Врясова Ирина Леонидовна
Земкова Ольга Геннадьевна
ст. воспитатель,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Рябинушка»
города Тетюши»
Республика Татарстан
Наш детский сад находится в регионе, в котором в осенне-зимний период рано темнеет и люди утром и вечером идут в темноте. Кроме того мало, где есть достаточное освещение улиц.
Самое большое количество ДТП происходит в тёмное время суток. В это время водителям сложно вовремя увидеть человека, вышедшего на проезжую часть.
Начиная с детского сада, нам рассказывают про то, как важно носить на верхней одежде и рюкзаке световозвращатели. Но не всегда удобно их крепить к рюкзакам, а верхнюю одежду можно повредить, мы придумали сумки со световозвращающими элементами. Ведь сумка – это необходимый атрибут, как для маленьких пешеходов, так и для взрослых и мало кто всерьез задумывается о важности этих атрибутов. Но мы решили использовать не просто сумку, а эко-сумку.
Все, наверное, уже давно в курсе, что из соображений экологичности и рациональности природопользования человечество уже много лет назад начало активную борьбу с полиэтиленовыми пакетами. Пока пакеты полностью не упразднены в нашей жизни как предмет обихода, самым простым способом проявления нашей экологической ответственности становится использование ЭКО-сумок. Люди это прекрасно понимают и принимают, поэтому сегодня ЭКО-сумки востребованы и у производителей товаров в роли сумки-упаковки, и у рядовых потребителей, как удобное многоразовое текстильное изделие для ежедневного пользования. А ЭКО-сумки со световозвращающими элементами еще и сохраняют жизнь и предотвращают ДТП.
И мы решили узнать, как может ЭКО-сумка сберечь жизнь в темное время суток?
Объект исследования: способ предотвращения дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов в тёмное время суток.
Предмет исследования: ЭКО-сумки со световозвращающими элементами.
Срок реализации проекта: краткосрочный; 2 недели (апрель).
Вид проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: воспитанники ДОУ, родители, педагоги, социум.
Цель: формирование знания о необходимости и важности использования световозвращающих элементов на ЭКО-сумках для снижения детского дорожно-транспортного травматизма и повышения безопасности дорожного движения, сохраняя чистоту природы.
Задачи:
Для детей:
– познакомить детей с фликером и световозвращающими элементами, рассказать о необходимости использования световозвращающих элементов, как на верхней одежде, так и на сумках разного вида;
– развивать познавательную активность детей как участников дорожного движения;
– воспитывать экологическую культуру у детей дошкольного возраста.
Для родителей:
– познакомить со средствами безопасности, как световозвращающие элементы, их назначении и важности ношения для безопасности участников дорожного движения;
– формирование экологических знаний посредством совместного изучения с детьми проблемы загрязнения окружающей среды одноразовыми полиэтиленовыми пакетами:
– научить шить ЭКО-сумки со световозвращающими элементами.
Для педагогов:
– разработать способы использования ненужных материалов посредством вторичного изготовления ЭКО-сумок со световозвращающими элементами;
– учить создавать эскизы ЭКО-сумок со световозвращающими элементами, и изготавливать их из вторсырья.
Предмет продукта: демонстрация «ЭКО-сумки «Засветись! Стань заметней – пешеход!»
Проект состоит из 3 этапов
I этап. Подготовительный.
Подборка материала: беседы с детьми и родителями, анкетирование родителей «Что такое фликеры и для чего они нужны?»; диагностика выявления знаний детей о безопасности дорожного движения в темное время суток, презентаций; подбор и размещение информации на сайте группы, проведение родительского собрания, и был разработан план работы по данному проекту.
II этап. Основной.
На этом этапе мы реализовали план мероприятий.
План мероприятий.
№ |
Мероприятия |
|
Работа с детьми |
1 |
Беседы: «Что такое световозвращатели?», «Как безопасно для природы можно использовать многоразовую сумку». |
2 |
Заучивания стихотворений из цикла «Засветись!» |
|
3 |
Акция «Если вышел в путь, ты про фликер не забудь!» с героями д/с «Фликерочек и Световозвращалочка». |
|
4 |
Сочинение сказок о световозвращающих элементах. |
|
5 |
Экскурсия на дорогу, к перекрестку и светофору. |
|
6 |
Изготовление детьми световозвращателей (фликеров). |
|
7 |
Выставка сумок. |
|
8 |
Экспериментирование на тему «Ткани и их свойства», «Принципа действия кошачьих глаз», «Световозвращающий эффект фликерных элементов». |
|
9 |
Целевая прогулка в кастелянную детского сада. |
|
10 |
Экологическая акция «Скажи полиэтиленовому пакету «НЕТ!». |
|
Работа с родителями |
11 |
Консультации для родителей, о необходимости и эффективности использования световозвращающих элементов. |
12 |
Мастер-класс «Световозвращающие элементы (фликеры) своими руками». |
|
13 |
Конкурс «Лучший девиз (лозунг, слоган) про эко-сумку со световозвращающими элементами». |
|
14 |
Творческая мастерская «ЭКО-сумка – альтернатива пластиковому пакету». |
|
15 |
Изучить совместно с детьми проблему загрязнения окружающей среды одноразовыми полиэтиленовыми пакетами. |
|
16 |
Изготовление ЭКО-сумок в совместной деятельности с детьми. |
|
Работа с педагогами |
17 |
Круглый стол «Как воспитать правила безопасного поведения у родителей и детей на дорогах». |
18 |
Педагогическая мастерская: создание эскизов «ЭКО-сумки со световозвращающими элементами». |
|
19 |
Акция «ЭКО-сумка «Засветись! Стань заметней – пешеход!». |
|
20 |
Челлендж «А я использую ЭКО-сумку!». |
Были проведены следующие мероприятия:
Беседы: «Что такое световозвращатели?»
Беседа «Как безопасно для природы можно использовать многоразовую сумку».
Акции:
Социальная акция «Если вышел в путь, ты про фликер не забудь!» с героями д/с «Фликерочек и Световозвращалочка».
Цель данной акции: разъяснение необходимости использования пешеходами при движении в тёмное время суток или недостаточной видимости предметов со световозвращающими элементами.
Экологическая акция в детском саду «Скажи полиэтиленовому пакету – нет!»
Целью этой акции стало: привлечение внимания горожан к проблеме загрязнения окружающей среды, призвать жителей города к отказу от пластиковых пакетов в пользу эко-сумок.
Акция «ЭКО-сумка «Засветись! Стань заметней – пешеход!»
Экскурсия к проезжей части, перекрёстку и светофору.
Целевая прогулка в кастелянную детского сада.
Ребята познакомились с работой кастелянши, обогатили представления о ее трудовых действиях, результатах труда. И познакомились с новой профессией: Кастелянша – это заведующая бельевым хозяйством.
Экспериментирования «Ткань и ее свойства», Эксперимент на определение принципа действия кошачьих глаз, «Световозвращающий эффект фликерных элементов».
Дети узнали много нового о ткани: ткань бывает тонкая, толстая, гладкая, мягкая, шершавая, шерстяная, мнется, прочная, крепкая, режется ножницами, намокает в воде, ткань можно сшить. Она очень хороша и надежна для пошива не только одежды, но и сумки.
Принцип действия кошачьих глаз дети проверили на примере своих кошек. В темноте кошки не было видно. Но когда они посветила в мордочку фонариком, то её глаза сверкнули зелёным светом. На второй день они поделились своими впечатлениями в группе.
Световозвращающий эффект фликерных элементов мы проверили в группе и посмотрели, как это работает. На столе находится коробка, окрашенная в черный цвет. Внутрь коробки мы с детьми поместили силуэт человека. Посмотрели видно его или нет? Посветили на него фонариком. Тоже не видно. А потом поместили вместо него силуэт человека с фликером и посветим на него. Заметили, что хорошо видно фликер на силуэте. Сделали вывод: Фликеры покрыты световозвращающей пленкой, которую видно издалека в темное время суток.
В группе оформили выставку сумок «Мир сумок».
Разучивали и читали стихи о фликерах.
В саду провели конкурс на «Лучший девиз (лозунг, слоган) про эко-сумку со световозвращающими элементами». Где наши воспитанники заняли призовые места во всех номинациях конкурса.
Провели консультацию для родителей «О необходимости и эффективности использования световозвращающих элементов».
Родители вместе с детьми сочинили и оформили сказки о световозвращающих элементах (фликерах).
Совместно изучили проблемы загрязнения окружающей среды одноразовыми полиэтиленовыми пакетами. Выставили на страничку в VK.
Мастер класс для родителей «Световозвращающие элементы (фликеры) своими руками».
Где родителей познакомили со световозвращающими элементами, какие они бывают и изготовили фликеры своими руками.
Творческая мастерская «ЭКО-сумка – альтернатива пластиковому пакету».
Провели творческую мастерскую и сделали выкройки ЭКО-сумок со световозвращающими элементами для пошива.
С педагогами были проведены:
Круглый стол «Безопасная дорога» (профилактика детского дорожно – транспортного травматизма) «Научи ребенка правильно соблюдать правила дорожного движения».
Педагогическая мастерская: создание эскизов ЭКО-сумки со световозвращающими элементами».
Челлендж «А я использую ЭКО-сумку!»
Подводя итог, следует отметить: разработанный план мероприятий в период работы над проектом реализован полностью. Основная задача педагогов и родителей – о необходимости и важности использования световозвращающих элементов для снижения детского дорожно-транспортного травматизма и повышения безопасности дорожного движения будет решаться и в дальнейшем через самые разнообразные виды деятельности.
Итогом проекта стала «Демонстрация ЭКО-сумок «Засветись! Стань заметней – пешеход!»
Ожидаемые результаты проекта.
У детей:
– сформированы представления о нормах безопасного поведения на дорогах;
– дети узнали о пользе световозвращающих элементов на ЭКО-сумках (рюкзаках), которые помогут им в темное время суток обезопасить себя на дороге;
– сформированы основы экологической грамотности и экологического сознания.
У родителей:
– активизация и систематизация знаний о предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма;
– закрепление имеющихся знаний о сохранении природы, через доступные материалы.
У педагогов:
– создание единого воспитательно – образовательного пространства в процессе реализации проекта.
Представили свой опыт работы:
старший воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад «Рябинушка» города Тетюши» Тетюшского муниципального района Республики Татарстан: Врясова Ирина Леонидовна,
Воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад «Рябинушка» города Тетюши» Тетюшского муниципального района Республики Татарстан: Земкова Ольга Геннадьевна