Терехина Светлана Абдулхамитовна
Сорокина Елена Семеновна
преподаватели
МБУДО «Детская музыкальная школа имени Джаудата Файзи»
Приволжского района г. Казани
Республика Татарстан
Начало нового столетия характеризуется развитием в регионах двух разнонаправленных процессов: с одной стороны это федерализация (сохранение общего экономического, образного и культурного пространства), с другой стороны – регионализация (собственная стратегия экономического и культурного развития). Отсюда вытекает актуальность и важность этнокультурной составляющей в образовании подрастающего поколения. Решение этой проблемы невозможно без повышения общекультурного уровня обучающихся, формирование положительного отношения к собственной национальной культуре, воспитание культуры межнационального общения, умение понимать и принимать культуры других народов.
Одним из ведущих направлений в региональной образовательной программе становится музыкальное воспитание, учитывающее своеобразие и самобытность культуры региона.
Видный татарский ученый Каюм Насыри утверждал: «Сколько языков знаешь – столько раз ты человек» Это высказывание в полной мере можно отнести и к понятию «музыкальная культура», ведь знание музыки разных народов обогащает человека, делает его жизнь духовно богаче!
Перечисленные проблемы, позволили нам сформулировать тему нашего проекта, целью которого мы поставили: возрождение культурного наследия и воспитания у детей чувства национального самосознания, гордости за свою культуру, как приоритетного направления духовно-нравственного развития обучающихся в условиях дополнительного образования.
Исходя из цели проекта, мы поставили перед собой следующие задачи:
Обогащение слухового опыта детей при знакомстве с творчеством музыкальных коллективов.
Обучение детей анализу средств музыкальной выразительности.
Приобщение детей к русской и татарской народно-традиционной музыкальной культуре.
Получение знаний о жизни и творчестве композиторов-классиков и современных композиторов Татарстана.
Развитие коммуникативных способностей (общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни.)
Знакомство детей с музыкальной культурой республики в привлекательной и доступной форме.
Общечеловеческие потребности. Понятие этнокультурной потребности.
Все высшие духовные потребности человека – в познании, самоутверждении, самовыражении, безопасности, самоопределении. Для достойной жизни человеку необходимы определённые условия: свобода волепроявления, пространство для реализации творческой деятельности, социальная удовлетворённость.
Социальная удовлетворённость в обществе будет в случае, если человек сможет говорить на родном языке и поддерживать культуру своего народа. Этнокультура (от слов «этнос», что значит «народ») и культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества, различают материальную и духовную культуру: в более узком смысле термин «культура» относят к сфере духовной жизни людей.
В последнее время большое внимание в образовательном процессе уделяется этнокультурному воспитанию (т.е. воспитанию на народных традициях), популяризации этнопедагогики. Мы знакомим подрастающее поколение с богатым наследием народного эпоса с целью сохранения и развития исторически сложившихся народных традиций, формирования национального самосознания учащихся – представителей своей Родины.
Развитие этнокультурного направления, реализующегося в работе преподавателей «Детской музыкальной школы имени Джаудата Файзи».
Каждый народ за свою многовековую историю привносит свои традиции в культуру. Отсюда задачи сегодняшнего времени – брать на вооружение эти замечательные традиции народов и широко использовать их в работе с детьми.
В работе мы должны опираться на различные виды народного эпоса (сказки, песенки, пословицы, поговорки, прибаутки, потешки и хороводы, баиты и мунаджаты, и т.д.). Где, как не в народном творчестве, мы можем почерпнуть лучшие, сложившиеся на протяжении многих столетий нравственные ценности, представления о дружбе, добре, верности, смелости, правде и трудолюбии. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым пытаемся приобщить их к позитивному отношению к жизни, духовным и нравственным идеалам. В музыкальном народном творчестве абсолютно необъяснимым образом сочетаются распевность, ритмическая организация и смысловое значение.
Наша задача, как педагогов дополнительного образования, ввести ребенка в мир национального искусства, развить его эстетическое восприятие, сформировать его этническую само-сознательность.
Организационно-педагогические принципы и условия реализации проекта.
В современной образовательной системе основное и дополнительное образование детей становятся на одну ступень, взаимодополняя и обогащая друг друга, тем самым создавая нужную образовательную среду для гармоничного и разностороннего развития каждого ребёнка.
Не секрет, что именно дополнительное образование является базовой основой для развития способностей, наклонностей и интересов ребёнка, его социального и профессионального самоопределения.
Только дополнительное образование способно органически соединять различные виды организации досугового времяпрепровождения (творчество, отдых, развлечения) с разнообразными формами образовательного процесса.
Система дополнительного образования действительно позволяет расширить содержание общего образования за счет изучения технических областей культуры, которые не представлены или представлены в слабой степени в школьных программах, различные области искусства (музыка, хореография, изобразительная деятельность), прикладное творчество, и тем самым помогает решить проблему занятости детей.
Возможно, основное предназначение дополнительного образования состоит в том, чтобы направить уклад жизни учащихся в нужное русло, дать детям новое социальное общение, развить их интересы и привить им достойные жизненные ориентиры.
В своей работе мы опираемся на базовые педагогические принципы:
- Принцип непрерывности и последовательности.
- Целостный подход к решению педагогических задач:
- Обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, собственное исполнение – музицирование.
- Применение полученных знаний в жизни.
- Принцип интегрированности.
- Принцип вариативности (использование различных методов в различных видах детской деятельности).
В нашей республике всегда высокий интерес к музыке татарских композиторов Ф.Ахметова, Р.Еникеева, Н.Жиганова, А.Ключарева, Ф.Яруллина, Р.Яхина, С.Садыковой, С.Сайдашева, М.Музафарова и многих других. Музыкальное творчество этих композиторов позволяет утверждать, что оно эффективно способствует формированию личности ребенка, активному приобщению к татарской национальной культуре.
Татарская музыка – яркое национально-самобытное явление, впитавшее в себя традиции родного фольклора и лучшие достижения мирового музыкального искусства. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла используется для поэтизации искусства прошлого, воспроизведения национального или исторического колорита.
Стилизация подразумевает творческое переосмысление, а не простое копирование. Стилизация народных песен, танцев, наигрышей – излюбленный художественный прием композиторов – классиков.
Современные татарские композиторы также используют стилизацию в своём творчестве, опираясь на опыт композиторов прошлого, но при этом раскрывая картины современного мира.
Рашид Калимуллин издал сборник под названием «Города мира», в котором пьесы стилизуются под музыку разных народов.
Ренат Еникеев в четырёх тетрадях «Тюркские напевы» стилизовал в стиле токкатной техники пьесу на основе детского фольклора «Тук-тук-тук!» – инструментальное перевоплощение вокального материала в стиле мунаджата.
Наш современник – композитор, педагог, член союза композиторов Анатолий Борисович Луппов сказал: «В татарской музыке меня привлекает такая её особенность, как целомудренность лада, а именно пентатоника. Это звучание совершенно особого рода. Мне интересно работать с этим пятиступенным ладом, постепенно расширяя его границы. При помощи пентатоники можно выразить буквально все чувства. Татарские народные песни – они как маленькие симфонии. И когда их применяешь в своём творчестве, получается потрясающий результат».
Преподаватели нашей музыкальной школы в своей работе с учащимися постоянно обращаются к музыке, которая основана на своеобразии и самобытности музыкальной культуры нашего региона.
На базе нашей школы преподавателем Терехиной С.А. создан фольклорный ансамбль «Ялкыннар». Работая с ансамблем, она сделала переложения на разные этнические инструменты: думбру, домру, дэф, таш сабызгы, курай. Ансамбль успешно выступает на различных фестивалях и конкурсах, частый гость Дома Дружбы народов.
Ежегодно в нашей школе, силами наших педагогов, проводится городской конкурс татарской музыки «Кояшлы бүләк» (участники – учащиеся детских музыкальных школ и школ искусств города Казани) и Республиканский конкурс преподавателей «Үз эшенең остасы». Жюри конкурса – известные казанские музыканты.
Деятельность нашей школы в контексте национальной культуры неразрывно связана с различными традициями и календарно-обрядовыми праздниками. Мы проводим лектории, тематические концерты и календарно-обрядовые праздники, стараемся анализировать проведённые мероприятия и выявлять наиболее удачные аспекты, ориентированные на патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Также при разработке календарно-обрядовых праздников мы должны учитывать окружение ребёнка, социум в котором он растёт, особенности природного мира, изучая который развивается его познавательная деятельность. Общий контекст сценария должен быть гармоничным и передавать целостность задуманных нами идей.
Календарно-обрядовые праздники мы стараемся дополнять театрализованными сценками, играми и соответствующим документальным видеорядом.
При художественном наполнении календарно-обрядовых мероприятий мы опираемся на следующие принципы:
Ситуативность. При проведении мероприятия желательно учитывать современные потребности, интересы детской аудитории в реализуемых нами формах.
Вариативность. Использование разнообразных подходов в проведении мероприятия позволит избежать односторонней подачи материала.
Диалогичность. Формирование определённой системы подходов к разной возрастной аудитории на основе использования индивидуальных, групповых и коллективных форм.
Импровизационность. Когда разрабатывается художественная составляющая сценария, нужно помнить, что один и тот же праздник (мероприятие) может быть организован по-разному, в зависимости от поставленных задач и ориентации на возрастную категорию.
Таким образом, эти внеклассные мероприятия (Масленица, Сабантуй, Каравон, «Сбор урожая») дают возможность учащимся накопить знания, приобрести определённые представления о природе.
Молодежь XXI века заинтересована в образовании. На современном этапе достаточно много внимания уделяется и дополнительному образованию. Когда ребёнок получает возможность выбора наиболее близкого ему рода деятельности, его становление как личности проходит в более гармоничной и благоприятной среде.
Заключение
На примере этого проекта мы хотим показать, что важнейшей составляющей процесса воспитания является формирование положительного отношения к собственной национальной культуре, воспитание культуры межнационального общения. Это тот фундамент, который в конечном итоге формирует личность ребенка и подростка.
На наш взгляд, дети приобретают духовно-нравственные ценности, благодаря соприкосновению с народной культурой; без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.
Учреждения дополнительного образования являются, на наш взгляд, наиболее демократичным учреждением в плане предлагаемого многообразия форм, методов, способов и средств донесения и воспитания подрастающего поколения.
Модест Петрович Мусоргский сказал: «Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей – это национальная трагедия и угроза самому существованию нации».
Дети, их жизнь и творчество – это феномен в культуре каждого народа, требующий пристального внимания, комплексного изучения, научно-практических рекомендаций и их внедрения в реальную современную жизнь подрастающего поколения.
Используемая литература
- Волков Т.Н. «Этнопедагогика». – М., 2009.
- Спиридонова В.М. «Стилевые особенности татарской музыки».
- Словарь психолого-педагогических терминов. Электронный ресурс.