Гришина Лилия Ильясовна
воспитатель
МБДОУ «ЦРР – ДЕТСКИЙ САД №90 «ПОДСОЛНУШЕК» НМР РТ
город Нижнекамск, Республика Татарстан
Сегодня занятость на работе не позволяет многим родителям уделять достаточное количество времени воспитанию и развитию детей.
Предлагаю вашему вниманию интересные речевые игры, которые будут способствовать развитию речи ребёнка. Лучше развивать речевые навыки в свободное от работы время. С помощью таких игр ребёнок научиться классифицировать, и обобщать предметы. Для хорошего результата вам необходимо
играть ежедневно. Играть в речевые игры можно не только за столом дома, но и по пути в детский сад.
Уважаемые родители, превратите дорогу в детский сад в игру познавательную, развивающую.
Игра 1 :”Цепочка слов”
(Закрепить умение выделять первый и последний звук в слове)
Взрослый и ребёнок по очереди называют любые слова. например -Кошка-автобус-сок-ком-машина и т. д.
Игра 2 :”Подружи слова”
(Образование сложных слов)
Листья падают -Листопад
Снег падает-Снегопад
Вода падает-Водопад и т. д
Игра 3 :”Ты идёшь, и я иду”
(Закрепление в речи глаголов с разными приставками)
Ты выходишь,и я выхожу,ты обходить,и я обхожу и т. д. (подходить,заходить,переходить)
Игра 4 : «Доскажи словечко»
Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например:
– Солнце утром восходит, а вечером (заходит)
– Воробей чирикает, а ворона (каркает)
– У зайчихи зайчонок, а у лисицы (лисёнок)
– Воробей летает, а кошка… (бегает, прыгает) т. п. ;
– Медведь осенью засыпает, а весной…
– Пешеходы на зелёный свет идут, а на красный (стоят)
– Мокрое бельё развешивают, а сухое… т. п.
Игра 5 : «Угощаю»
«Давай с тобой вспомним самые вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «кислые», «соленые», «сладкие», «горькие» слова.
Игра 6 :«Самый внимательный»
«Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно расскажем, какие они. Вот забор – он красный. А ещё я заметила собаку, – она серая и маленькая. А ты что заметил?» Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
Игра 7 :«Волшебные очки».
«Представь, что у нас с тобой есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится синим (красным, зелёным и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: голубые сапоги, голубой мяч, голубой дом, голубой забор и т. п.»
Игра 8 :«Поварята»
Сегодня на кухне мы будем готовить яблочный сок. Из чего мы будем его делать? (из яблок). А сливовый сок из чего будем делать? (из слив). А грушевый (вишнёвый) и т. п. т. п. Справились? А теперь, наоборот: как будет называться сок из моркови (лимона, апельсина и т. п.?
Игра 9 :«Отгадай, кто это?»
Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они относятся:
– Крадётся, царапается, мяукает?
– Прыгает, грызёт, прячется? (заяц)
– Бодается, мычит, пасётся?
– Шипит, извивается, ползает?
Если Ваш ребёнок легко справился, попробуйте поиграть наоборот. Пусть теперь он говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.
Игра 10 :«Исправь мою ошибку»
Взрослый говорит предложение, а ребёнок исправляет его и говорит правильно. Например, «Кустик спрятался за ёжика», «Лужа перепрыгнула через меня», «Конура залезла в собаку», «Стул залез под щенок».
Игра 11 :«Отгадай предмет по его частям”.
– Корень, стебель, листья, лепестки.
– Носик, крышка, ручка, донышко.
– Четыре ножки, спинка, сиденье.
Дошкольный возраст -этап активного речевого развития. В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, и в первую очередь родители. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребёнком, во многом зависит успех ребёнка в усвоении языка.
Развитие речи дошкольников в игре -это ещё и дополнительная связь между вами и вашим ребёнком, это радость от общения, формирование доверительных дружеских отношений.
Проведите время со своим ребенком с пользой!