Гареева Айгуль Фаилевна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида с татарским языком обучения и воспитания №81 «Ласточка»
г. Казань, Республика Татарстан
В дошкольном возрасте очень важно обучить ориентации во времени. Это простое и понятное авторское дидактическое пособие для ФЭМП, которое поможет детям при изучении тем «Дни недели» и «Цифры».
Красочные образы цветных домиков с разным количеством окошек, с цифрами на дверцах и «пряничный человечек» помогут детям быстрее усвоить эти базовые темы. Рядом с каждой дверцей есть липучка, на обратной стороне «пряничного человечка» тоже липучка, он ходит в гости в каждый домик. Идет изучение и повторение порядковых числительных .Так же идет изучение понятий «ВЧЕРА», «СЕГОДНЯ», «ЗАВТРА», «ЗА», «ПЕРЕД», «ПОСЛЕ», «МЕЖДУ».
Цель: изучение названия и последовательности дней недели; понимание что семь дней – это одна неделя; употребление в речи названия дней недели; научиться различать рабочие и выходные дни; ориентироваться в окружающей обстановке.
Задачи:
* помочь быстро запомнить дни недели;
* повторение порядковых числительных;
* учить правильно называть день недели, опираясь на наглядные изображения;
* воспитание позитивного отношения к изучению временных моментов;
Атрибуты: 7 домиков с разным количеством окошек и разными буквами на крыше, цифрами на двери и липучками у дверей , «пряничный человечек» на липучке.
Игровое поведение: Воспитатель ежедневно начинает занятие с приветствия и с вопроса:
– В каком домике сегодня наш «Пряничный человечек» в гостях?
Дети смотрят на пособие над доской и отвечают на вопрос. ( В первом, втором ,третьем(среднем), четвертом, пятом, шестом, седьмом).
В помощь детям в каждом домике количество окошек соответствует номеру домика.
– Значит какой сегодня день недели?
Дети отвечают :
Первый –ПОНЕДЕЛЬНИК,
Второй – ВТОРНИК,
Третий (средний)- СРЕДА,
Четвертый –ЧЕТВЕРГ,
Пятый – ПЯТНИЦА,
Шестой –СУББОТА,
Седьмой –ВОСКРЕСЕНЬЕ.
Далее воспитатель продолжает занятие вопросами:
-Какие занятия у нас по расписанию в этот день недели ? и т.д.
Таким образом в основе пособия лежит АССОЦИЯЦИЯ. Каждому дню недели присвоена цифра : «Понедельник – 1, вторник – 2, среда – 3 и т.п.». Когда ассоциации сформируются, можно приступить к упражнениям на соответствие.
1. Воспитатель спрашивает у ребенка, сколько дней осталось до выходных. Если отвечает правильно, уточняйте, какой сегодня день недели.
2. Попробуйте обратный счет. Воспитатель просит ребенка перечислить дни недели в обратном порядке.
3. С детьми старшего возраста можно пробовать решать логические задачки. Например: какой день прячется между средой и пятницей? Какой день идет после понедельника? Какой день недели последний, а какой первый?
4. Воспитатель может с детьми выучить СТИХИ ПРО ДНИ НЕДЕЛИ:
Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовётся ПОНЕДЕЛЬНИК.
ВТОРНИК – это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка СРЕДА
Третьим днём всeгда была.
А ЧЕТВЕРГ, четвертый день,
Шапку носит набекрень.
Пятый – ПЯТНИЦА – сестрица,
Очень модная девица.
А в СУББОТУ, день шестой,
Отдыхаем всей гурьбой
И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ,
Назначаем Днём Веселья.
5. Воспитатель может задавать вопросы относительно понятий «сегодня», «завтра», «вчера».
Пособие предназначено для детей дошкольного возраста 3-7 лет, может использоваться как самостоятельная форма деятельности во время образовательной деятельности, так и во время индивидуальной работы и режимных моментов.