Спичкина Елена Ивановна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №12 г. Лениногорска»
Республика Татарстан
Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста.
Цель: воспитывать у детей любовь к Родине, родному краю, городу, природе родного края, через художественное слово, чтение художественной литературы.
в целом; формировать экологическую культуру и познавательную деятельность.
Задачи:
Образовательные: расширять знания детей о природе родного края и окружающем мире любознательность, наблюдательность, связную речь.
Развивающие: развивать любознательность, наблюдательность, связную речь.
Воспитательные: воспитывать любовь к Родине и природе родного края, бережного отношения к ней, воспитывать любовь к художественной литературе.
Предварительная работа: чтение литературных произведений, стихотворений о родном крае, рассматривание фотографий с изображением улиц и достопримечательных мест родного города, просмотр презентации о родном крае, о природе родного края.
Материал: глобус, плакаты с изображением растений и животных родного края, листочки бумаги с заданием, стенд с фотографиями, на которых изображены достопримечательные места города.
Ход занятия.
Воспитатель: ребята, сегодня я хочу пригласить вас в интересное путешествие. Но сначала отгадайте загадку:
«Моря есть – плавать нельзя»,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя,
Что это? (Глобус)
Воспитатель: да, загадка очень трудная. Но я могу вам помочь отгадать эту загадку. Посмотрите, какой интересный предмет я вам принесла. Называется он глобус – уменьшенная модель Земли. Давайте мы его повнимательнее рассмотрим, и загадка окажется простой. (Дети рассматривают глобус).
Воспитатель: синим цветом обозначены моря, реки, океаны, коричневым и желтым – горы и пустыни, зеленым – леса и долины, белым ледники. А теперь давайте посмотрим и найдем на глобусе нашу Родину – Россию (дети находят Россию). Так же мы видим множество других стран. В этих странах живут люди разных национальностей. И для нас всех Земля – общий дом, который надо беречь.
Звучит песня «То березка, то рябина…»
Воспитатель: дети, как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? (Ответы детей)
Воспитатель: да, дети, вы хорошо и правильно сказали, что Родина для вас – это Россия. Наша большая Родина – это наша страна, Россия, а наша малая родина – это наш родной край. И сегодня наше занятие «Каждому человеку свой край сладок» посвящено нашей малой родине, месту, где вы живете, где живут ваши родители, друзья, где ваш детский сад. И это наша республика Татарстан и наш город Лениногорск. Много стихов сочинили поэты о нашем крае, о нашем городе. Сейчас я попрошу ребят, прочесть нам стихотворения. (Дети читают стихотворение о родном крае, стихотворение о любимом городе).
Мой Татарстан – мой край родной.
Нигде нет красоты такой!
Могучие стоят леса,
И в них бывают чудеса!
Свои есть семьи у зверей,
Богатства есть там для людей!
Грибы и ягоды, и травы,
Ручьи, озера и дубравы.
И для животных тут – свобода,
Живет и дышит вся природа.
Нам нужно все это сберечь!
Наш дом огромная страна,
У всех у нас она одна!
Лениногорск – мой юный город,
Гляжу с восторгом на тебя.
Твои окрестности и горы
Волнуют, радуют меня.
Леса и солнечные взгорья,
Долины синие легли.
Ты на холмах среди раздолья,
Домами высишься в дали.
Воспитатель: это стихотворение о Татарстане написала девочка, которая была чуть старше вас, когда написала это стихотворение. Ее зовут Лиза Колесникова. Стихотворение о Лениногорске написал наш земляк поэт А.Володин.
Воспитатель: прошу подойти к стенду и рассмотреть фотографии с изображением достопримечательных мест нашего любимого города. (Дети рассматривают фотографии на стенде).
Воспитатель: а теперь я предлагаю вам поговорить о природе нашего края, которую воспевали в своих произведениях поэты и писатели разных возрастов.
Растения нашего края. Воспитатель загадывает загадки, дети находят ответ на плакате с растениями.
На проталинке в лесу
Первым встретил я весну
Я мороза не боюсь,
Первым из земли пробьюсь. (Подснежник).
На зелёном шнурочке
Белые звоночки
Знают даже малыши
То лесные… (Ландыши).
Как зовут меня, скажи
Часто прячусь я во ржи
Скромный полевой цветок
Синеглазый… (Василёк).
Разбежались по лужайке
Беззаботной лёгкой стайкой
Словно девочки-подростки
Белоствольные…(Берёзки).
Наша белоствольная красавица – берёзка нравится всем.
Это дерево – символ нашей Родины.
Ребёнок:
Люблю берёзку русскую
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Воспитатель: А какие деревья растут у нас, мы узнаем, отгадав загадки.
То ли с крыши, то ли с неба –
Или вата, или пух.
Или, может, хлопья снега
Появились летом вдруг?
Кто же их исподтишка
Сыплет будто из мешка? (Тополь).
Он покрыт корой,
Лист красивый вырезной,
А на кончиках ветвей
Зреет много желудей. (Дуб).
Что же это за девица?
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель).
Она всегда вдоль рек растёт.
О ней все много песен знают.
За то, что клонит ветви вниз
Её плакучей называют. (Ива).
Ягоды – не сладость,
Зато глазу – радость,
И садам украшение,
И дроздам угощение. (Рябина).
Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист – ладошкой,
С длинной ножкой. (Клен).
Дети показывают отгадку на плакате.
Воспитатель: не только много стихов написано о родном крае, но и много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их. Закончите пословицы.
В родном краю жизнь как (в раю).
Человек без родины, что птица без (гнезда).
Человек без родины, что соловей без (песни).
Родина краше солнца, дороже (золота).
Где кто родится, там и (пригодится).
Воспитатель: молодцы, ребята! Действительно природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком.
Ребёнок:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ребёнок:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок
Если вместе я и ты
Если все сорвут цветы,
То останутся пусты
Все деревья и кусты
И не будет красоты!
Физкультминутка.
А над морем — мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями).
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками).
Воспитатель: Дети, а сейчас подойдите к столу. На столе лежат листочки, выберите себе листок и возьмите карандаш. Вам необходимо по точкам обвести контуры животных, и мы увидим, какие животные обитают в лесах нашего края. Дети подходят к столу, выполняют задания, и рассказывают о некоторых из них, опираясь на знания, ранее полученные на занятиях (бобр, кабан, лось, утка кряква, волк, лиса, заяц, дятел, уж, серый гусь).
Воспитатель: и самая главная достопримечательность нашего рая – это наш многонациональный народ. Мы разговариваем на разных языках, но живем дружно и бережно относимся к родному краю. Я предлагаю вам послушать стихотворение Г. Тукая «Родной язык». Дети читают стихотворение на татарском и русском.
Воспитатель: молодцы, ребята! Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось путешествовать по родному краю?
– Что вы узнали нового?
– Что вам больше понравилось?
– Нужно ли беречь природу?
– А почему нужно ее беречь?
Воспитатель: а сейчас предлагаю вам отдохнуть и поиграть в татарскую национальную игру «Тимербай», и в русскую народную игру «Ручеек».
Литература:
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников – М. ЦГА, 2004г.
2. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом – М. ТЦ. Сфера, 1999г.
3.Якушева Т.А. Воспитание гражданско – патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика 2006г, №6
4.Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет; методическое пособие. – М. 2007г.