Сафина Алина Мударисовна
Сальникова Татьяна Борисовна
педагог-психолог
старший воспитатель
МБДОУ «ЦРР -д/с №8 «Умка»
г. Альметьевска, Республика Татарстан
Цель
Гармонизация детско-родительских отношений, содействие в укреплении семейных взаимоотношений.
Задачи
Обучение детей и родителей навыкам эффективного общения и совместной деятельности посредством семейного творчества.
Развитие чувства сплоченности между родителями и детьми. Предоставление участникам возможности улучшить внутрисемейные отношения.
Продолжительность: 30 минут.
Методы: игровая терапия (упражнения),
арт-терапия (создание рисунков),
наблюдение за детьми и родителями (их поведением, взаимоотношениями).
Форма работы: групповое
Материал: листы бумаги, ватман, карандаши, восковые мелки, фломастеры, маркеры, ручки, цветная бумага, ноутбук, трафареты чайника, «солнышки» из желтой цветной бумаги.
Ход занятия:
Вступительное слово:
В подобных детско-родительских занятиях преобладающей формой взаимодействия детей и взрослых является игра.
Таким образом, совместное игровое взаимодействие не только укрепляет семейные ценности и способствует гармонизации детско-родительских отношений, но и помогает родителям осознать ценность игры в дошкольном возрасте, ее развивающий аспект.
Семья была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений.
Семья – источник любви, уважения, привязанности.
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружба и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
Упражнение «Давайте познакомимся».
Каждый называет свое имя. Педагог-психолог представляется, спрашивает – как называется страна, в которой мы живем, какие страны еще дети знают и приглашает участников отправиться в путешествие в Страну Семейную.
Ведущий: сегодня вас ждет много веселых семейных конкурсов и интересных заданий.
Упражнение « Строим дом»
У каждой семьи своя крыша над головой, где каждого любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть, место, где человеку тепло и уютно. Сегодня на празднике каждая семья может построить дом своей мечты. Пусть ваша семья превратится в строительную бригаду. Предлагаю каждой команде заработать набор кирпичей и построить идеальный, образцовый дом, где каждый кирпичик будет что-то значить, что является важным в вашей семье. Крыше можно тоже дать свое название.
/Все участники праздника разбиваются на 2 команды. Родители называют что является важным для счастливой семьи. За каждое слово получают кирпичики, которые передают детям. Дети строят дом./
Ведущий: Молодцы! Какие красивые и главное крепкие дома у нас получились. Вы отлично справились!!!
Сказка «Репка» Эстафета
Знают взрослые и дети,
Что важней всего на свете.
Мама, папа, ты и я –
Вместе – дружная семья!
Ведущий: так вот об одной такой дружной, крепкой семье есть русская народная сказка. Может, кто-то знает, как она называется? Правильно «Репка».
Вот сейчас мы её с вашей помощью и покажем.
( театрализованная игра «Репка»)
Участвуют две команды по 6 чел. Это – дед, бабка, Жучка, внучка, кошка и мышка.
/У противоположной стены зала 2 стульчика. На каждом стульчике сидит “репка” – дети в шапочке с изображением репки. Игру начинает дед. По сигналу он бежит к “репке”, оббегает ее и возвращается, за него цепляется (берет его за талию) бабка, и они продолжают бег вдвоем, вновь огибают “репку” и бегут назад, затем к ним присоединяется внучка и т. д. В конце игры за мышку цепляется «репка». Выигрывает та команда, которая быстрее вытянула «репку»./
Ведущий: Отлично! Вытянули репку дружными командами! А теперь можно отдохнуть и немного поразмышлять. Дорогие родители, ребята приготовили для вас интеллектуальное задание.
«Мозговой штурм».
Родителям и детям предлагается принять участие в «мозговом штурме». Психолог поясняет, что в Стране Семейная есть мостик вопросов, по которому надо перейти, ответив на вопрос – «Что такое семья?».
Цель «мозгового штурма» определить смысл термина «семья».
Составляется два списка (детей и родителей).
(обсуждение списков «семья» детей и родителей)
Игра «Зеркало»
Ведущий: Мы взрослые вырастая, часто забываем, как сами были детьми. Воспитываем детей, становимся строгими родителями. И это правильно, всему свое время и детям, конечно, нужны в нашем лице, прежде всего надежные мама и папа, а потом уже друзья. Но, тем не менее, полезно иногда вернуться в детство и почувствовать себя отражением своих детей.
Предлагаю вам поиграть в игру «Зеркало».
/Ребенок будто бы смотрится в зеркало. Вы – взрослый – его отражение. Постарайтесь синхронно выполнять любые движения: медленно ходить по комнате, подпрыгивать, разводить руки, строить гримасы и смешные рожицы, не дотрагиваясь друг до друга. Через пару минут меняемся ролями./
Ведущий: непросто снова стать малышами, и еще сложнее делать все, как мама или папа. Но у вас получилось, благодаря тому, что внимательно наблюдали за своим ребенком. А когда детей много, хватит ли вашего внимания, чтобы увидеть изменения? Думаю, мамина бдительность никогда не спит. Давайте проверим.
Игра «Что изменилось?»
/Родители и дети сидят друг напротив друга. Родители закрывают глаза, а когда открывает, то должен определить, что изменилось. (в это время ведущий меняет детей местами, меняет что – то во внешности : расстегнуть кофту, закатать рукава и т.д.)/
Ведущий: вы справились сегодня со всеми заданиями! Дружно играли, помогали друг другу! В завершении нашего праздника, я предлагаю вам на память создать своими руками творческую частичку ваших дружных семей.
Арт-терапевтическое упражнение.
«Из каждой поездки туристы привозят различные сувениры», ведущий предлагает участникам зайти в лавку сувениров и «приобрести» в ней себе на память – чайник (загадывается загадка: «из горячего колодца через нос водица льется»).
Психолог поясняет, что в большинстве домов любимое место кухня и члены семьи любят собираться вместе и пить чай.
Арт-терапевтическое упражнение «Совместное раскрашивание чайников»: дети с родителями вместе раскрашивают чайник. Можно также предложить выполнить данное упражнение одним карандашом или мелком.
Упражнение «Лучики солнца».
Психолог говорит о том, что в Стране Семейной есть еще прекрасная традиция – обмениваться солнышками пожеланий. Упражнение «Лучики солнца»: в центре «солнышка» родители пишут «я могу», на лучиках отмечают, что они могут сделать для своего ребенка. По завершении желающие могут прочитать вслух, что они написали. Дети украшают заготовку «солнышка» из цветной бумаги. В конце родители и дети обмениваются рисунками.
Подведение итогов.
Ведущий благодарит за участие в занятии, говорит добрые слова напутствия, желает любви и мира в семьях, предлагает вновь встать в паровозик и отправится в обратный путь. Раздаточный материал (буклеты «Родители и дети») – психолог раздает буклеты взрослым.