Сулейманова Светлана Рафаэлевна
директор
МБУДО «Детская школа искусств № 5»
г. Казани, Республика Татарстан
Современному обществу нужна личность с неординарным творческим мышлением и широким кругозором, умеющая ставить и решать оригинальные задачи. Детская одаренность в России имеет государственное значение, именно поэтому сегодня уделяется особое внимание специальным программам, направленным на развитие способностей и таланта детей.
Одаренный ребенок — это ребенок с более высокой, чем у его сверстников восприимчивостью к учению и более выраженными творческими проявлениями, обладающий очевидными достижениями (или имеющий внутренние предпосылки к ним), интенсивность выраженности и яркость которых выделяют его среди ровесников. Для него характерны следующие черты:
– чрезвычайная любознательность и потребность в познании;
– энергичность, яркая независимость;
– опережение сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития: обладание отличной памятью, высоким уровнем мышления и интеллекта, хорошо развитой речью, большим словарным запасом;
– повышенные требования к себе и окружающим;
– стремление к совершенству и достижению высоких результатов.
Таким детям не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для успешной самореализации им, как правило, необходимо публичное признание. Если говорить о юных музыкантах, это, прежде всего, выступления (и достижения!) на конкурсах различного уровня.
Публичное выступление – это результат напряженного творческого труда ученика. Ребенок в раннем возрасте не испытывает сценического волнения, для него это увлекательная игра и способ привлечь к себе внимание родителей. Однако, по мере взросления, ученик все больше осознает ответственность за выступление: волнение, страх, неуверенность в собственных силах могут негативно отразиться на качестве исполнения конкурсной программы. Поэтому важно формировать у него сценическую устойчивость с ранних лет.
Следует отметить, что волнение присутствует у всех музыкантов, имеющих опыт выступлений и новичков на сцене. Разница в том, что опытные музыканты умеют быстрее адаптироваться к экстремальным условиям конкурсного или концертного выступления, а также с опытом приобрели способности регулировать свои психические состояния. Поэтому их волнение даже полезно для более яркого и эмоционального выступления. У молодых исполнителей, не имеющих большого опыта выступлений на сцене, часто преобладает сильное возбуждение, а у некоторых даже состояние апатии. Иногда у них пропадает желание выступать. В таких случаях без помощи психолога или без знаний саморегуляции своего психического состояния при подготовке к концертному выступлению обойтись невозможно. Основной задачей педагога и исполнителя является «поиск путей и средств обеспечения психической готовности музыканта к публичному выступлению в процессе работы над музыкальными произведениями». Н.А. Римский-Корсаков часто говорил, что чем хуже выучено произведение, тем больше волнение.
Есть несколько факторов успеха при подготовке ребенка к конкурсам, которые мы рассмотрим подробнее.
Не всякому ребенку подготовка к конкурсу и участие в нем пойдут на пользу. Помимо таланта, очень важна заинтересованность самого ученика, способность быстро, сосредоточенно и основательно заниматься. Однако стоит учитывать, что способности детей могут раскрываться по мере их взросления и развития.
Нестандартный характер занятий: стоит не только изучать произведения, намного опережающие школьную программу, но и развивать образное мышление. На этом этапе важную роль играет сам педагог, который должен уметь заинтересовать ребенка как собственно занятиями, так и возможностью участия в различных конкурсах. Это позволит сформировать у учащегося стимул к систематической работе.
Индивидуальный подход к выбору конкурсной программы: приоритет должен отдаваться тем произведениям, которые в техническом и исполнительском отношении наиболее успешно удаются ученику.
Конкурсную программу нужно прорабатывать заблаговременно, она должна уложиться в сознании ребенка. Для этого необходимо разобрать каждое произведение на мелкие и крупные части, тщательно отрабатывать трудные в техническом плане места – проигрывать их в разных темпах: с самого медленного до максимально быстрого, постепенно «собирая» мелкие части в более крупные и работая над темпом – исчезновение ощущения трудностей в исполнении является первым критерием готовности программы к выступлению. Для отработки с учащимся уверенности движений следует добиваться максимального контроля ребенком своего пианистического аппарата во избежание «зажима» в процессе выступления на конкурсе. Художественная готовность программы определяется импровизационной свободой игры, в которой не теряется нить музыкальной мысли. Накануне выступления следует набраться сил и отдохнуть. «Большую ошибку совершают те, кто в последние дни работают до изнеможения…», – напоминал Г.М. Коган [4, 28]. Перед выступлением необходимо неоднократно проиграть произведение в среднем темпе, что позволит выявить и устранить недочеты.
Внешний вид юного исполнителя очень важен для выступления. Педагог должен заранее обговорить с учеником и его родителями конкурсный наряд: обувь должна быть удобной, без каблука и острого носка, чтобы было удобно пользоваться педалью; одежда не должна сковывать движения и отвлекать внимание исполнителя.
Пианистам особенно трудно приспособиться к незнакомому инструменту и месту исполнения. Поэтому педагогу следует заранее прорепетировать с учеником весь процесс конкурсного выступления. При выходе на сцену важно не торопясь подойти к инструменту, поклониться залу, проверить расположение стула, подставки под ноги и прочих атрибутов. Ни в коем случае нельзя сразу начинать игру, ученик должен пропеть «про себя» пару начальных тактов и настроиться на стиль произведения, только после этого можно начинать играть. По окончании исполнения программы, ученик должен снова поклониться залу и степенно удалиться со сцены, сохраняя внешнее спокойствие.
Анализируя проблемы сценического волнения, педагоги отмечают, что многое зависит от типа нервной системы. На всех волнение действует по-разному: ученик, на которого педагог возлагает надежды, при выходе на сцену теряется и вся работа, проделанная до этого, идет насмарку. Есть способные дети, которые могут работать одинаково хорошо и в классе, и на сцене. Некоторые ученики, работая индивидуально с преподавателем не в полную силу, чувствуют себя на площадке сцены, как «рыба в воде» и умеют подать и себя, и музыкальный материал.
Перечислим источники появления страха на сцене: негативное подавляющее мнение сверстников, неудачные попытки выступления в прошлых мероприятиях, плохая оценка проделанной работы, излишняя застенчивость, запугивание в детстве. Все это мешает успешному выступлению на сцене.
Как правило, первопричиной большинства психологических проблем ребенка являются необдуманные действия его родителей. Очень многие родители непременно хотят присутствовать на занятиях их детей в классе по специальности. Необходимо помнить, что для ребенка такая ситуация может нести дополнительный стресс. Перед ним находятся две авторитетные фигуры – педагог по специальности и родитель. В большинстве случаев ребенком эта ситуация будет воспринята как фактор, накладывающий на него дополнительную ответственность. Поэтому желательно ограничить нахождения родителей в классе во время занятий их ребенка с педагогом по специальности. В подростковом возрасте большое значение имеет утверждение среди сверстников. Очень часто после выступления ученик, услышав негативную оценку от товарищей по сцене своей только что проделанной работы, в дальнейшем, выступая снова, чувствует себя скованно, неловко, возникает тревога и страх. Такой психофизиологический процесс очень сложно привести в норму. Психологический климат в классе по специальности играет важнейшую роль в том, насколько готовым окажется ученик к концертному выступлению.
Сценическое волнение у каждого ребенка определяется его психофизической конституцией, типом нервной системы. Каждый исполнитель чувствует себя по-разному и педагогу необходимо индивидуально подходить к способам преодоления этой проблемы. В подготовке к выступлению нужно устранить все, что мешает, что может вызвать нервозность. У ученика не должно возникать сомнений в полном успехе. Предстоящего выступления надо ждать как праздник, а не как страшного суда.
Страх перед сценой возникает в связи с мыслями о провале перед большим количеством посторонних людей, возможности забыть текст произведения из-за волнения, неумения игнорировать ошибку в исполнении и продолжать свою игру дальше. Как писал выдающийся исполнитель и педагог Л. Коган «Исполнитель волнуется от того, что боится забыть, а забывает оттого, что волнуется». Исполнитель должен игнорировать любой промах, допущенный при исполнении, иначе, разволновавшись из-за фальшивой ноты, можно загубить всю программу.
Как бы ни было хорошо выучено произведение, для обнаружения возможных ошибок я предлагаю ученикам следующие приемы:
– игра с помехами и отвлекающими факторами, чтобы максимально сконцентрировать внимание. Включаю радиоприемник на среднюю громкость, и ученик пытается сыграть свою конкурсную программу. Если это у него получается, значит, он умеет хорошо сосредоточиться, и на сцене не должно быть провалов.
– завязываю на глазах повязку. В медленном или среднем темпе он играет произведение, при этом следит, чтобы дыхание оставалось ровным и нигде не возникло мышечных зажимов.
– в момент исполнения программы в трудном месте я произношу слово «ошибка». Ученик при этом должен суметь не отвлечься на мои слова, а сыграть произведение без остановки, как будто ничего не слышал.
– выполнение физических упражнений. Прыгает и приседает до учащения пульса, а потом играет программу.
Для достижения наилучшего сценического состояния можно воспользоваться дыхательной гимнастикой, предлагаемой Струве и Токарским: медленный, глубокий вдох через нос, небольшая задержка дыхания и спокойный выдох через рот, отдых и повторение цикла. Паузу между циклами каждый раз следует удлинять. Продлевать такую гимнастику рекомендуется перед выходом на сцену, на самой сцене до начала исполнения и в перерывах между пьесами.
Во время выступления могут появиться какие-то неожиданности, шероховатости в тексте: смазал пассаж или зацепил не ту ноту. Я учу учеников не придавать этому никакого значения, чтобы мимолетная фальшь не перебила ход мыслей. Главное – сохранить течение музыки.
На сцене может случиться и так, что в какой-то момент исполнитель запутывается в тексте, не знает, что играть дальше. Эти моменты – серьезный экзамен для психики и нервов солиста. Здесь важно не растеряться, а продолжать исполнение, как-будто ничего не произошло. Необходимо воспитывать у исполнителя умение «забыть» любой промах во время исполнения, иначе из-за незначительной помарки можно провалить все выступление.
В такой ситуации педагогу нужно оказать ученику моральную поддержку и психологическую помощь. Поощряющие слова, плавные интонации, благожелательная мимика в комбинации организуют подходящий психологический фон, который помогает ученику справиться с поставленной перед ним задачей.
Педагог во время работы с учащимся иногда чересчур драматизирует, усугубляет ненужную тревогу за конец предшествующего выступления и к началу концерта ученик «перегорает», от недостатка сил не может нести навеянную ему ношу большой ответственности.
На практике есть несколько способов преодоления сценического волнения.
Во-первых, педагог должен постараться отвлечь исполнителя от посторонних мыслей и сконцентрировать его внимание на определенном элементе музыки, на его звучании, темпе, ритме. Это позволяет в кратчайшие сроки достичь общей сосредоточенности ребенка. «Непосредственно перед выступлением, – настаивает А.Д. Алексеев, – внимание ученика нельзя загружать многими замечаниями, так как это обычно вредно отражается на исполнении»[1,45].
Еще один из методов преодоления боязни сцены – метод самовнушения. «Я внушаю ученикам перед выступлением: «У тебя хорошо выученная программа, поэтому все получится. Ты должен сыграть с удовольствием и поделиться этим с публикой». Ученику предлагаю повторять себе перед выходом на сцену: «Я спокоен и сосредоточен на музыке. Я с нетерпением жду конкурса. Я контролирую и слушаю свою игру. Я верю в себя». Самовнушение полезно связывать с картиной предстоящего успеха, считая ее заслуженной и справедливой наградой за хорошо сделанную работу. Уверенность, что произведение хорошо выучено, спасет от многих негативных форм эстрадного волнения.
Во-вторых, можно использовать аутогенную тренировку – нормализовать дыхание, расслабить мышцы, встряхнуть зажатые участки тела, проговаривать слова успокоения. Исполнить дыхательное упражнение: надувание воображаемого шарика. Вдох через нос, выдох через рот. Для снятия нервного стресса можно потереть круговыми движениями левое, затем правое запястье до появления тепла, затем проделать полукруглые массирующие движения одновременно под обеими бровями (также до появления тепла), то же самое – с двух сторон носа, напоследок натирать мочки, а затем и полностью уши до появления тепла. Подобные действия, проводимые совместно с педагогом, помогут успокоить учащегося, настроить на позитивный лад.
За 10 минут выпить немного сладкого, некрепкого чая, кусочек шоколадки, так как сладкое уменьшает ощущение «ватных ног» и «дрожание рук».
В-третьих, залог успешного выступления, помимо максимальной концентрации, – хорошо обыгранная программа. В ближайшие месяцы перед конкурсом необходимо на публике несколько раз обыграть программу. На заключительных этапах работы, когда вещь уже готова, она проигрывается целиком, от начала до конца, с представлением, что действие происходит перед очень взыскательной комиссией или публикой. Помогает видеозапись своего исполнения. Осознание того, что произведение записывают, заставляет сконцентрироваться на произведении и повышает самоконтроль.
Также, помогает пропевание по нотам текста без инструмента, вместе с инструментом, «про себя».
Перерыв между выступлениями не должен быть больше двух месяцев, так как теряется чувство адаптации к публичным выступлениям. Когда ученик уже не раз выступал на сцене с данной программой, у него появляется возможность сконцентрироваться на деталях исполнения, как до выступления, так и в процессе, отодвинув волнение и страх на дальний план.
В-четвертых, волнение может настигнуть исполнителя непосредственно во время выступления. Причиной могут служить внешние факторы, не зависящие от учащегося: внезапно упавший предмет, громкое покашливание и реплики из аудитории. В целях выработки у учащегося «иммунитета» к подобным случаям, при репетициях педагогу следует искусственно создавать внешние помехи, к примеру, неожиданно резко сдвинуть стул или покашлять. Трудно вывести одинаковые для всех «рецепты» психологической подготовки к публичному выступлению, каждый должен выбрать для себя свой собственный проверенный временем способ подготовки к концертному выступлению, но добросовестность предварительной работы – главное в стабильности выступления.
Не стоит бояться неудач и ошибок — это тоже своего рода опыт.
Творческая удача происходит лишь тогда, когда эмоциональная нагрузка и напряжение музыканта является приемлемой. Следует правильно распределять отдых и работу, подкреплять чувство ответственности и не дать овладеть собой тревоге.
Самочувствие ученика перед концертом в значительной мере зависит и от психического состояния его педагога, который должен уметь вселять бодрость и энтузиазм в сердца своих учеников, т.е. быть для них своеобразным психотерапевтом. Вид собственного наставника, волнующегося до дрожи, и в то же время призывающегося к спокойствию и уверенности в своих силах ученика – нет ничего более нелепого и более психотравмирующего. Даже если сам педагог волнуется, то он обязан это скрывать.
После выступления похвальный отзыв педагога обязан умножить чувство от успешно проделанной задачи. Особую деликатность нужно применять при любой неудаче. В одном случае будет уместна ласка, в другом, если ученик сильно занервничал, радикальные фразы. Миссия учителя заключается в том, чтобы он был и психологом, и психотерапевтом.
Подводя итоги, можно сказать, что общение со зрительской аудиторией является сугубо творческим процессом, невозможным без взаимной связи исполнителя с публикой, а также воздействия влияния аудитории на самого музыканта. Пожалуй, в основе преодоления эстрадного волнения лежит творческое желание общаться с аудиторией посредством музыки: максимально полное воплощение музыкального образа, непрерывный процесс открытия особого мира в исполняемом произведении. Дать однозначный рецепт для того, чтобы каждое выступление юного исполнителя всегда имело успех, не возьмется, пожалуй, ни один из педагогов. Каждый человек–неповторимая индивидуальность, следовательно, направления, формы и методы подготовки всегда должны основываться на индивидуальных качествах внутренней и внешней среды музыканта.
В заключении хочется сказать, любой исполнитель должен помнить, что на сцене он обязан забыть о страхе и все свои силы и мысли направить на осмысление той музыки, которую будет исполнять. Он должен выступать посредником между композитором и слушателем, показать лучшее, на что способен.
Конкурсные выступления играют важную роль в формировании психологической устойчивости ребенка, в развитии его целеустремленности и тяги к победе. Основная задача педагога Детской школы искусств – воспитание у ученика живого и непосредственного ощущения музыки, понимание ее выразительности и фразировки. Успех во многом зависит от профессионального мастерства педагога и степени одаренности будущего музыканта. И кто, как не педагог поможет учащемуся открыть для себя сложный, разнообразный и прекрасный мир музыки.
Список литературы
- Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Музыка,1971.
- Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л.: Музыка, 1974.
- Коган Г.М. У врат мастерства: Психологические предпосылки пианистической работы. – М.: Сов. Композитор, 1961.
- Коган Г.М. Работа пианиста. – М.: Музыка, 1979.