Мухаметгалимова Алия Радифовна
учитель математики
МБОУ «Гимназия № 175»
г. Казань, Республика Татарстан
Одной из инициатив, выдвинутой президентом в проекте «Наша новая школа» является поддержка талантливых детей. Задатки есть у всех или почти у всех детей. Развернуть их в способности очень сложная задача. И школа совместно с психологами, малым социумом и родителями должна кропотливо находить склонности, задатки, потребности, интересы каждого ребенка и помнить, что и обычных детей надо учить как талантливых.
Современное общество предъявляет сегодня к школе высокие требования. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного быстро адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Одной из актуальных проблем является работа с одаренными детьми.
Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.
В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить.
Сократ
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.
Цель нашей деятельности в этом направлении видим в том, чтобы технологически проработать вопросы организации работы с одарёнными детьми на всех этапах обучения и воспитания с целью создания эффективной системы деятельности по их выявлению, поддержке и развитию способностей.
Мы согласны с тем что дети, целенаправленно решающие личностно-значимые задачи, даже не обладая явными признаками одарённости, делают это с большим успехом, нежели те, кто более одарён, но менее заинтересован. Поэтому, начиняя работу с детьми, надо стремиться привить устойчивый интерес детей к предметам. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно», – говорил Платон.
Основной задачей работы с одарёнными детьми, является создание условий для развития и реализации их способностей, причём не только специальных, но и общих. Поэтому в качестве приоритетных целей своей работы в данном направлении выделяем следующие:
-обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей высокого уровня предметной и ключевых компетентностей в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся;
-развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка
-развитие индивидуальности одаренного ребенка.
Работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования к личности педагога:
– желание работать нестандартно,
– поисковая активность, любознательность;
– знание психологии подростка и психологии одарённых детей;
– готовность педагога к работе с одарёнными детьми.
В первую очередь, необходимо знать, какими чертами обладают одарённые дети. Одаренные дети характеризуются:
1) познавательной потребностью;
2) интеллектом;
3) креативностью.
В школе часто приходится сталкиваться с тремя категориями детей:
1) с ранним подъемом интеллекта;
2) с ярким проявлением способностей к отдельным школьным наукам и видам деятельности (в том числе внешкольной);
3) с потенциальными признаками одаренности.
Для учащихся с ранним подъемом общих способностей характерен быстрый темп обучения в школе. Некоторые из них (интеллектуальные вундеркинды) стремительно развиваются в умственном отношении и далеко опережают своих сверстников. Особенности их ума настолько удивительны, что не заметить их невозможно.
Дети с ярким проявлением специальных способностей чаще всего характеризуются обычным общим уровнем развития интеллекта и особой склонностью к какой-либо области искусства, науки, техники. Специальные способности раньше проявляются в тех видах деятельности, где требуются особые специальные задатки или формальные качества ума. Позже они обнаруживают себя там, где нужен определенный жизненный опыт.
Способные дети, которых можно отнести к третьей категории, не опережают сверстников по общему развитию, но их отличает особое своеобразие умственной работы, указывающее на незаурядные способности. В чем заключается это своеобразие? В особой оригинальности и самостоятельности суждений, в неординарности точки зрения по разным вопросам и пр. Возможно, эти особенности ребенка указывают на высокие способности к тем видам деятельности, для развития которых в школе нет условий.
Уверены, что успешность профессиональной деятельности учителя в значительной степени определяется его умением управлять ученическим общением, заранее моделировать, предвидеть результаты. Это особенно важно в работе с одаренными детьми, поскольку творчески одаренные дети нередко испытывают трудности общения со сверстниками, непонимание, а порой и неприязнь с их стороны.
Традиционным видом работы с одарёнными детьми является проведение предметных недель. Применяются самые разнообразные методы и формы их проведения: конкурсы, олимпиады, КВН, интеллектуальные игры и марафоны, заседание клуба знатоков.
В рамках недели математики проводятся мероприятия по следующим направлениям:
задания по поиску информации;
- выпуск стенгазет;
- создание проектных и исследовательских работ;
- конкурс презентаций для сопровождения уроков;
- интеллектуальные игры;
- математические турниры;
- предметные олимпиады.
Исследовательская деятельность занимает главенствующее место в процессе познания. Формирование элементов исследовательской деятельности способствует овладению математической культурой, и, как следствие, повышению уровня математического развития учащихся. Исследовательская работа – деятельность творческая. Поэтому важно привить обучаемым умения самостоятельной творческой деятельности. Только при самостоятельной работе воспринятая информация перерабатывается в знания, а знания в умения и навыки.
Целенаправленная и систематическая работа с одарёнными детьми позволит более эффективно управлять формированием наиболее комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность и темы познавательной деятельности учащихся, рост все более богатого, глубокого и умелого усвоения знаний.
Примерный план и тематика занятий с одаренными детьми.
№ | Темы занятий |
1 | Математические игры |
2 | Числовые задачи |
3 | Задачи на проценты |
4 | Логические задачи |
5 | Текстовые задачи |
6 | Задачи на делимость |
7 | Задачи на принцип Дирихле |
8 | Задачи на инвариант |
9 | Задачи с геометрическим содержанием |
Приведенная последовательность тематических занятий может быть изменена, если, например, при решении разных задач выясняется, что есть необходимость вернуться к какой-то ранее пройденной теме, либо включить в рассмотрение элементы другой, намеченной на более поздний срок.
При подготовке учеников к олимпиадам, каждый учитель, ставит перед собой цель – научить их решать задачи. Конечно, учитель может остановиться на показе способов решения определённых видов задач, после чего ученики начинают применять эти алгоритмы к другим задачам. Но, в конечном итоге, этот метод обучения может привести к тому, что ученики, встретив задачу с необычной формулировкой, сразу же” споткнутся”.
Правильным, наверное, путём обучения будет разумное сочетание самостоятельной работы учеников с обучением их общим методам и подходам. Таким как: принцип Дирихле, метод инвариантов и др. Все эти методы применимы к различным типам задач из геометрии, алгебры и арифметики. Овладевшим этими методами ученикам будет гораздо проще найти верный путь к решению той или иной задачи. Задачи взяты из различных сборников олимпиад, математических журналов и газет.
Темы для проектных работ:
-
- Числа великаны и числа малютки.
- Как люди научились считать.
- История возникновения обыкновенных и десятичных дробей.
- История календаря и т. п.
Одаренные ребята есть в любой школе, благодаря системной работе с каждым годом наши ряды пополняются новыми талантливыми детьми. Безусловно, это влияет и на качество знаний учащихся. Работа с одаренными детьми должна прослеживается в различных формах работы: уроки, внеклассная работа, кружки. Педагог должен увидеть в ребенке его способности, талант. Наши с Вами дети уникальны тем, что интересуются абсолютно всем, хотят знать больше и умеют получать эти знания. Это действительно новое поколение, светлое будущее нашей России. Наша задача— поддерживать и направлять, развивать и приумножать их умения. Вместе мы сможем многое.
Список использованных источников:
- “О резолюции всероссийского семинара совещания по вопросам введения ФГОС общего образования” (15.06.2012)
- Энциклопедия. Я познаю мир. Великие ученые. – М.: ООО «Издательство АСТ» , 2003.
- Энциклопедия для детей. Математика. Т.11. – М., 1998.
- Волович М.Б Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф; Мозаика-Синтез, 2006
- Сафонова В.Ю. Задачи для внеклассной работы по математике. 1994.
- Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание, 1991