Плеханова Ирина Владимировна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 16» НМР РТ
г. Нижнекамск, Республика Татарстан
Понимание смысла прочитанного, услышанного, увиденного, что может быть важнее в нашей жизни? Человек, лишённый этих важнейших навыков не может комфортно существовать в мире. К сожалению, каждый день на своих уроках мы встречаемся с тем, что ребята нас неправильно понимают, не так трактуют наши слова и тексты заданий, а что уж говорить об информации в учебниках. При этом в новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется структуре смыслового чтения и работе с текстом. Поэтому формирование действия смыслового чтения стало одной из важнейших педагогических проблем. Смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей (А. А. Леонтьев). Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, то есть осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом. 1 стадия смыслового чтения – вызов. Информация, полученная на стадии вызов, выслушивается и обсуждается. Задача учителя на данной стадии заключается в том, чтобы каждый принимал активное участие в вызове того, что они уже знают по данной теме. Необходимо заинтересоваться обучающихся, которые на данной стадии анализируют собственные знания, систематизируют информацию до ее изучения, демонстрируют первичные знания. Возможные приемы и методы: составление рассказа предположения по ключевым словам, кластеры, таблицы, верные/неверные утверждения, перепутанные логические цепочки.
2 стадия – осмысление (реализация смысла). На этом этапе происходит непосредственный контакт с новой информацией. Учителю нужно поддержать усилия обучающихся по описанию собственного понимания, создать условия для активного восприятия новой информации. Обучающиеся вступают в контакт с новой информацией, используя предлагаемые учителем активные методы чтения: делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации. Возможные приемы и методы: поиск ответов на вопросы, заполнение маркировочной таблицы, ведение различных записей, модель фрейер.
Модель фрейер – это обучающая структура, помогающая учащимся глубоко понять и осознать изучаемые понятия и концепции. Участники рассматривают какое-либо понятие с разных сторон, записывая его необязательные характеристики, примеры и антипримеры (то, что не может являться примером).
С помощью этой модели обучающиеся смогут самостоятельно сформулировать понятия, к которым учитель подводит их: выделить особенное и незначительное в формируемом понятии, указать основную информацию.
3 стадия – размышление (рефлексия).Здесь происходит творческая переработка, анализ, интерпретация и оценка изучаемой информации.Учитель направляет детей на включение новых понятий, внесение изменений, закрепление полученных знаний и формирование долговременного знания. Обучающиеся соотносят старую информацию с новой, стараются выразить мысли своими словами, обмениваются идеями. Возможные приемы и методы: подробный кластер, вторичное заполнение таблицы, логические цепочки, ответы на поставленные вопросы, организация дискуссий, исследование, написание эссе.
Таким образом, использование этой структуры помогает нам научить детей ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; находить и воспроизводить в тексте требуемую информацию; выделять не только главную, но и второстепенную информацию; читать внимательно и вдумчиво. Начинается работа с 5 класса, а при подготовке к изложению в 9 классе и сочинению в 11 классе учащиеся легко находят ключевые слова в текстах, кроме того выделяют главную мысль, извлекают информацию из текста для осознанного построения речевого высказывания.
Слова Константина Дмитриевича Ушинского «читать – это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное дело» как никогда актуальны в наши дни, в период, когда необходимо сформировать метапредметные умения учеников. Чтение является основным умением, необходимым для дальнейшего успешного обучения. Данная структура смыслового чтения универсальна. Ее можно использовать на различных уроках с учащимися разных возрастных категорий.
Пример использования смыслового чтения при работе с текстом
1 стадия смыслового чтения – вызов. Учитель задает вопросы. Если обучающийся отвечаете да, то встает справа от учителя, соответственно, если нет, то слева. Такой прием называется «углы».
1. Согласны ли Вы, что война – это ужас из ужасов, это самое страшное преступление?
2. Смогли бы Вы создать для человечества бомбу?
3. А знаете ли Вы человека, который выступал за мир во всем мире, но при этом был создателем динамита? Так учащиеся объединяются по группам. Затем ученики рассматривают портрет человека, стараются вспомнить этого человека. В данном случае дан портрет Альфреда Нобеля, удивительного человека, человека контраста. На 2 стадия – осмысление (реализация смысла) дети читают данный им текст и заполняют модель фрейер.
Альфред Нобель – человек контрастов
А́льфред Бе́рнхард Но́бель (1833-1896), великий шведский изобретатель и промышленник, был человеком больших контрастов. Он был сыном банкрота, а стал миллионером; учёным – с любовью к литературе, промышленником, которому удалось остаться идеалистом. Он разбогател, но жил простой жизнью, и хотя был весёлым в компании, в домашней обстановке часто бывал грустным. Он любил людей, но у него никогда не было ни жены, ни детей, которые любили бы его; патриот своей родины, он умер одиноким на чужбине. Он изобрёл новое взрывчатое вещество динамит, чтобы в мирное время улучшить горнодобывающую промышленность и строительство дорог, но увидел, что его используют как военное оружие, чтобы убивать и ранить людей. В течение всей своей приносящей пользу жизни он часто чувствовал себя бесполезным. Всемирно известного своими работами, лично его никогда хорошо не знали, так как в течение всей своей жизни он избегал публичности. Он родился в Стокгольме 21 октября 1833г., но в 1842г. со своими родителями переехал в Россию, где его отец, Эммануил, добился для себя хорошего положения в инженерной индустрии. Эммануил Нобель изобрёл фугас и заработал много денег на правительственных заказах во время Крымской войны, но вскоре после этого обанкротился. Большая часть семьи вернулась в Швецию в 1859г., где Альфред присоединился к ним в 1863г., начав своё собственное изучение взрывчатых веществ в лаборатории отца. Он никогда не посещал школу или университет, а учился частным образом, и к тому времени, когда ему исполнилось 20 лет, он был умелым химиком и превосходным лингвистом, разговаривая на шведском, русском, немецком, французском и английском. Как и его отец, Альфред Нобель был одарён богатым воображением и изобретательностью, но ему больше везло в бизнесе, и он проявлял больше финансового чутья. Он быстро мог увидеть, где есть промышленные возможности для его научных изобретений и создал более 80 компаний в 20 разных странах. И действительно, его величие заключалось в выдающейся способности сочетать качества оригинального учёного с качествами дальновидного промышленника. Но зарабатывать деньги или даже делать научные открытия никогда не было главным для Нобеля. Редко бывая счастливым, он всегда искал смысл жизни и с юности проявлял серьёзный интерес к литературе и философии. Возможно, потому что он не смог найти обычной человеческой любви – он никогда не был женат – он проявлял серьёзную заботу обо всём человечестве. Он всегда был щедр с бедными. Его величайшим желанием было увидеть конец войнам, а значит мир между народами, и он тратил много времени и денег, работая для этого дела до самой своей смерти в Италии в 1896г. Его знаменитое завещание, по которому он оставил деньги для награждения премиями за выдающуюся деятельность в области физики, химии, физиологии, медицине, литературы и мира, это памятник его интересам и идеалам. В своем завещании Нобель писал, что это было его твердое желание, чтобы при выборе лауреата приза не учитывалось гражданство кандидатов, а самые достойные должны получить приз. Это завещание было написано в Париже 27 ноября 1895г. Со смерти Нобеля много выдающихся ученых, писателей и общественных деятелей из разных стран стали лауреатами Нобелевской премии.
Человек мира |
Нобелевская премия |
Промышленные открытия и научные изобретения |
Одиночество |
Любитель человечества. Филантроп. Идеалист. Сын, патриот своей родины. Поиск смысла жизни. Забота о целом человечестве. Использование каждой возможности, чтобы помочь бедным. Главное желание – увидеть конец войнам и мир между странами. Идеалы Нобеля стали идеалами всех прогрессивных людей мира. |
Его имя – известность и слава других. Его завещание – памятник его интересов и идеалов. Он оставил деньги, чтобы обеспечить призы за выдающиеся работы по физике, химии, физиологии, медицине, экономике, литературе и поощрении мира во всем мире. Это завещание было написано в Париже 27 ноября 1895. Лауреатами Нобелевской премии. |
Известные промышленные открытия. Оригинальный ученый. Научные изобретения. Создание динамита для улучшения работы горной промышленности и дорожного строительства (но это использовалось в качестве оружия войны, чтобы убивать и ранить людей). |
Не смог найти обычную человеческую любовь. Никогда не было жены и семьи. Умер в одиночестве. Часто чувствовал себя бесполезным. Никогда не был лично известен. Редко был счастлив. |
3 стадия – рефлексия. Учащиеся формируют универсальную подсказку, которая поможет им составить рассказ о герое. Первая группа – человек мира и одиночество; вторая группа - промышленные открытия и научные изобретения, Нобелевская премия. Из одного и того же текста дети составляют два разных рассказа в зависимости от того, что от них требуется.
1 группа человек мира и одиночество
Альфред Нобель был человеком многих контрастов. Он ученый, который любил литературу, промышленник, которому удалось остаться идеалистом. Он был гостеприимным хозяином и интересным собеседником, а в повседневной жизни был мрачным и грустным. Он любил людей, но остался один на всю жизнь. У него не было семьи, и он никогда не был женат. Он был патриотом, но умер далеко от родины, в Италии. Его главное желание – увидеть конец войнам и мир между странами. А. Нобель использовал каждую возможность, чтобы помочь людям вплоть до своей смерти. Идеалы Нобеля стали идеалами всех прогрессивных людей мира.
2 группа промышленные открытия и научные изобретения, Нобелевская премия
Альфред Нобель – великий изобретатель и промышленник. В 1863 году он изобрёл динамит, который принёс ему мировую известность. Когда А. Нобель создавал динамит, он думал, что его изобретение будет служить прогрессу и будет использовано в мирных целях: для строительства дорог, шахт, тоннелей. Но динамит стал использоваться для военных целей. Его изобретения были известны во всех странах мира, но сам он никогда не был известен, только после смерти его имя получило признание. Его имя принесло известность и славу другим. Со смерти Нобеля много выдающихся ученых, писателей и общественных деятелей из разных стран стали лауреатами Нобелевской премии. Завещание А. Нобеля – это памятник его интересов и идеалов. Он оставил деньги, чтобы обеспечить призы за выдающиеся работы по физике, химии, физиологии, медицине, экономике, литературе и поощрении мира во всем мире.