Ильина Ирина Николаевна
педагог-психолог
МАОУ «СОШ№4»
г. Нурлат, Республика Татарстан
Цель: сплочение коллектива, обучение активному стилю общения, гармонизация внутреннего состояния, профилактика эмоционального выгорания.
Используемые материалы: картинки с изображением птиц и животных, метафорические карты «Огонь, мерцающий в сосуде».
Упражнение для разминки «Карусель»
Цель: раскрепощение группы, снятие напряжения, создание положительной мотивации к занятию.
Члены группы встают по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный. В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком.
Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.
Примеры ситуаций: «Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече…»; «Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним…»; «Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его»; «После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень рады встрече…» и т.д. Время на установление контакта и проведение беседы 3–4 минуты. Затем ведущий дает сигнал, и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.
Упражнение на знакомство «Кто я? Какой я?
Цель: дать возможность узнать друг о друге большее, сформировать оптимистическое настроение у всех участников.
Перед вами на столе лежат картинки с изображением животных и птиц. Выберите картинку, про которую вы можете сказать это точно я, потому что…. На 2 этапе выполнения упражнения, выберите картинку, про которую вы можете сказать это точно не я, потому что…. Расскажите о себе с помощью этих картинок.
Упражнение «Огонь, мерцающий в сосуде».
Цель: диагностика эмоционального состояния вначале занятия.
Перед вами лежат метафорические карты «Огонь, мерцающий в сосуде». Выберите сосуд, который соответствует вашему эмоциональному состоянию. Ответьте на вопрос, почему вы выбрали именно этот сосуд? Выберите наполнители под сосуд. Почему вы выбрали именно этот наполнитель? Какие ассоциации он у вас вызывает?
Упражнение «Веселая зарядка»
Цель: отработать техники снятия напряжения.
Для упражнения необходима «заводная» музыка. Участники встают, как на зарядку: в несколько рядов и в шахматном порядке, чтобы всем было видно ведущего.
Инструкция: Сейчас вы будете моим коллективным зеркалом! Все, что я буду делать, вы будете повторять за мной. Потом я буду вызывать на свое место кого-то из вас, и тогда уже он будет ведущим, а я вместе с вами буду повторять все его движения. На этом месте побудут все, каждый из вас! Меняться вы будете по моей команде! Все понятно? Упражнение заканчивается, когда все побыли в роли ведущего.
Вопросы: Трудно ли было выйти и танцевать перед всеми? Вы довольны собой?
«Посещение зоопарка» (релаксационное упражнение)
Цель: снятие мышечного и психологического напряжения; установление межличностных контактов.
Все встают в круг (смотрят в затылок друг другу), кладут руки на плечи впереди стоящего, круг замыкается. Ведущий говорит, а дети делают движения массажа друг другу:
1. В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать движения сверху вниз и справа налево по спине).
2. Затем он открывает ворота зоопарка (рёбрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника)
3. Приходят первые посетители (при помощи кончиков пальцев сбегать вниз по спине).
4. Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, редкие хлопки по спине).
5. Рядом загон со львами. Сейчас раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками слегка мять шею и лопатки).
6. Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят к воде (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником).
7. Слышатся дикие прыжки кенгуру («топать» кончиками пальцев по спине).
8. Рядом находится вольер со слонами (медленно и сильно (но без давления на позвоночник) нажимать кулаками на спину).
9. А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).
10. Вот и крокодил разевает пасть и хватает еду (делать легкие пощипывания рук).
11. А здесь колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка помассажировать голову).
12. А сейчас посетители идут к выходу и садятся в автобус (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи, затем убрать руки и поменяться местами).
Упражнение» Снежки»
Цель: отработать техники снятия напряжения.
Группа делится на две команды поровну (если не получается, участвует ведущий). А комнату надо разделить линией на 2 части (можно мелом или веревкой). Каждая команда располагается на своей части.
Инструкция: Сейчас мы с вами будем играть в снежки (листы бумаги, скомканные в комок). Задача вашей команды – победить! А побеждает та команда, на чьей стороне в итоге окажется меньше всего снежков. Когда зазвучит музыка, вы начнете кидаться снежками. Увидев на своей части чужие снежки, вы должны подобрать их и перекинуть на другую сторону, и так до тех пор, пока музыка не прекратиться. Стоит только музыке умолкнуть, вы сразу же, моментально прекращаете кидаться снежками. Кто кинет снежок после окончания музыки, зарабатывает для своей команды штрафное очко. У нас будет 3 раунда. Все понятно? Начнем! После окончания каждого раунда вам необходимо подсчитывать количество снежков на одной и другой половинах комнаты. У кого меньше – та команда победила в этом раунде!
Упражнение «Кричи!»
Цель: отработать техники снятия напряжения.
Инструкция: Один из способов выплеска эмоций – крик! Давайте сейчас мы его испробуем и будем кричать изо всех сил ровно 1 минуту. Когда я дам сигнал, мы начнем, а когда я подниму руку – перестаем кричать. Начали. Все кричат ровно 1 минуту. Ну, как вам? Давайте теперь попробуем для контраста помолчать ровно 1 минуту и ощутить разницу. Только – ни единого звука. Хорошо? Все молчат ровно 1 минуту.
Анализ упражнения:
- Ну, как вам контраст? Выплеснули эмоции?
- Что было легче – кричать или молчать?
- А что приятнее?
- Трудно было выдержать 1 минуту?
Опыт показывает, что некоторым бывает очень сложно кричать 1 минуту – «долго!». Можно обсудить этот момент, спросить: может быть, это потому, что не было напряжения, не было истинных эмоций? Можно повторить крик, если будет желание, но изменив немного инструкцию. Попросите сначала вспомнить всех, кто разозлил, «достал», замучил! И только потом попросите покричать столько, сколько захочется, не ограничивая во времени (в разумных пределах, конечно). Важно помнить, что кричать нужно не на человека, на которого вы разозлились, а для выплеска эмоций. В обычной жизни так можно кричать, например, в лесу, чтобы никому не мешать, если же не хочется так далеко бежать, то всегда под рукой есть подушка, можно покричать в нее. Спокойное выражение эмоций все же результативнее.
Упражнение «Комиссионный магазин»
Цель: установление межличностных контактов, сплочение группы.
Предлагается поиграть в комиссионный магазин. Товары, которые принимает продавец, – это человеческие качества. Например: доброта, глупость, открытость. Участники записывают на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные. Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое.
Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности. По окончании задания подводятся итоги и обсуждаются впечатления.
Упражнение «Огонь, мерцающий в сосуде».
Цель: диагностика эмоционального состояния в конце занятия.
Выберите наполнители под сосуд. Почему вы выбрали именно этот наполнитель? Какие ассоциации он у вас вызывает? Изменилось ли ваше наполнение после занятия?
Рефлексия
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше?