Захарова Светлана Александровна,
Сафина Гульнара Ривхатовна
педагог-психолог 1 квалификационной категории,
социальный педагог 1 квалификационной категории
ГБУ «Детский дом Приволжского района
г. Казани», Республика Татарстан
Современный мир предъявляет к человеку достаточно высокие требования. Уже в начальной школе ребёнку понадобится знание компьютера и, чем увереннее он им пользуется, тем проще и быстрее он будет ориентироваться в мире информации. Информированность современного школьника многократно превышает информированность студента кембриджского университета 19 века. Всемирно известными стали слова Натана Майера Ротшильда: «Кто владеет информацией, то владеет миром». Роль гаджетов в жизни человека огромна. Получить любую информацию теперь не проблема в любое время суток, главное знать путь, по которому ее можно найти в лабиринте мировой сети. Еще более ценной является возможность связаться с человеком, находящимся от тебя на расстоянии многих тысяч километров.
Но так легко попасться в сети. В притчах говорится: «Предусмотрительный видит бедствие и укрывается, а неопытные идут вперед и наказываются». Неопытный, недальновидный родитель использует гаджет совсем не по назначению. Часто можно видеть, как мама протягивает телефон ребенку, сидящему в коляске, лишь бы отвлечь его или развлечь. На протяжении всей истории человечества родители благополучно справлялись с этой задачей без гаджета с помощью стихов, песен, словесных игр… К сожалению, в наше время редко встречаются родители в транспорте маму, играющие со своим ребенком в «Сороку-ворону» или «Ладушки». Как правило, родителям легче протянуть «игрушку» стоимостью в несколько тысяч, лишь бы их ребенок не мешал. Они сами приводят сына или дочь к зависимости. Когда ребенок идет в школу и родители видят в покупке ему телефона способ сблизить ребенка с одноклассниками и сверстниками, чтобы «он не был изгоем среди них».
Бесконтрольное использование гаджетов ребёнком тоже не приводит к хорошему, поэтому гаджеты должны быть в жизни детей, но дозировано и под родительским контролем. Очень важно, чтобы не появилась привычка «слоняться» по помойкам интернета.
К сожалению, наказывается не только неопытный родитель, но и его дети. Они перестают интересоваться реальной жизнью: не играют в игрушки, не стремятся к общению со сверстниками. Отношения с родителями отходят на второй план, и вместо совместного занятия они так же предпочитают проводить время с планшетом или компьютером. Попытки ограничить время за играми и мультиками вызывает бурный протест и истерику. Это уже сигналы указывающие на возникновение зависимости.
На экране гаджета или компьютера слишком быстро мелькают кадры и не дают зрителю сфокусироваться и осмыслить информацию. Как следствие возникает клиповое мышление: фрагментарное, быстрое, поверхностное. Дети, подростки, молодежь больше делают и меньше думают. Признаки клипового мышления:
- неспособность работать с большими объёмами данных;
- быстрая утомляемость;
- хаотичное рассеянное внимание;
- трудности с концентрацией;
- гонка за внешним образом и сменой впечатлений;
- перманентное перевозбуждение;
- быстродействие или спешка;
- подверженность постороннему влиянию;
- повышенная внушаемость;
- обширная, но бессистемная информированность по любым вопросам;
- поверхностность знаний и суждений.
Бытует мнение, что людям с понятийным мышлением сложно стать богатыми, а людям с клиповым – великими личностями. Чем больше развито понятийное мышление, тем более успешен человек и тем лучше справляется с трудностями.
Если маленький человечек чувствует себя одиноким, неинтересным, незначимым, то самым лучшим его другом становится гаджет.
Предусмотрительный родитель постарается сконцентрироваться на развивающей функции обучения при выполнении домашних заданий с ребенком. Использует учебно-поисковые методы в режиме диалога, конструирование ситуаций, если возникает необходимость более глубоко и детально разобрать пройденный в школе материал. Проанализирует отношения с ребенком: сколько времени он проводит вместе каждый день и как общается, делится ли ребенок своими переживаниями, просит ли советов. Устроит самопроверку для себя самого. Можно ли сказать, что у меня есть зависимость от гаджетов? Как и чем я наполняю свой досуг? Какие у меня есть увлечения? Необходимо начать с себя и подумать, какой пример подаю я своим детям.
Часто, в современной семье, можно увидеть такую картину: все члены семьи погружены в свои личные гаджеты. Потоком льется информация, затягивая в сеть. Мудрые родители приложат усилия, чтобы ограничить, в первую очередь, себя в пользовании интернетом. Станут более доступны детям. Зададутся вопросом сколько времени в день я смотрю в глаза своим близким и сколько в экран бездушного монитора? Ответ, чаще всего, удручающий.
Попробуйте ограничить общение с окружающими в социальных сетях и мессенджерах, если не на день, то хотя бы на несколько часов. Уйти в эти часы от повседневных, чаще всего чужих забот, а порой и пустой неконструктивной болтовни и, главное, от высоких скоростей и автоматизма. Позвольте себе делать все дела в два раза медленнее, наслаждаясь не только результатом, но и самим процессом. Приобщайте к этому детей. Совместная деятельность отвлечет от гаджета, вырвет из бездушной сети, но и, безусловно, вернет в реальность, оживит и укрепит ваши отношения. Подарит кому-то родителей, а кому-то детей.
Хочется обратить внимание, что сам основатель Apple, Стив Джобс, запрещал своим детям активно пользоваться гаджетами.