Ефремова Марина Владимировна
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №12» НМР РТ
г. Нижнекамск, Республика Татарстан
«Хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце» – это слова Л.Н. Толстого. Педагогу, работающему с детьми с ограниченными возможностями здоровья, требуется все это вдвойне.
На сегодняшний день увеличение детей с ограниченными возможностями здоровья стало одной из самых тревожных проблем дошкольного образования. Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Для того чтобы в дальнейшем жизнь таких детей была полноценной, необходимо обеспечить оптимальные условия для их успешной интеграции в среду здоровых сверстников уже в дошкольном учреждении.
Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач нашего детского сада, в детском саду функционируют 3 компенсирующих группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (диагнозом ОНР 1-3 уровня, ФФН, у некоторых детей диагноз Дизартрия).
С целью целенаправленного поэтапного решения данной проблемы ежегодно в годовой план ДОО включаются задачи речевого развития дошкольников. Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей.
Разнообразие методов обучения и организация детской деятельности приобретает в логопедической работе особое значение. Не секрет, что она предполагает достаточно много однообразных упражнений, нацеленных на отработку и закрепление тех или иных речевых конструкций. Поэтому от методической грамотности учителя – логопеда, специалистов и воспитателя, их желания и способности найти разные, непохожие один на другой способы организации детской деятельности и общения в этих условиях напрямую зависят сроки, характер и результат коррекционной работы.
Согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов и родителей поможет поднять качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:
- создание развивающей предметно-пространственной среды;
- целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
- повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
- изучение состояния устной речи детей;
- участие родителей в речевом воспитании детей.
Мы постарались организовать развивающее пространство группы так, чтобы каждый ребёнок имел возможность упражняться, наблюдать, добиваться поставленной цели. Обстановка группы позволяет предусмотреть чередование специально организованных занятий и свободной деятельности детей, способствует реализации режима двигательной активности, что предупреждает умственное утомление, способствует здоровьесбережению. Кроме того, создавая коррекционно-развивающую среду группы, мы стремились к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала стремление к самостоятельной деятельности.
Каждый центр группы отграничен от остального пространства с помощью мебели или воздушного зонирования и имеет своего радушного хозяина, способного многому научить детей. Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Компенсирующая группа оснащена современным игровым оборудованием, которое включает ТСО, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.
С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в группе оформлены речевые уголки. Разработаны определенные требования к их содержанию. Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.
В работе с детьми применяются игровые технологии, цель которых развивать фонематические процессы у дошкольников с нарушением речи. Опыт показывает, что реализация системы использования игровых технологий повышает эффективность предупреждения и преодоления нарушений фонематических процессов. В процессе специальных игр у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки.
Личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми позволяет методически обогатить само понятие «коррекционно-речевой процесс» как интересную, разнообразную и одновременно – целенаправленную и систематическую совместную деятельность ребенка и педагога – самые разные речевые упражнения и игры, беседы, рассматривание картинок и книжных иллюстраций, предметно-практическую, театрализованную деятельность и др.
Но для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения недостаточно только занятий с учителем – логопедом. Необходимы дополнительные упражнения с воспитателем группы детского сада, родителями. Мы разработали план мероприятий для профилактики и коррекции нарушений речи детей, начиная со средней группы:
- Развитие артикуляционной моторики;
- Развитие мелкой моторики и координации движений;
- Обогащение словарного запаса;
- Формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
- Формирование грамматического строя речи;
- Формирование связной речи в соответствии с возрастной нормой;
- Обучение грамоте.
Взаимодействие специалистов ДОО включает в себя, прежде всего осознание педагогами себя как части команды единомышленников, объединенных одними целями и задачами работы с детьми.
Положительную роль в работе с детьми, в коррекционной группе, играют совместные занятия учителя – логопеда и инструктора по физической культуре. Объединяются две образовательные области: «физическое развитие» и «речевое развитие». Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, который предполагает получение единого целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и гармоничное его вхождение в социум.
При правильной интеграции физического и речевого развития можно не только укрепить здоровье, но и скорректировать имеющиеся нарушения моторики, предупредить формирование неправильных двигательных стереотипов.
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия учителя- логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.
Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.
Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям: коррекционно-развивающее; информационно-консультативное. Осуществляя свою работу учитель-логопед, и музыкальный руководитель учитывают:
- структуру речевого нарушения;
- индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
- закрепляют знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях;
- всесторонне развивают личность дошкольника.
И учитель – логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.
Одним из существенных факторов повышения результативности работы педагогов является включение в нее родителей, других членов семьи. В период дошкольного детства семья оказывает решающее воздействие на ребенка, в том числе посещающего дошкольное учреждение. Опора на семью, серьезный настрой родителей на проведение в семье необходимых мероприятий коррекционной направленности значительно пополняют репертуар возможностей воспитателя.
Задача педагогов в работе с детьми с ОВЗ состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями, умениями и некоторыми приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием задания для домашней работы с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.
Формы взаимодействия с родителями включает в себя:
- родительские собрания
- групповые консультации
- беседы
- индивидуальные беседы об особенностях развития их ребенка
- анкетирование
- проведения совместных мероприятий
- показ открытых занятий
- информационные выставки
Первое собрание для родителей проводится, когда компенсирующая группа скомплектована. В доступной форме объясняем родителям суть речевого дефекта детей. Первая встреча позволяет установить контакт с родителями, где происходит сбор анамнеза, цель которого:
1. Выявить сведений о ребенке, его психическом и физиологическом состоянии на момент его рождения и развития в раннем детстве.
2. Выяснить в каких условиях воспитывался ребенок и его наследственность.
Второе родительское собрание проводится по результатам обследования логопеда и воспитателей группы. На этом собрании родители знакомятся с выводами педагогов и состоянием знаний детей в различных видах деятельности. Учитель-логопед дает рекомендации по организации ежедневных занятий с ребенком дома и по индивидуальной тетради. В этой тетради, родители, после занятий с ребенком оставляют свою подпись, по которой можно проследить, занимаются родители с ребенком дома или нет.
На третьем собрании, совместно с воспитателями, информируем родителей, об итогах обучения детей за истекший срок. На этом собрании учитель-логопед проводит открытое занятие.
Четвертое родительское собрание проводится по итогам коррекционного обучения и заключения ПМПК. На собрании даются рекомендации на лето по закреплению полученных знаний. Кроме собраний важным видом взаимосвязи в работе с воспитателями и родителями, являются консультации. Это своеобразный всеобуч родителей.
Темы консультаций могут быть следующие:
- Артикуляционная гимнастика.
- Развитие мелкой моторики
- Речевые игры дома.
- Учите ребенка запоминать.
- Постановка и автоматизация отдельных групп звуков.
- Обучение детей с ОНР.
- Готовность детей к звуковому анализу.
- Обучение детей грамоте с ОНР
- Пальцы помогают говорить
- Обогащение словаря ребенка.
- Комплекс артикуляционной гимнастики
- Упражнения пальчиковой гимнастики, и другие
Консультации могут быть фронтальные и индивидуальные. Родители в течение года могут посещать занятия, проводимые учителем-логопедом, воспитателями, специалистами
В уголке для родителей, создан экран звукопроизношения, где выставляются фишки, по мере постановки и исправления звуков речи каждого ребенка, размещена папка – передвижка, в которой можно посмотреть и вспомнить, какие упражнения нужно проводить с ребенком дома, выставляются книги, рекомендованные для занятий с ребенком, существует «тетрадь связи логопеда с родителями», где учитель – логопед записывает задания на дом по выполнению и закреплению знаний, полученных на фронтальных занятиях. Проводятся родительские «пятиминутки», где учитель-логопед показывает, как нужно заниматься с ребенком дома.
Для работы с родителями составлен перспективный план с целью:
1. Пропагандировать необходимость коррекционной работы.
2. Обучать родителей:
- правильному проведению артикуляционной гимнастики и пальчиковой гимнастики.
- приемам постановки звуков, их автоматизации и дифференциации.
- развитию памяти, внимания, мышления.
Только совместная работа учителя – логопеда, специалистов, воспитателей и родителей, направленная на осуществление общих задач, дает основание рассчитывать на положительные результаты.
Мы всегда должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, его поведение и возможности познания мира, следовательно, и его личность будет наиболее гармонично развита.