Лукьянова Гузель Илькамовна
Миронова Тамара Николаевна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Родничок»
г. Бугульма, Республика Татарстан
Цель: познакомить дошкольников с «Международным днем родного языка». Дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным. Развивать у детей любознательность, стремление к новым знаниям и интерес к языкам.
Расширение представлений детей о культуре разных национальностей: танцах, песнях, костюмов, блюд; развитие толерантности у детей к представителям других национальностей; развитие умений детей в продуктивной и других видах детской деятельности, вовлечение родителей в активное сотрудничество.
Задачи:
– закреплять представления и знания детей о культуре и языке русского и татарского народа. Способствовать повышению интереса к родному языку, звучанию слов на языках разных народов;
– развивать навыки общения между детьми разных национальностей;
– воспитывать у детей чувство гордости за свой народ, за свой родной язык и толерантное отношение к представителям других национальностей, к их языку, культуре;
– способствовать формированию художественно – эстетических, интеллектуальных способностей.
Форма занятия: викторина.
Продолжительность: 30 минут.
Участники: воспитатель, дети.
Оборудование и материалы: эмблемы «Умники» и «Знайки», картинка с изображением реки, силуэты матрёшек, детали для их украшения (карандаши, магнитофон, русские народные мелодии, мультимедиа, презентация, медали на каждого участника, таблички для каждой команды.
Предварительная работа: в группе, в уголке для родителей оформление информационных стендов «Воспитываем патриота».
• индивидуальные консультации для родителей,
• разучивание танцев, песен, игр с родителями и детьми,
• оформление приглашений и афиш.
Структура занятия:
I. Вводная часть – 4 минуты.
II. Основная часть – 22 минуты.
III. Заключительная часть – 4 минуты.
Ход
I. Вводная часть
Вступительное слово воспитателя:
– Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычная встреча. Нас ждёт викторина. Занимайте свои места. Цвет фишки, которую вы получили, подскажет Вам Вашу команду (дети подходят к своему столу).
– Сядет тот, кто назовёт своего соседа ласково. (Добавить хлопки – считаем слоги).
– Молодцы ребята!
II. Основная часть
Воспитатель:
-21 февраля каждый год в стране отмечается Международный день родного языка. В мире существует очень много языков. Ещё когда вы только родились и были совсем малышами, ваши мамы напевали вам колыбельные песни на вашем родном языке. На русском. Наша группа русскоязычная, все мы говорим на русском языке. А как вы понимаете, что такое родной язык?
(Ответы детей): тот, на котором мы разговариваем.
Воспитатель:
– А на каком языке мы разговариваем? (Ответы детей): на русском.
Воспитатель:
– Правильно, на русском. Язык, на котором мы с вами говорим, очень красив и богат. На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку, живущему в России. Но чтобы увидеть, насколько красив и богат наш язык, надо его хорошо знать. Не секрет, что «Русский язык» считается одним из самых трудных языков. А мы постараемся доказать, что научится красиво и правильно говорить можно, если быть внимательными и старательными. Правда? Наша викторина называется «Мой родной язык». Сегодня у нас соревнуется команда «Знаек» и «Умников» (таблица для подсчёта баллов перед детьми)
Воспитатель:
– А чтобы работать командой, нужно знать некоторые правила совместной работы. Вы их знаете? (ответы детей).
Воспитатель:
– Да! Работать дружно, все вместе. Уметь выслушать своего товарища. Не обижать товарища, который сделал ошибку. Не смеяться над командой, которая проигрывает. Не злиться, если вы проиграете.
1. Задание «Разминка для ума»
Воспитатель:
– Ребята, у каждой страны свой родной язык. Какой язык в Италии? (итальянский) В Англии? (английский, В Греции? (греческий, Во Франции? (французский) В Армении? (армянский, В Китае? (китайский). Знакомство с людьми, говорящими на других языках, дает возможность узнать о наших различиях, способно рассеять страхи перед миром, сделать мышление более свободным. Если человек знает и говорит лишь на одном языке, часть мозга развивается меньше, творческие способности многое теряют и не могут раскрыться в полную силу. Поэтому изучать другие языки очень полезно и необходимо. Какой язык Вы бы хотели изучать в будущем?
2. Игра «Отгадай» (с командирами команд).
1. Наша страна называется… (Россия)
2. Столица России… (Москва)
3. Граждане России … (россияне)
4. Мы живем в республике … (Татарстан)
5. Граждане Татарстана …(татарстанцы)
6. Наш родной город называется … (Бугульма)
7. Жителей нашего города называют… (Бугульминцы)
8. Главное богатство России великий, могучий российский… (народ).
3. Игра «Закончи предложение»
Командам по очереди предлагается закончить предложение (по три предложения каждой команде). Для завершения предложения предлагается картинка (выводится на интерактивную доску).
Воспитатель:
– Прежде чем мы начнём играть, предлагаю ещё одно задание. Давайте мы с Вами поморгаем, чтобы наши глазки не устали.
Предложения для команды № 1:
– Мы купили в подарок пять красных… (на интерактивную доску выводится картинка с изображением розы).
– На Новый год мне подарили рыжую… (на интерактивную доску выводится картинка с изображением рыжей собаки).
– Маша помыла пять… (на интерактивную доску выводится картинка с изображением окна).
Предложения для команды № 2:
– В сумке лежало семь… (на интерактивную доску выводится картинка с изображением яблок).
– Мальчики принесли шесть… (на интерактивную доску выводится картинка с изображением ведра).
– Во дворе гуляли четыре… (на интерактивную доску выводится картинка с изображением утенка.
Физкультминутка
Воспитатель:
– А сейчас мы с вами, ребята, немного отдохнем и поиграем в русскую народную игру «Гори, гори ясно!» и татарскую игру «Түбәтәй».
4. Игровое задание «Собери картинку».
Участники команды собирают из кубиков сюжеты русских и татарских сказок. ( «Маша и медведь», «Шүрәле».)
5. Игра «Наоборот» (игра с мячом в кругу + подскоки на месте – подсчёт слогов)
Воспитатель:
– Я буду говорить вам различные слова, а вы должны назвать слово, противоположное по смыслу, например: большой – маленький.
Слова: широкий, толстый, горячий, длинный, громкий, маленький, грязный, радостный, быстрый, сильный, высокий.
6. Аппликация «Укрась фартук»
Участники команды украшают русский и татарский фартук.
Воспитатель:
– Для вас задание: дружно, быстро и аккуратно украсить фартук национальным орнаментом. Работа детей (в это время звучит русская народная мелодия).
Воспитатель:
– Молодцы! Отлично получилось!
7. Игровое упражнение «Найди и отметь» (блюда русской и татарской кухни)
Воспитатель:
– Перед вами карточки блюд, необходимо отметить какие из них русские национальные блюда, а какие татарские национальные блюда.
Воспитатель:
– Молодцы! Отлично получилось! А какие народные праздники вы знаете? (Ответы детей).
III. Заключительная часть
Рефлексия.
Воспитатель:
– О чем мы сегодня с вами говорили? (Ответы детей).
– Что больше всего вам понравилось? (Ответы детей).
– А когда празднуют день родного языка? (Ответы детей).
– Правильно. Международный день родного языка празднуют 21 февраля. Нужно с уважением относиться ко всем языкам мира, не только к своему родному языку. Для этого нам необходимо обучаться грамоте, уметь правильно говорить и писать. В этом и выражается уважительное отношение к языку своей страны. Ребята, наша викторина заканчивается. Желаю вам мира, добра и благополучия!