веселое упражнение. Родители говорят то, что приходит им в голову, ведь никто ничего не записывает.
Хотелось бы отметить 3 важных момента, которые стоит помнить:
Во-первых, идеальных родителей не бывает. Родители не боги, а живые люди со своими слабостями, настроениями, интересами.
Во-вторых, какой бы выдающийся психолог или педагог не работал с нами, положительные изменения наступят лишь тогда, когда мы начнем действовать, использовать теорию на практике.
В-третьих, наш мастер-класс называется «Душа ребенка», ведь без творческого подхода и чувством сердца общение с детьми будет не эффективным.
Уважаемые родители! Какие ассоциации у вас вызывает слово «семья»?
Упражнение «Душа ребенка»
Психолог держит в руках прозрачную чашу. Эта чаша – душа ребенка. Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы хотели бы наделить своего ребенка?
Раздаются вырезанные сердечки из цветной бумаги и маркеры.
Задача: родители на «сердцах» должны написать качества, которыми бы хотели наделить своего ребенка, можно нарисовать рисунок. Затем кладут их в чашу.
Психолог: Посмотрите, какую красочную, многогранную душу мы хотим видеть в ребенке.
А какими должны быть мы родители, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче? (Ответ родителей)
Еще я думаю, что родители должны быть эмоционально уравновешенными, уметь владеть собой и своими эмоциями.
Упражнение «Сосуд сознания»
Это упражнение научит детей тому, как можно управлять сильными эмоциями, если они вдруг захлестывают. Возьмите прозрачную емкость и наполните ее водой. Затем зачерпните столовую ложку клея с блестками или просто блестки и положите в воду. Закройте крышкой и встряхните. А теперь расскажите:
«Представьте, что вы злитесь или чем-то расстроен, а блестки — это ваши мысли. Видите, как они крутятся и мешают спокойно посмотреть сквозь прозрачную банку и воду? Вот почему так легко наделать глупостей, когда вы расстроены или злы — ваши мысли замутнены такими же мыслями-блестками. Но не волнуйтесь, такое случается с каждым из нас (мы родители тоже злимся, расстраиваемся и делаем глупости)».
Теперь поставьте банку на стол.
«Видите, что происходит, если нам удастся успокоиться хотя бы на пару минут? Смотрите: блестки оседают, и вода снова становится чистой и прозрачной. Так же работает и ваш ум. Когда вы немного успокаиваетесь, мысли тоже успокаиваются, и вы начинаете думать четче».
Это упражнение не только помогает детям лучше понять, как устроены эмоции, но и тренирует их внимание — им нужно наблюдать за блестками в воде.
Упражнение «Я люблю своего ребенка»
Под тихую музыку.
Психолог: а сейчас закройте глаза, представьте своего ребенка и решите для себя: «Я буду любить своего ребенка, даже если он не лучший и звезд с неба не хватает. Я буду любить его, даже если он не оправдает всех моих надежд. Я буду любить его, какой бы он не был, как бы не поступил. Это не означает, что любой поступок я одобрю. Это значит, что я люблю его, даже если поведение могло быть лучше. Я люблю просто потому, что это мой сын или дочь».
Откройте глаза.
Обсуждение:
– Что вы чувствовали во время выполнения этого упражнения?
Рефлексия «Багаж знаний»
Наша встреча подошла к концу. Расскажите, пожалуйста, что вы возьмете с собой в «Багаж знаний» и какой вывод вы сделали для себя?
Какие чувства вы испытываете, завершая нашу встречу? (ответ родителей)
Спасибо вам за вашу искренность, добрые пожелания. Мне было очень интересно с вами работать. В знак благодарности и на память о нашей встрече хочу вам подарить брелочки с пожеланиями. Пусть у вас всегда все будет хорошо.